Контрольная работа на тему Контрольная работа по дисциплине «Правоведение» (Вариант 6)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Функции государства
и их классификация. 3
2. Гражданско-правовая
ответственность: понятие, виды.. 9
3. Трудовые споры.. 15
Задача. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 22
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1. Функции государства и их классификация Сущность каждого государства раскрывается
в ее функциях – в них находит свое проявление социальное назначение государства
в обществе. Функции государства многоплановы, они зависят от задач, стоящих
перед государством в его историческом развитии, и от целей, которые достигаются
на каждом этапе. С развитием государства меняются и его функции.
Классификация функций государства имеет
практическое значение для выработки рекомендаций по совершенствованию
направлений его деятельности. Поэтому нашей главной целью является раскрытие
сущности понятия функций государства; рассмотрение их классификаций, а также
форм и методов их осуществления.
Глубокое исследование многих аспектов
теории функций государства содержится в трудах С.С. Алексеева, М.И. Байтина,
А.И. Денисова, М.С. Кельмана, Д.А. Керимова, М.Н. Марченко, О.В. Петришина и
других исследователей. Однако и сейчас остаются дискуссионными многие важные
вопросы теории функций государства, и, прежде всего, их понятие, классификация,
а также формы и методы их осуществления.
В отечественной и зарубежной литературе
существуют различные варианты трактовки функции государства. Во-первых, в
рамках юридической науки получило довольно широкое распространение
представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике
содержания его деятельности [9,
с.9-11,40].
Во-вторых, при трактовке функций
государства допускается отождествление главных направлений деятельности государства, с самой его
деятельностью. Эта позиция нашла отражение в трудах Г. Кельзена, в частности в
книге «Общая теория права и государства», где он рассматривает государство как
«чисто юридический феномен», как строго юридическое лицо и как своеобразную
корпорацию [21,
с.180-184].
В-третьих, понятие функций государства
иногда ограничивается представлением о главных направлениях его деятельности
лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в
их понятия и содержания «механизма государственного воздействия на развитие
общественных процессов» [15,
с.98-108]. При таком подходе, на наш взгляд, в первом случае упускается
возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не
только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и
регулированием экономики, его влияние на международные отношения. Во втором
случае происходит смешение функций государства, в целом, с функциями его
механизма, который чаще всего рассматривается как система государственных органов,
аппарат государства.
В-четвертых, наиболее широко представлено
в юридической науке трактовка функций государства как основных направлений его
деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и
задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах [13, с.38,46,68].
Функции государства разнообразны, порядок
их возникновения и применения зависит от очередности задач, стоящих перед
обществом в ходе его эволюции и целей, которые оно преследует. Задача – это то,
что требует решения, а функция – вид деятельности, направленной на такое
решение. Иными словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не
тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными
становятся различные задачи и цели государства, а исходя из этого, и различными
являются ее функции.
Важнейшее место при анализе функций
государства занимает вопрос об их классификации. Существуют различные теории
относительно толкования функций. Представители марксистской теории акцентируют
внимание на классовых функциях государства. Последователи классического
либерализма (Дж. Локк, И. Бейтс, Б. Консган и др.), исходя из понимания
государства как «ночного сторожа», отводили ему исключительно функции правового
регулирования отношений между автономными, свободными гражданами. Они
категорически выступали против государственного вмешательства в экономическую и
социальную сферы.
В рамках теории социального либерализма,
экономические основы которой были заложены Д. Кейнсом (1883-1946), созрела
концепция «государства всеобщего благоденствия». Согласно ей, государство
должно активно вмешиваться в экономическую жизни общества через прогрессивное
налогообложение, государственную собственность, бюджет, планирование, а также
поддерживать социально незащищенные слои населения. Сторонники этой концепции
выступают за государственное, доступное всем категориям населения, медицинское
обслуживание, бесплатное дошкольное и школьное образование.
Если концепция «государства всеобщего
благоденствия» акцентирует внимание на экономических и социальных функциях государства,
то различные теории «плюралистической демократии» (Г. Д. Ласки, М Дюверже, Г.
Уоллес) – на властных.
Согласно данным концепциями, государство
должно играть роль координатора и арбитра между конкурирующими политическими
силами, обеспечивать правовые условия для свободной их конкуренции.
Теоретики неоконсервативных течений (тетчеризм,
рейганизм) выступают за сильные политико-властные функции государства, отвергая
экономическую и социальную на том основании, что они порождают иждивенческую
психологию и бюрократизацию общества. По мнению неоконсерваторов, основная роль
государства заключается в создании гарантий для внутренней и внешней безопасности,
поддержке политического и духовного единства нации, формировании национально-государственного
сознания. Эффективность государственного управления общественными процессами,
согласно взглядам неоконсерваторов, обеспечивает не демократия, а меритократия
(власть уважаемых людей) [18,
с.111-114].
