Контрольная работа на тему Краеведческая деятельность библиотек
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
ГЛАВА ІІ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК 10
2.1. Формирование фонда краеведческой литературы в библиотеке 10
2.2. Массовые формы позиционирования краеведческой литературы 13
2.3. Библиографическая краеведческая работа библиотеки 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА 22
Введение:
ХХІ век характеризуется возрождением интереса общества к истории своего государства и края, к научному изучению памятников культуры, популяризации традиций и культурных ценностей.
В этих условиях краеведение как источник духовности и культуры народа приобретает особое значение, направленное на возрождение духовности, исторической памяти, формирование у граждан, прежде всего молодежи, любви к родному краю, национального патриотизма, ответственности за сохранность историко-культурного прошлого.
Краеведением на протяжении долгих лет занимались историки, географы, литературоведы. В последние десятилетия особое место в краеведческой работе отведено библиотекам. Они являются одним из важных элементов в системе информационных заведений.
Актуальность нашей работы в том, что библиотеки, накапливая на протяжении долгих лет своей деятельности огромный опыт в приобретении, хранении и организации использования краеведческой информации, способны предоставить уникальную информацию краеведческого порядка. Кроме того специфика библиотечной работы позволяет как можно шире ее распространить и наиболее доступным способом.
Библиотечная краеведческая деятельность – это часть общей государственной работы в данном направлении. Таким образом, в условиях возрождения краеведческого движения распространение краеведческих знаний приобретает особое значение и является одним из основных заданий, которые стоят перед библиотеками. Поэтому тема данной работы достаточно актуальна и имеет практическую ценность.
Краеведческой деятельности посвящен целый ряд работ отечественных библиографоведов и библиотековедов Н. В. Здобнова , К. В. Сивкова , С. Я. Борового, В. А. Николаева , А. Н. Бухченкова, И. Н. Войханской, Н. Ф. Горбачевской , И. И. Михлиной и др.
Теоретико-методологическую базу нашего исследования составили: учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература) и научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Цели контрольной работы: изучить особенности краеведческой деятельности библиотек.
Задачи контрольной работы:
– рассмотреть основные понятия данного вопроса;
– проанализировать основные направления краеведческой деятельности библиотек.
Заключение:
В настоящее время краеведение приобретает достаточно высокий статус, чего не наблюдалось на протяжении всего культурно-исторического развития государства. Важнейшей чертой краеведения является его многофункциональность, что позволяет охватывать все сферы жизни общества, от бытовой до творческой. Таким образом, краеведение, вносит огромный вклад в обеспечение качества жизни в регионе. Именно поэтому оно стало обязательным элементом в работе библиотек.
Библиотекари, как хранители духовных ценностей, стремятся донести до пользователей, хранящиеся на протяжении тысячелетий сокровища книжной мудрости. Задача библиотекарей – поддержка интереса общества к истории и жизни родного края.
В процессе нашей работы мы определились с основными понятиями, связанными с библиотечной краеведческой деятельностью, а также раскрыли основные формы и направления этой деятельности.
Итак, целями краеведческой работы в библиотеке являются:
– пробуждение и воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине;
– пропаганда, сохранение и распространение краеведческих знаний в системе образования и воспитания личности;
– формирование культурно-исторического сознания посредством развития краеведения;
Это не только тесное сотрудничество со всеми местными издательствами, но и непосредственная издательская деятельность библиотек, библиографическая, и досуговая.
Фрагмент текста работы:
Краеведение как социально значимая деятельность требует библиотечно-информационного обеспечения и обслуживания. В системном аспекте краеведение является сферой обслуживаемого, а библиотечная деятельность – сферой, которая обслуживает. Краеведение является предметной областью библиотечно-информационного обеспечения и обслуживания, поэтому важно обладать знаниями о его сущности, структуре, функциях, истории возникновения и развития.
Без терминологии невозможно осуществлять полноценный процесс наиболее полного удовлетворения информационных потребностей в краеведении.
