Контрольная работа на тему Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Концепция рекапитуляции (Ст. Холл)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Биогенетический закон в психологии 4
1.1 Теория Штерна 4
1.2 Теория Холла 5
1.3 Теория Торндайка 5
1.4 Теория соответствия 5
2. Концепция рекапитуляции 6
3. Критика биогенетического направления в исследовании детского развития 8
4. Современное воспитание и современные дети, или как теория рекапитуляции не подтвердилась 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Введение:
Человек обладает двойственной природой, с одной стороны это существо биологической природы с другой стороны социальной. Но при этом в период своего онтогенеза человек проходит все стадии развития, как и животные. Отсюда возникли предпосылки проецирования онтогенетического развития людей на психологическое развитие ребенка.
Но как обычно у любой теории найдется тот человек, который захочет ее опровергнуть. Поэтому и у теории биогенетического подхода в психическом развитии детей появились многочисленные критические отзывы и теории.
В данной реферативной работе рассмотрены вопросы биогенетического закона действующего в психологической науке, причем таких теорий было несколько, и каждая строилась на своих идеях и принципах, но в основе был заложен закон Э. Геккеля.
Следующий рассмотренный вопрос это критика биогенетического направления в исследовании детского развития, тому также было множество предпосылок.
Также была проведена параллель между современным воспитанием детей и теми принципами, которых придерживались в прошлых столетиях относительно педагогических изысканий.
Особенности развития современных детей напрямую связаны с индустриальными и технологическими процессами в мире. Ребенок с пеленок окружен всевозможными приборами: музыкальными игрушками, планшетами, компьютерами. По телевизору целый день показывают яркие мультфильмы, в то время как можно поиграть онлайн в любую настольную игру. Вы замечали, как быстро ребенок осваивает мобильный телефон? Как целенаправленно и с восторгом проходит уровни в играх, разбирается в гаджетах, девайсах? Напрашивается закономерный вопрос: кто такой современный ребенок и что мы о нем знаем? Дети нынешнего времени отличаются от ребят прошлого века. Современный ребенок имеет Интернет, он рано узнает, что такое виртуальная реальность, а это ведет к изменению социальных связей. В то время как дети минувших десятилетий развивались в условиях малого социума: родители, дружба с соседскими детьми, кружки, одноклассники. На процесс развития современного ребенка оказывают влияние интерактивные игрушки, телевидение, реклама. Дети нашего времени — информированы.
Заключение:
Человечество всегда интересовало устройство человеческой души, но еще ни одному ученому или мыслителю не удалось разгадать эту тайну. Конечно, может возникнуть вопрос почему? Может еще не родился тот ученый, который решит этот вопрос, а возможно нам людям это в принципе не подвластно. Поэтому нам лишь остается на эмпирическом уровне сравнивать и анализировать то, что уже получено другими или то, что смогли посчитать (раскрыть) до нас.
Но, на мой взгляд, самой темной и неизученной областью человеческого тела (сущности) остается душа, особенно детская душа. Хотя большинство взрослых людей считают наоборот, что нет ничего проще, чем ребенок, ведь здесь все очевидно, но, увы, это не так.
Так когда-то и произошло с теорией Холла, которая основывалась на теории Геккеля, для первого было все более чем очевидно. На этапе внутриутробного развития ребенок проходит ряд стадий, так и на этапе постэмбрионального развития проходит ряд стадий, при этом все эти стадии повторяют филогенез органического мира в принципе. Конечно, каждая теория имеет место быть, но любая утопическая теория всегда найдет свое опровержение и противников.
Фрагмент текста работы:
Биогенетический закон в психологии
Немецкий ученый, Э. Геккель в 1886 году сформулировал биогенетический закон, являющийся основной закономерностью в живой природе, согласно которому каждая особь в период онтогенеза (индивидуального развития) проходит ряд коротких и быстрых повторений (рекапитуляций), лежащих в основе исторического развития (филогенез) каждого вида [4, c. 166].
Данный закон нашел применение во многих областях естественных наук, в том числе и психологии. Но согласно представлениям И. Гербарта, Т. Циллера и ряда других ученых в индивидуальном развитии ребенка имеется также параллелизм развития ребенка и развития человеческой общности, похожий на биогенетический закон, что выражалось в виде теории степеней культуры, согласно которой каждый этап в воспитательном процессе должен соответствовать культурному историческому этапу. После того, как эволюционная биология достаточно плотно вошла в психологию на рубеже девятнадцатого — двадцатого века сразу решили спроецировать принцип биогенетического закона на этапы психического развития детей. Поэтому та школа психологов, которая внедряла эту идею, считала, что эволюционное развитие нашего мира, особенно историческое развитие человеческого общества, соответствует этапам онтогенеза ребенка. В связи, с чем предложили различные варианты параллельных периодизаций.