Все это свидетельствует о существовании
значительных расхождений во взглядах на количество, содержание, а отсюда и на систему
функции государства в целом.
В качестве основы классификации функций
государства выделяются цели, задачи, объекты и сферы государственной деятельности,
территориальный масштаб, время осуществлении функций и др. Как правило, все
классификации функций рассматриваются как схожие и равные. Между тем,
неравноценность их в гносеологическом смысле очевидна. Другими словам, надо
разграничивать главные и формальные классификации функций, а также типологии.
В логике под главными классификациями
понимаются такие, которые построены на сущностных, устойчивых признаках
явлений, которые классифицируются (иногда подобные классификации называются содержательными).
Формальные классификации построены на внешних отличительных (сходных) признаках.
Самый высокий вид главных классификаций – типология, построена на выявлении
расхождений нескольких признаков при сходстве других, инвариантных для всей
разделенной совокупности. Ее результатом является тип определенного разнообразия
объектов или явлений, в которых отражаются их наиболее общие, существенные
признаки [10,
с.29-31]. Остановимся на наиболее существенных видах классификации, представленных
в отечественной юридической литературе.
1) В зависимости от продолжительности
действия функций государства подразделяются на устойчивые, осуществляемые
государством на всех этапах его существования (например, экономическая) и
временные, появление и исчезновение которых вызвано специфическими условиями общественного
развития (например, функция оказания помощи региону, где произошло
землетрясение).
2) Функции государства, в зависимости от
их социального назначения, можно классифицировать на главные и производные (вспомогательные).
Главные функции имеют приоритетное
значение на конкретном этапе развития общества. К ним относятся функции
обороны, поддержания внешних отношений, охраны правопорядка, экономическая,
экологическая, социальная и др. К производным необходимо отнести функции,
сопутствующего, вспомогательного или обслуживающего характера (например,
управление персоналом, материально-техническое обеспечение и управления
имуществом, реализация бюджетной дела и бухгалтерского учета и др.).
3) В теории государства наиболее
распространенной является классификация функции государства на внутренние и
внешние, в зависимости от направления государственных целей, которые
реализуются и задач, которые решаются. Внутренние функции государства – это
главные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним
внутренних задач (экономическая, политическая, социальная, экологическая,
функция налогообложения и финансового контроля, культурная функция, обеспечения
режима законности и правопорядка). Внешние функции – это главные направления
деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач (защита
страны, поддержание миропорядка, сообщество с другими государствами и др.). Они
тесно связаны с внутренними; их выполнение обеспечивает полноправное
существование государства в современном мире, который все больше становится
взаимосвязанным.
Государство выполняет свои функции в
присущих ему формах и применяет различные методы их реализации. Формы
осуществления представляют собой деятельность конкретных органов по реализации
функций государства. Различают правовые и неправовые (организационные) формы. В
правовых формах отражаются связь государства и права, его обязанность
действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. К
правовых форм следует отнести: правотворческую деятельность (по подготовке и
изданию нормативных актов); правоприменительную деятельность (по реализации
нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная
работа по выполнению законов и по решению разносторонних вопросов
управленческого характера); правоохранительную деятельность (по защите прав и
свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечения к юридической
ответственности виновных лиц и т.п.).
Неправовые формы охватывают большой объем
организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства.
Такая деятельность является необходимой и правомерной, но она не связана с
юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия.
Среди организационных форм необходимо
указать на: организационно-регламентирующую деятельность (текучая работа
определенных структур по обеспечению функционирования органа государства,
связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.);
организационно-хозяйственную деятельность (оперативно-техническая и
хозяйственная, что связана с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и др.)
организационно-идеологическую деятельность (по идеологическому обеспечению
выполнения разносторонних функций государства, связанных с объяснением
нормативных актов, которые выдаются, формированием общественного мнения и
т.д.).
Методы осуществления функций государства –
это средства и приемы, с помощью которых органы государства реализуют ее
функции. Среди таких методов выделяют методы нормативного правового
регулирования, принуждения, рекомендаций, договорного регулирования, надзора и
контроля, информационного воздействия на общество и др. [18, с.86-87].
Таким образом, функции государства – это
основные направления ее деятельности, в которых выражаются сущность и
социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему
формах и методах.
Среди основных видов классификации функций
государства наиболее распространенной является их классификация на внутренние и
внешние, в зависимости от направления государственных целей, которые реализуются,
и задач, ими решаемых. Формами осуществления функций государства являются правовые
и не правовые (организационные), методами – методы законности, убеждение,
рекомендации и др.