Этимологически сам термин «краеведение» происходит от двух слов – «край» (местность, территория) и «ведение» (знание), что в совокупности означает «знание о крае». Понятие «краеведение» – многоаспектное, структурно разнообразное, касается различных направлений жизнедеятельности края и не всегда поддается однозначной трактовке. Как, собственно говоря, и базовое понятие «край», которое можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В его разработках принимали участие географы, историки, литераторы и библиотечные специалисты. Поэтому не сразу пришли к единому мнению. Например, географы под данным определением понимают определенную территорию. Литературоведы отводят для его обозначения более крупную административно-территориальную единицу, как, например автономная область.
В обычном понимании краеведение рассматривают как изучение родного края, своей «малой» Родины. Это связано со спецификой краеведения, заключающейся в ее энциклопедическом характере, значительном духовном потенциале, патриотическом смысле, ведущей роли в укреплении национального самосознания народа.
Теоретические основы практического краеведения начали формироваться лишь в конце XIX – 20-е годы XX в. Именно тогда появились два основных подхода к определению понятия «краеведение»:
1) понимание его как чисто любительского занятия, изучение определенной части страны преимущественно усилиями местного населения;
2) шире его понимание как деятельности по изучению определенной территории внутри страны для решения научных, производственных, самообразовательных задач, которые осуществляются как местными, так и центральными государственными организациями, научными учреждениями и отдельными лицами. В библиотечном смысле второй подход считается более перспективным, поскольку предполагает систему библиотечно-библиографической поддержки всех видов краеведческой деятельности, широко используется в дальнейшей работе библиотек.
Единственным терминообразующим элементом для краеведения стал принцип комплексности, с помощью которого «наука о крае определяется как особая отрасль знания. Тезис о возможности трактовки краеведения в узком и широком смыслах обосновал С. Л. Рудницкий. В первом случае – это так называемое этнографическое, историческое, литературное и другое краеведение, а во втором – комплексное (синтетическое) или географическое краеведение, которое включает все другие его виды. П. А. Тутковский впервые разработал теорию научного монизма естественных и общественных наук, основой которого является научное краеведение.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский рассматривал краеведение как педагогическое явление, мощное средство изучения Отечества и предложил включить его в учебные программы. Ученый считал, что обучение, основанное на краеведении, является успешным. Это дало толчок к зарождению родиноведческого направления в географии, который стал основой современного краеведения. М. В. Муратов видел в краеведении массовое общественное движение, которое дает возможность использовать силы местных жителей, которые не относятся к числу ученых, но могут внести полезный вклад в исследовательскую работу. Социальная ценность краеведения является тем выше, чем полнее оно охватывает край, изучает его специфику и связи с внешней средой. А. М. Большаков считал, что объектом краеведения является местный край. Позже Ю. Г. Саушкин, И. С. Юньев, К. Ф. Строев пришли к аналогичным выводам, определяя задачи краеведения как «всестороннее изучение родного края».
Краеведение рассматривалось как метод синтетического изучения любой более-менее самобытной территории, выделяемой за административной, политической, хозяйственной или иной признакам. К.Ф. Строев утверждал, что краеведение – это всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научных основаниях. Академик П. Т. Тронько рассматривал краеведение как науку, предметом которой является изучение родного края: социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области, природных условий . В последующие годы многозначность понятия «краеведение» усиливается, что вызывает необходимость каждый раз уточнять его смысл.
Именно краеведение, несмотря на всестороннее изучение края, может показать его специфическое «лицо», выявить его особенности, своеобразие и вместе с тем органическое единство с другими территориями и страной в целом. Этот признак остается актуальным и в современных условиях, поскольку подчеркивает системность, интегрированность краеведческого знания. Всестороннее изучение края обеспечивается совокупностью исследований, предметом которых являются отдельные стороны «жизни» края.
