Контрольная работа на тему Контрольная работа по дисциплине: «Психология средовой дезадаптации несовершеннолетних»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Задание 1. Проанализировать особенности ролей и конфликтов несовершеннолетних, угнетаемых средой неформального общения (социальная запущенность) 3
Задание 2. Заполнение Карты наблюдения ребенка/подростка 6
Задание 3. Разработка программы коррекции нарушений психической средовой адаптации несовершеннолетнего 11
Список использованной литературы 21
Фрагмент текста работы:
Вариант 3
Задание 1. Проанализировать особенности ролей и конфликтов несовершеннолетних, угнетаемых средой неформального общения (социальная запущенность)
Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка. Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и низкий уровень в учебно-познавательном процессе. Трудновоспитуемость — такое состояние личности, которая идентифицируется с сопротивлением целенаправленным педагогическим воздействиям [5].
Социально и педагогически запущенный школьник как субъект учебной деятельности характеризуется дисгармонией мотивов учения, неадекватным уровнем притязаний, низкой учебно-познавательной активностью, несбалансированностью развития познавательных процессов, слабым овладением основными способами учебных действий, неуспешностью учения, высоким уровнем школьной тревожности.
В психологическом портрете запущенного ребенка (К.А. Воробьева) обнаруживаются противоречия между потребностью ребенка в принятии и признании и его неадаптированность в социальной микросреде, между стремлением ребенка к успеху, использованными возможностями и нарушениями образа «Я»; его неадекватностью и дисгармониями психического развития, неуспешностью и компенсаторным поведением [9].
Эти и другие противоречия личностного развития запущенного ребенка, связанные со спецификой воспитательного микросоциума, создают предпосылки к постоянным неконтролируемым микроконфликтам в семье, школе. Накопление у ребенка своеобразных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций приводит к нарушению его душевного равновесия, что выражается в неуравновешенности, подавленности, угнетенности, вялости, плаксивости, раздражительности, в проявлении немотивированного страха, тревоги у одних детей и расторможенности, повышенной двигательной активности, неуправляемости у других. Такие состояния, характерные для социально-педагогической запущенности, дезорганизуют ребенка, вызывают неадекватные реакции.
Структура отклоняющегося поведения представлена следующими составляющими.
1. Духовные проблемы — утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, блокировка самореализации;
2. Деформации ценностно-мотивационной системе личности- девиантные ценности, оппозиционная установка, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, конфликты;
3. Эмоциональные проблемы — тревога, депрессия, негативные переживания, трудности понимания и выражения эмоций;
4. Проблемы саморегуляции — неадекватная самооценка и самоконтроль, низкая рефлексия, неконструктивные стратегии совладания со стрессом, малопродуктивные механизмы психологической защиты, низкие адаптивные возможности, дифицит позитивных ресурсов личности;
5. Когнитивные искажения – дисфункциональные мысли, стереотипные мышления, ограниченные знания, неадекватные установки;
6. Негативный жизненный опыт – отрицательные привычки, девиантный образ жизни, травматические жизненные ситуации [6].
Отсутствие способностей существовать в меняющихся условиях провоцирует развитие нигилизма, демонстративно-вызывающего поведения, сопровождающегося ярким протестом принятым нормам общества. Отклоняющееся поведение противоположно институто- анализированным ожиданиям. Это совокупность поступков, которые вступают в противоречие с общепринятыми нормами — юридическими, моральными и социальными [8]. Социально-психологическая адаптация ребенка или подростка при недостаточном усвоении социально одобряемых поведенческих стереотипов при актуализации асоциальных ценностей выступает первичной предпосылкой для формирования отклоняющегося поведения.