Контрольная работа на тему Контрольная работа по предмету Теория и технология развития речи детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 5
1. Виды и приёмы обучения детей рассказыванию по игрушкам и предметам 6
2. Методы обучения детей диалогической речи на занятиях и в повседневной жизни 11
3. Конспект занятия по обучению детей составлению сказок 16
Заключение 22
Список литературы 23
Введение:
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, раз за разом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Проблемам развития речи детей дошкольного возраста посвящены исследования Д.Б. Эльконина [10], В. И. Яшиной, М. М. Алексеевой [1], А. А. Гуськовой [2] и др.
Освоение речи ребенком начинает происходить в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особого внимания со стороны взрослых. Речь – это один из важнейших процессов развития человека, на основе формирования речи происходит становление его как личности. Влияние речи на формирование сознания, взглядов, убеждений, интеллектуальных, моральных, эстетических чувств очень велико, на этой основе формируется воля и характер. С помощью речи все психические процессы становятся управляемыми.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Цель работы – изучение особенностей обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по игрушкам и предметам.
Задачи: 1. выявить значение рассказов по игрушкам и предметам для детей дошкольного возраста
2. изучить особенности обучения детей рассказыванию по игрушкам и предметам.
Заключение:
Речь – это один из важных процессов развития человека, на основе формирования речи происходит становление его как личности. Речь является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, у человека появляется потребность приобщения к ценностям духовной культуры, а также развитие речи выступает необходимым условием воспитания и обучения. Ребенок с появлением на свет нуждается в непременном общении с окружающими его взрослыми, эта та потребность, которая постоянно находится в стадии развития, сначала появляется потребность в эмоциональном контакте, затем это потребность выражается в личностном общении и сотрудничестве. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает фундамент успешного обучения в школе.
Освоение речи ребенком начинает происходить в период дошкольного детства, идет активное усвоение ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Следует отметить, что основная задача методики развития речи дошкольников – это воспитание звуковой культуры речи у детей решаются на протяжении всего дошкольного детства. Специально организованная образовательная деятельность подводит ребенка к овладению связной речью, происходит развитие умения содержательно и логично строить высказывания.
Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам – игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений.
Фрагмент текста работы:
1. Виды и приёмы обучения детей рассказыванию по игрушкам и предметам
Начиная со второй младшей группу при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. Занятия по рассматриванию и описанию игрушек – одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку для детей трех-четырех лет. Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживленно. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с ней. В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни ребенок уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа. У детей пяти-шести лет интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее. В старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность. В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия – дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах – описаниях. На занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети.
Виды рассказов по игрушкам:
1. Описательные рассказы: — рассказ по одной игрушке (предмету); — рассказ по набору игрушек (предметов);
2. Сюжетные рассказы (повествования): — рассказ по набору игрушек (предметов); — рассказ по отдельной игрушке (предмету).
В процессе занятий по обучению детей рассказыванию об игрушке дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение
Для показа часто используются наборы – комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения.
Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т. д. Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Дети упражняются в выборе точных слов-обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам.
В рассказах-описаниях находит выражение эмоционально-эстетическое отношение дошкольников к вещам, к игровому материалу, речь их становится более выразительной.
Качество рассказов и активность детей на занятиях во многом зависят от приобретаемого ими опыта восприятия объектов при наблюдениях, на прогулках, экскурсиях.
Показ игрушек может происходить в виде инсценировки какого-либо сюжета. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированное, эмоциональнее.
Совместное рассказывание. Этот прием в процессе, которого происходит построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает ее. Он используется в младших группах, в основном в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию: он планирует высказывание, задает схему, называет начало предложения, предлагает последовательность, способы общения. Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.
Образец рассказа – это короткое, живое описание предмета или изложение какого- либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец рассказа наиболее широко используется на начальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку о приблизительном содержании, последовательности и структуре монолога, облегчает выбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстового общения.
В образце показан примерный результат, который должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец должен быть четко выражен, умеренным темпом, достаточно громким. Содержание образца должно иметь образовательное значение [1].
Образец относится к прямым методам обучения и используется в начале образовательной деятельности и по его ходу для коррекции детских рассказов. Педагог в то же время поощряет элементы самостоятельности детей, но сперва позволяет, особенно в младшей и средней группах, буквальное подражание образцу. Чтобы развить самостоятельность и творческий подход детей, рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, чтобы охватить, например, все содержание картины или темы. Такая схема служит опорой для рассказывания о других эпизодах. В противном случае он сдержит мысль ребенка, спровоцирует детей повторить то, что они услышали от педагога.
В качестве разновидности образца рассказа используется частичный образец — начало или конец истории. Этот метод также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и используется для усиления способности рассказывать или демонстрировать детям, как выполнять творческие задачи.
Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Во-первых, сам педагог объясняет, как начинается рассказ, о чем говорится потом и каково окончание. Постепенно дети участвуют в анализе содержания и структуры образца. Этот метод направлен на ознакомление детей с построением различных типов монологи, он подсказывает им план будущих рассказов.
План рассказа – это два — три вопроса, которые определяют его содержание и последовательность. Во-первых, он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим методом обучения. План рассказов используется во всех видах рассказов. При описании игрушек и предметов он помогает последовательно вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании — подбор фактов, описание героев, место и время действия, развитие сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в форме плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке [1, c. 127].
В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, педагог постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, на незавершенность рассказа. В подготовительной группе, дети могут воспроизвести план (термин «план» не используется) и контролировать приверженность к нему рассказчиков. В этой возрастной группе также используется совместное составление плана воспитателем и детьми, а также независимое размышление детьми о плане своих рассказов.
Коллективное составление рассказа в основном используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые педагогом или другими детьми. В ходе последовательного обсуждения плана, вместе с педагогом, они выбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в полную историю. Педагог может повторить весь рассказ, вставив свои собственные фразы. Затем рассказ повторяется детьми. Ценность этого метода заключается в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления согласованного текста, чтобы активировать всех детей.
Другим типом этого приема является составление рассказа по подгруппам — «командам». Например, в рассказе по серии сюжетных картин дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок.
Составление рассказа по частям — по сути, также своего рода коллективное рассказывание, в котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания серии сюжетных картинок. Этот метод используется для описания многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.
Для каждого из них составляется план, а затем от двух до трех высказываний, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо говорившим ребенком [6].
Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель представляет собой схему явления, отражающую его структурные элементы и связи, наиболее значимые аспекты и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов в описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой коммуникации.
Используются различные типы моделей. Общей моделью является круг, разделенный на три неравные движущиеся части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Во-первых, модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа.
Освоение речи ребенком начинает происходить в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особого внимания со стороны взрослых. Речь – это один из важнейших процессов развития человека, на основе формирования речи происходит становление его как личности. Влияние речи на формирование сознания, взглядов, убеждений, интеллектуальных, моральных, эстетических чувств очень велико, на этой основе формируется воля и характер. С помощью речи все психические процессы становятся управляемыми.
Под влиянием развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи всестороннего развития ребенка. Развитие речи идет по нескольким направления: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.