Особое место в краеведческой работе принадлежит библиотекам, архивам, музеям, информационным центрам. Кстати, многие современные библиотеки, обладая обширной информацией сами становятся информационными центрами. Таким образом, в структуре краеведения сформировались две главные подсистемы – непрофессиональная (любительская) и профессиональная. Учитывая рост социальной роли краеведения, оно становится прерогативой не только краеведов-одиночек, членов различных общественных объединений, но и всех местных социальных институтов и местных жителей. Изучать свой край может также любой человек, находящийся вне его территории. Лицо, углубленно изучает край и занимается краеведением, принято называть краеведом.
Известный специалист в области краеведческой библиографии Н. Н. Щерба рассматривал краеведение как отрасль деятельности человека, направленной на всестороннее изучение любой части страны, которая выделяется по одному из способов районирования, отдельными лицами независимо от места их проживания, социально-демографическими и другими признаками. Более лаконичное определение базового понятия привел А. В. Мамонтов, как отрасль деятельности человека по всестороннему изучению любого края.
Таким образом, краеведение – это комплексное научное всестороннее изучение определенной территории (села, города, области, края), средство обучения и воспитания национально сознательных граждан. Исторически сложились такие его функции, как учебно-воспитательная, коммуникационная, социокультурная, рекреационная, просветительская.
Краеведение способствует: культурному, социальному, экономическому развитию региона; охране и рациональному использованию природных богатств и культурного наследия края; распространению краеведческих знаний для достижения образовательных, самообразовательных, познавательных и воспитательных целей.
Виды и разновидности краеведения являются сложной иерархической взаимосвязанной структурой, объединяется в целостную систему.
Библиотечная краеведческая деятельность включает в себя: формирование краеведческого фонда, библиографическую деятельность, пропаганда краеведения.
Долгий период в библиотековедении и библиографоведении не было единого подхода для обозначения краеведческих документов. Разработки появились в 1920 – 1930 гг. ХХ в. Термин «краевая литература» применялся для обозначения книжной продукции о крае, и изданной в нем. Зачастую один и тот же термин «краеведческая литература» имел два смысловых значения: «краевая литература» и «краеведная литература».
Так произошло из-за того, что библиотеки в своей деятельности сталкивались с различными информационными запросами начиная от краеведов-специалистов до учащихся школ. Так и возникло разночтение различных терминов в краеведческой деятельности.
К концу 1930-х годов в целях устранения существующей путаницы в терминологии, исследователи пришли к более-менее единому мнению и остановились на одном конкретном термине. Таким образом, в специальном библиотечном лексиконе окончательно закрепился термин «краеведческая литература».
Н. В. Здобнов при составлении краеведческих библиографических пособий, попутно рассматривал содержание источников. К местному краю он относил произведения печати при условии, что они содержат информацию о деятелях края и их деятельности.
Таким образом, становится очевидным, что документы с информацию, в которой преобладает территориальный аспект, составляют ценность в краеведческом плане. Кроме того, в цикле наук явно не краеведческих, таких как физика, химия, математика, встречаются отдельные проблемы, связанные с изучением явлений ограниченной территории, в том числе о деятелях края, так называемых «земляках». Для их определенности используются параметры места рождения, места проживания и содержания деятельности. При наличии хотя бы одного из этих критериев можно рассматривать документ как краеведческий. Причем, один и тот же признак может дать возможность для включения в краеведческую деятельность. Краеведческий документ – это документ, который связан с краем содержанием и/или формой. Под его содержанием понимается информация о крае. Опираясь на общую теорию в библиотеках для обозначения фонда с содержащейся в нем литературой о крае используется понятие «краеведческий фонд» .
Краеведческий фонд – это упорядоченное множество зафиксированных в документальной форме сведений о крае. Он используется читателями и сотрудниками библиотек в различных целях: для удовлетворения краеведческих запросов читателей; для проведения библиографического информирования по краеведению; для выявления необходимых материалов при подготовке и составлении пособий, сборников, альманахов и других изданий краеведческого содержания; для организации краеведческих мероприятий. Без полноценного научно-организованного фонда серьезная краеведческая работа библиотеки невозможна.