Контрольная работа на тему Контрольная работа по дисциплине: «Основы научных исследований»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Контрольная работа 1.
Задание на контрольную работу.
1. Опишите методы теоретических научных исследований.
2.Определите выборочные оценки математического ожидания, дисперсии и среднеквадратичного значения набора величин.
1. Методы теоретических научных исследований.
Теоретические методы позволяют обнаруживать в объектах и научных фактах скрытые закономерности, общее и необходимое, существенное и несущественное, т.е. понять взаимовлияние факторов, определяющих динамику общего развития. Из методов теоретического исследования чаще всего используются метод исторических аналогий, анализ, моделирование, экстраполяция, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, систематизация и интерпретация фактов.
Метод теоретического анализа (от греч. аnalysis – разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis – cоединение, сочетание, составление), позволяющий рассматривать объекты, явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития. Теоретический анализ предполагает раскрытие внутренней структуры исследуемого (изучаемого), глубокий анализ фактов, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Следует отличать анализ как метод научного исследования от анализа как функции практической деятельности педагога или психолога. Чтобы анализ как метод был целенаправленным, необходимо определить признаки, на основании которых вычленяется та или иная часть исследуемого объекта, а выделение таких признаков зависит уже от исследовательских задач.
После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, интеграции результатов анализа в общей системе. На основе синтеза изучаемый объект воссоздается как система связей, как структурированная модель. Результатом анализа и синтеза является синтетическое представление объекта (явления, процесса, предмета) исследования. Если исследование имеет теоретико-методологический характер, то безусловный приоритет отдается теоретическим методам исследования. И это действительно так, потому что задача такого типа исследования – выявить закономерные связи, разработать принципы, научные подходы к исследованию педагогической реальности. В таком исследовании анализируются, систематизируются и обобщаются уже известные эмпирические факты и явления, а также по-новому осмысливается теоретический материал, ранее включенный в массив психолого-педагогического знания. Поэтому ведущую роль здесь играют именно методы анализа и синтеза, сравнения и классификации, интерпретации педагогических фактов.
Метод абстрагирования (от лат. аbstractio – отвлечение), позволяющий выделить предмет изучения в «чистом» виде, суметь отмежеваться от всех побочных явлений, абстрагироваться от всех многочисленных связей и отношений, которые мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя. Результатом применения метода абстрагирования является абстракция (абстрактный объект). Абстракция – это способ мысленного (теоретического) отражения объектной реальности. В философской литературе можно встретить тезис: «всякая абстракция есть приближение к реальности». Одна абстракция отличается от другой степенью приближения к реальному объекту: одни абстракции (объекты, полученные в результате использования метода абстрагирования) имеют больше характерных черт изучаемого объекта и тем самым оказываются ближе к действительности, другие имеют гораздо больше отличных от реальности черт и в результате более удалены от реального объекта. Механизм выработки абстрактных объектов тесно связан с нашей возможностью мысленного (рационального) постижения наблюдаемого объекта. Там, где с помощью простого созерцания мы «видим» лишь различия, абстракция позволяет выделить общие для различных конкретных предметов признаки. Своими глазами мы видим, как Солнце движется по небу, а умом (мысленно) понимаем, что на самом деле это Земля вертится вокруг него.
Метод моделирования,
Моделирование – это теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных моделей. Особым видом моделирования можно считать мысленный эксперимент, когда человек на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании. Если модель является аналогией на прототип, то получается, что моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня – метода моделирования, в основе которого лежит определенное соответствие (но не тождество) между исследуемым объектом (оригиналом, прототипом) и его моделью. Необходимо при этом помнить, что любая модель всегда беднее прототипа, так как она отражает не все его стороны и связи. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденций, моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Метод моделирования используется почти во всех видах психолого-педагогических исследований, поскольку построение теоретических и нормативных моделей лежит в основе общей концепции исследования, которое необходимо ещё для непосредственного соединения психолого-педагогических наук с практикой образования.