Контрольная работа на тему Контрольная работа по предмету: «Оценка рисков»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
В настоящее время в России получило широкое распространение государственно-частное партнерство (ГЧП). Для объединения частного и государственного сектора в России созрели объективные экономические предпосылки. Недостаточное развитие энергетической, транспортной, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктур препятствует, как реализации крупных инвестиционных проектов, так и исполнению государством своих обязанностей. Государство недостаточно тратит на инфраструктуру, развитие которой необходимо для стимулирования экономического роста. Инструмент государственно-частного партнерства (ГЧП) изначально рассматривался, как способ восполнить сокращающиеся госрасходы в инфраструктуру и социально значимые отрасли. Бизнес в свою очередь, в условиях экономической нестабильности и дефицита оборотных средств, стал обращать внимание на стабильные, долгосрочные проекты. Объединение усилий государства и частного сектора является наиболее эффективным способом создания и обновления коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры.
На практике сотрудничество государства и бизнеса это сложный процесс. При осуществлении проектов ГЧП возникают различного рода риски, которые оказывают существенное влияние на их реализацию.
В наиболее общем виде риск определяется как вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для реализации проекта. Наступление такого события происходит вследствие как объективных, так и субъективных причин. Соответственно, под рисками в проектах ГЧП можно понимать вероятные, потенциальные события, которые могут произойти в процессе реализации ГЧП и повлечь финансовые потери участников, а также помешают достижению желаемого результата в целом, и наступление которых вызвано как обстоятельствами непреодолимой силы, так и действиями самих участников проекта ГЧП.
Однако одним из основных признаков ГЧП, являющимся одновременно и его преимуществом перед другими способами реализации инфраструктурных и социальных проектов, выступает механизм распределения рисков между сторонами ГЧП. И именно стороны соглашения о ГЧП в рамках своего партнерства вправе договориться и определить в соглашении, какая из сторон несет соответствующий риск, исходя из того, кто наилучшим образом может с ними справиться, организовав более эффективное управление рисками [3]. Однако на практике еще возникают неурегулированные проблемы между участниками соглашения.
Многие проекты не реализуются из-за слишком высоких рисков. Поэтому одним из путей решения данной проблемы является совершенствование управления рисками.
Все вышеизложенное определяет актуальность данного исследования.
Заключение:
На сегодняшний день ГЧП успешно используется более чем в 130 странах мира в основном для привлечения частных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты. В России эта форма сотрудничества государства и бизнеса позволяет осуществлять как инфраструктурные, так и социально-значимые проекты. Привлечение частных инвесторов позволяет экономить бюджетные средства.
В последние годы в России усовершенствованы правовые основы данного механизма. Однако развитие ГЧП все еще идет медленными темпами. Чтобы инвесторы делали такие долгосрочные вложения необходимо минимизировать риски. Поэтому одной из главных задач стало совершенствование управления рисками. Механизм ГЧП позволяет эффективно распределить риски между партнерами.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Универсального списка рисков для каждого проекта ГЧП не существует. Для каждого проекта ГЧП надо определять риски, присущие данному проекту, производить оценку рисков, распределение их между партнерами, предотвращение рисков и наблюдение в течение всего срока выполнения проекта.
2. В ГЧП риск возлагается на ту сторону, которая лучше способна им управлять.
3. Одним из эффективных способов управления рисками в проектах ГЧП является разработка участниками проекта ГЧП согласованной матрицы рисков.
4. Принятие рисков частными компаниями приводит к необходимости страховать такие риски. К тому же повышенный риск требует повышенной отдачи от вложенных денег.
Совершенствование управления рисками включает в себя следующие меры по предотвращению рисков и минимизации их последствий:
1. Тщательная предпроектная проработка по выявлению рисков, путем изучения действующего законодательства, политической и экономической обстановки в стране, возможных форм государственной поддержки ГЧП.
