Контрольная работа на тему Контрольная работа по дисциплине «Культурология»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Специфика
культурологии как науки. 3
2. Культура (сущность, определение,
генезис) 8
3. Основные
понятия культурологии. 13
4. Научные школы и теории
культурологии. 17
Список использованной литературы.. 22
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1. Специфика культурологии как науки
Культурология – молодая наука,
зародившаяся в 50-х годах XIX века. В это время она занималась исследованием исторического
развития культур, проведением сравнительного анализа их различных типов,
изучением закономерностей их функционирования и развития в естественных условиях.
Необходимость появления самостоятельной научной дисциплины о культуре
способствовал ряд исторических условий:
1) открытие европейцами в XVIII — XIX веках новых земель и колониальная
экспансия Англии и Франции. Растущее экономическое влияние этих стран
потребовало изучения культуры народов для обеспечения эффективного управления.
2) развитие проблем истории и теории
культуры в трудах философов эпохи Просвещения М. Монтеня, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро.
3) в середине XIX века в европейских
странах начали создавать общества, в которых собиралась информация об
особенностях развития разных культур. Так, первым было создано Парижское
общество этнологии, в Нью-Йорке – Американское этнологическое общество. Также
создавались похожие организации в Англии и Германии [5, с.7 ].
Термин культурология ввел в науку
американский ученый Л. Уайт, который был основоположником исследования культур
в рамках целостной науки. Термин культурология был введен в 1830 году после
прочтения Л. Уайтом университетского курса под названием «культурология». Его
работа «Наука о культуре»(1949) способствовала выделению культурологии в
отдельное направление исследований, он поставил вопрос о необходимости
определения предмета культурологии как науки и положил начало целостному подходу
к изучению культурных явлений. Существование науки культурологии связано с
необходимостью формирование целостного понимания общества и человека (эта наука
охватывает все гуманитарные и социальные науки), культурологический анализ
человеческих обществ влияет на индивидуальное и социальное сознание,
политической теории и практики, деятельности государств и международных
организаций, развитие образования и науки [6, с.4].
На самом деле культурология как наука
оформилась только во второй половине ХХ века.
В советское время культурология считалась
«буржуазной лженаукой» и даже сам по себе если этот термин не находился не под
прямым запретом, то, во всяком случае, под большим сомнением. Однако следует
отметить, что культурологические вопросы все же пробивались в трудах ученых
«замаскировано» труда по
социологии, по философии и по филологии.
Вот почему мы в числе основоположников культурологии можно смело назвать таких
ученых, как П.М. Милюков, Л.П. Карсавин, Г.В. Вернадский, М.Ф. Федоров, М.М.
Бахтин, О.Ф. Лосев, а продолжателями – С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, В.Е.
Хализева и других.
Несколько иначе было на Западе, где
культурология давно завоевала право называться независимой наукой. Но вот
парадокс: развиваясь в совершенно свободной среде западная культурология не
достигла значительных успехов. Дело ограничивалось в основном частными
исследованиями, а общая теория культурологии так и не была создана. Среди западных
ученых и философов, в чьих трудах развивались культурологические проблемы,
следует назвать К. Леви-Стросса, О. Шпенглера, Ф. Ницше, К. Ясперса, М.
Хайдеггера, А. Камю и других[9].
На сегодняшний день о предмете и месте
культурологии в системе научных знаний не сложилось единого мнения. Есть две
точки зрения: изоляционистская позиция, согласно которой в культурологии свой,
отличный от других наук, подход и интегративный подход, основанный на
убеждении, что культурология – синтез социально-гуманитарных знаний о культуре.
Что касается первой, изоляционистской
точки зрения, то она состоит в сведении, а потом и замене культурологии другой
наукой, например, философия культуры, история искусства, социология культуры
или антропология. Многие учебники, изданные в 90-е годы, которые назывались
культурологией, на самом деле являются книгами о мировой художественной
культуре, об истории искусства от первобытного времени до Средневековья и
Нового времени. Но мировая художественная культура – это самостоятельная
дисциплина, и будучи включенной в культурологию, это всего лишь одно из ее
подразделений. Кроме того ее подразделениями являются и философия культуры, и антропология,
и социология культуры. Ни одна из этих наук в одиночку не может отобразить
предмет культурологии во всем ее разнообразии. Недостаток изоляционистского подхода
в том, что он сводит культурологию только к циклу гуманитарных наук, игнорируя еще
один компонент – общественные науки.
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА 4
1.1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 4
1.2 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ 6
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ 7
3. СВЯЗЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
Введение:
Культурология в настоящее время является важным составляющим гуманитарного знания. Она является одной из самых молодых наук.
В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то, что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П. Н. Милюков, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, а из продолжателей — С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева и др.
Традиционно выделялись два типа знаний, такие как:
1) о природе – это естествознание, медицина, экономика и т.д.
2) о культуре и человеке – это является гуманистикой.
Впервые термин «культурология» был введён американским исследователем Л. Уайтом (1900-1975) в книге «наука о культуре» (1949).
Культурология изучает:
– аспекты различных сфер общественной жизни (политической, экономической и так далее);
– особенности и достижения тех культур, которые составили основу развития мировой культуры. Такие, как культуры Древнего мира, культура Востока, античная и средневековая культуры. А также культурология изучает культуры различных этносов и наций;
– тенденции и перспективы развития современной культуры.
Основными причинами появления культурологии являются:
1) осознание большого разнообразия культур;
2) осознание многочисленных кризисных явлений в культуре XX века;
3) осознание того, что историческое и культурное развитие общества имеют существенные различия.
Заключение:
Проанализировав информацию, данную в интернете, мы видим, что нас сегодняшний день культурология как наука активно развивается. Её изучают в школах и университетах. В университетах есть дисциплины с названием «Культурология» или целые кафедры и учебные направления.
Люди стремятся изучать культурологию, чтобы лучше понимать человека и общество в целом, а также понимать самого себя, поступки и поведение.
Культурология имеет связь со множеством других гуманитарных наук, которые в свою очередь тоже не обходятся без неё. Таких как история, антропология, искусствоведение, социология, философия, языкознание и другими науками.
В культурологии, как и в другой науке, существует множество интересных особенностей и понятий. В моей работе приведены примеры некоторых понятий, но их намного больше.
Для понимания культурологии необходимо знать функции и методы, ведь это основа этой науки, без которой трудно понимать сущность дисциплины дальше.
Также надо признать, что на сегодняшний день, специалисты в сфере «Культурология» не так сильно востребованы на рынке труда. Но это не мешает ученикам в школах идти учиться по этому направлению, так как оно активно развивается и будет развиваться в дальнейшем. Так как культура многогранна, она содержит много всего интересного, особенно того, что на сегодняшний день ещё неизвестно. Но когда-нибудь обязательно станет известно.
Фрагмент текста работы:
1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Культурология – это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.
Культурология как наука стремится понять:
– чем одна культура отличается от другой;
– что их отделяет друг от друга;
– где проходит граница между разными культурами.
Предметом культурологии является совокупность нескольких элементов, а именно вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.
Предмет культурологии:
– объективные закономерности культурного процесса, как мирового, так и национального;
– памятники и явления материальной и духовной культуры;
– факторы и предпосылки возникновения, формирования и развития культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Существуют особые культурологические методы познания, которые могут быть применены к анализу любого культурного феномена. Отбор методов зависит от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной культурологической школе.
В становлении культурологических методов выделяют несколько этапов:
– использование эмпирических методов;
–компаративная (сравнительная) методология;
– формирование собственно-культурологической методологии;
– привлечение методов математического моделирования.
Таблица 1 Методы культурологии