1.1 Теория Штерна
Теория, предложенная В. Штерном, предлагала следующее: наше детство шестифазное, которое соответствует шести эволюционным эпохам человеческого общества: ребенок на первом году жизни (первые полгода) равнозначен по развитию низшим млекопитающим (преобладают рефлексы и элементарные психические функции); вторые полгода — ребенок переходит на вторую ступень развития равнозначную высшим млекопитающим (хватает, подражает); второй год индивидуального развития можно сравнить с этапом уже человеческой истории, она имеет несколько ступеней идентичным ступеням в первобытного филогенеза (2 — 7 лет — игровой возраст с преобладанием сказок), античность (период младшего школьного возраста), христианство (период среднего школьного возраста) и современность (половое созревание).
Кроме того выделялась некоторая концептуальность в различении этапов онтогенеза исходя из исторического способа добычи ресурсов: собирательство (до 5 лет), охота (10-12 лет), пастушество (до 14 лет), земледелие (до 16 лет), торговля и промышленность (до 20 лет).
1.2 Теория Холла
Были предприняты еще попытки в создании научных теорий, в основе которых был положен биогенетический закон, таковых было несколько. Первую, о которой стоит упомянуть — это о теории рекапитуляции, которую создал Г. С. Холл, а поддержали ее последователи этой теории. Данная теория подразумевала использование прямой аналогии с законом созданным Геккелем, рассматривая онтогенез ребенка в виде процесса в основе которого заложены наследственные причины, протекающие за счет основных линий эволюции, тогда как доминантные стадии подвержены автоматическому воспроизведению осуществляющейся при строгой последовательной закономерности.
1.3 Теория Торндайка
Согласно теории Э. Трондайка, индивидуальное развитие ребенка и человеческим родом, в общем, имеется аналогия, на них действуют одинаковые силы — случайные вариации и целесообразный отбор. Полезные свойства воспроизводятся в период онтогенеза, причем с такой последовательностью, которая регулируется адаптивными приспособлениями к среде [3, c. 109].
1.4 Теория соответствия
Теория соответствия (Э. Клапаред, К. Коффка, П. П. Блонский) объясняла параллелизм онто- и филогенеза общей логикой процесса развития — от примитивных и обобщенных форм к сложным и дифференцированным.
Педагогическое приложение
Педагогическое приложение биогенетического закона вылилось в требования предоставить ребенку возможность изживать архаические формы поведения, мышления и т. п. Так, по мнению Холла, в играх ребенок должен изживать низшие инстинкты как след животного состояния человека. К. Гроос показал несостоятельность этого взгляда применительно к игре; в своих исследованиях игр животных и людей он пришел к выводу, что биологическое значение игры заключается не в изживании прошлого, а в подготовке и упражнении функций для будущего.
Для обоснования биогенетического закона в педагогике и психологии предпринимались попытки сопоставления фактов возрастного развития ребенка с данными этнографических и археологических исследований. Например, отыскивались аналогии мыслительных процессов в детском возрасте и механизмов так называемого дологического мышления у первобытных народов, а также детских рисунков и наскальных росписей. Последнее послужило основой создания особой концепции иллюстрирования детской литературы, что на практике вылилось в насаждение в изобразительном творчестве для детей примитивных формалистических шаблонов.
Эволюционный подход к развитию ребенка на основе биогенетического закона привел к накоплению большого фактического материала из жизни детей, относящегося к этой проблеме (атавизмы, эволюционные и культурно-исторические параллели). Однако основные теоретические построения выводились преимущественно умозрительно. Было осуществлено множество попыток используя строго научные методы доказать что биогенетический закон действительно реализуется в рамках психологической науки, но ни одна из них не имела точных и правдивых доказательств [1, c. 111].
Современная отечественная психология всегда рассматривала психическое развитие на уровне процессов, которые обуславливаются социальным фактором, в основе которого лежит механизм осваивающий (присваивающий) общественно-исторический опыт.
Но при этом в различных современных научных источниках можно встретить аналогичные сравнения психологического развития с биогенетической концепцией. Допустим, вполне оправдано на житейском уровне, что маленький ребенок очень напоминает несведущего и неумелого дикаря, который не способен совладать с собственными побуждениями, и у него только впереди освоение многообразных знаний и принятие социальных норм, поскольку с ними ему только предстоит столкнуться. Но наличие таких сравнений ни чем опять же не подкреплены и на деле остаются образной метафорой.