2. Оперативное реагирование на все изменения, происходящие с проектом ГЧП, и при надобности изменение матрицы рисков проекта.
3. Страхование рисков ГЧП, хеджирование, создание накопительного фонда на случай наступления рисков, выдача государственных гарантий по кредитам частного партнера.
Таким образом, процесс управления рисками и оценки рисков при принятии решения о выборе проекта имеет большое значение, поскольку он позволяет оценить возможные потери, запланировать процедуры для возможного их снижения, а также определить экономический и социальный эффект от управления рисками.
Фрагмент текста работы:
1 Определение государственно-частного партнерства.
Термин «государственно-частное партнерство» является переводом с английского широко используемого в зарубежной практике термина «public-private-partnership». В экономической литературе существует много различных определений ГЧП. В широком смысле это означает сотрудничество государственных институтов и частного бизнеса.
ГЧП представляет собой юридически оформленное и, как правило, долгосрочное сотрудничество публичной стороны и частного инвестора, осуществляемое на проектной основе и предусматривающее объединение ресурсов и распределение рисков между ними для достижения общественно-значимой (публичной) цели.[3]
Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (от 21.07.2005 года № 115-ФЗ) и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют правовую базу сотрудничества государства и частного бизнеса при осуществлении совместных проектов.
Проекты ГЧП, как правило, рассчитаны на длительный срок реализации, в течение которого государство в лице заказчика передает инвестору право на предоставление какой-либо услуги населению. При этом инвестор самостоятельно строит и эксплуатирует объект инфраструктуры, привлекая на это финансирование.
Многообразие применяемых на практике форм контрактов лишь юридически закрепляет обязательства сторон, которые напрямую связаны с распределением ответственности и рисков[12]. Формы ГЧП в России представлены в таблице 1.
Средства инвестора возвращаются за счет оказания, например, платных услуг населению или частичного софинансирования из бюджета. Длительный срок соглашения позволяет инвестору вернуть вложенные деньги. Основным плюсом ГЧП для государства, в сравнении с госзаказом, является то, что на инвестора перекладывается часть рисков и поэтому он заинтересован в том, чтобы проект был реализован в срок и с надлежащим качеством, т.к. например, риск превышения сметной стоимости и задержки сдачи объекта будет покрываться за его счет. Плюсом для инвестора является то, что самый опасный для долгосрочного проекта политический риск, а также правовой остается за государством.
Таблица 1
Формы ГЧП в России
Концессионное соглашение Договор, по которому концессионер (частный партнер) обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, право собственности, на которое принадлежит государству
Соглашение о государственно –частном партнерстве Договор между публичным и частным партнером, по которому публичный партнер обязуется предоставить частному партнеру объекты имущества, имущественные права в целях создания и эксплуатации и технического обслуживания объекта соглашения, а частный партнер обязуется этот объект создать.
Договор аренды с инвестиционными обязательствами Вложение арендатором инвестиций за счет собственных или заемных средств в развитие (реконструкцию) арендуемого имущества.
Контракт жизненного цикла (КЖЦ) Содержанием КЖЦ является договоренность между частным партнером (инвестором) и публичным партнером(государственным органом) о создании инвестором за счет собственных и привлеченных средств объекта инфраструктуры, ответственность за качественную эксплуатацию которой инвестор несет в течение жизненного цикла объекта
Идентификация, оценка и распределение рисков между партнерами является ключевым условием для успешности реализации такого рода проектов. Чтобы избежать остановок проекта и создания судебных разбирательств между участниками, необходимо заранее правильно зафиксировать риски за каждым из участников проекта.
Схематично отличительные особенности ГЧП показаны на рисунке 1.
Рисунок 1 – Государственно-частное партнерство
Тем самым распределение рисков и ответственности за реализацию проектов позволяет не только снизить расходы на строительство и обеспечить более эффективное оказание общественных услуг, но и устранить причины возникновения конфликтных ситуаций в интересах бизнеса и власти, в чем заинтересованы сами партнеры[].