Контроль технического состояния автотранспортных средств Контрольная работа Технические науки

Контрольная работа на тему «Контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1. Предрейсовый контроль технического состояния,
обслуживание и ремонт ТС   3

2. Требования к
контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного
транспорта. 13

3. Ежедневное
техническое обслуживание автомобиля. 16

Заключение. 19

Список литературы.. 20

  

Введение:

 

Актуальность. Законодательство устанавливает обязанность для предприятий,
использующих автотранспорт для перевозки грузов или пассажиров, ежедневно
обеспечивать предрейсовый технический осмотр транспортных средств с
проставлением отметки в путевом листе.

Ответственность за
отсутствие предрейсового техосмотра может быть достаточно серьезной: от штрафа
до отказа в выплате страхового возмещения, если ТС попало в ДТП.

Обязанность проходить
предрейсовый техосмотр предусмотрена в первую очередь ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Этот законодательный акт
устанавливает обязанность юридических лиц и ИП, использующих ТС для перевозки
грузов и пассажиров, обеспечивать контроль за технической исправностью
транспорта.

Более подробно порядок
проведения предрейсового контроля за техническим состоянием транспортных
средств регулируется ведомственными инструкциями и приказами Министерства
транспорта.

Цель – исследовать контроль технического состояния автотранспортных средств.

Задачи: 1. Рассмотреть предрейсовый
контроль технического состояния, обслуживание и ремонт ТС.

2.
Проанализировать требования к контролеру
технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.

3. Изучить ежедневное техническое обслуживание
автомобиля.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Техническое
состояние и внешний вид автомобиля, прошедшего техническое обслуживание и
выезжающего в рейс, должны отвечать следующим требованиям:

— автомобиль
должен быть чистым и исправным, а его узлы и агрегаты отрегулированы, смазаны и
заправлены необходимыми эксплуатационными материалами;

— свободный (или
полный) ход педалей и рычагов управления, а также люфт рулевого колеса должны
быть в пределах нормы;

— тормоза должны
обеспечивать одновременное плавное торможение и остановку автомобиля при одном
нажатии на педаль. При этом тормозной путь должен быть в пределах нормы;

— сцепление
должно выключаться полностью, обеспечивая легкость и бесшумность переключения
передач, и не должно пробуксовывать при полностью отпущенной педали;

— при движении
автомобиля не должно быть ненормального шума и самовыключения шестерен в
коробке передач, раздаточной коробке и ведущих мостах;

— развал и
схождение передних колес должны соответствовать установленным нормам;

— шины должны
быть исправными, а давление воздуха в них соответствовать норме;

— аккумуляторпая
батарея должна быть заряженной, плотность и уровень электролита должны
соответствовать норме;

— стоп-сигнал,
звуковой сигнал, стеклоочистители, приборы освещения, сигнализации и
контрольные приборы должны быть исправными;

— не
должно быть подтеканий топлива, масла, охлаждающей и тормозной жидкостей;

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Предрейсовый контроль технического состояния, обслуживание и ремонт ТС Автотранспорт,
используемый в коммерческих целях, подвергается интенсивной нагрузке, все узлы
изнашиваются намного быстрее, поэтому исправное техническое состояние такси,
грузовых автомобилей и других ТС, используемых юридическими лицами в перевозках
грузов и людей, необходимо обеспечивать особенно тщательно.

В целом законодательство
в сфере обеспечения исправного технического состояния ТС, которые осуществляют
перевозку людей и грузов, очень запутанно, многие нормы противоречат друг
другу, а транспортная инспекция
довольно часто применяет или пытается применить устаревшие и недействующие нормы
законодательства, например, Приказ Министерства транспорта № 27 от
09.03.1996.

Обязанность проводить техосмотр перед началом каждого рабочего дня лежит в
первую очередь на компаниях, предоставляющих услуги извоза – такси. Также
осуществлять предрейсовый техосмотр должны все компании, занимающиеся грузовыми
и пассажирскими перевозками. [3]

Подтверждение проведенного техосмотра – отметка в путевом листе, который
обязательно должен быть у водителя при нахождении в рейсе или на маршруте.

Проводить предрейсовый техосмотр автомобиля должен механик, прошедший
аттестацию в Российской транспортной инспекции.

Приказом за конкретным механиком закрепляется должностная обязанность по
выпуску ТС на линию и проведению предрейсового техосмотра. Небольшие компании
часто пользуются услугами сервисных центров.

Если компания пользуется услугами сервисного центра для проведения
предрейсового осмотра автотранспорта, предприятие, оказывающее эту услугу,
прикрепляет своего механика, который проводит обязательную ежедневную процедуру
осмотра.

Первый и главный
нормативный акт обязывающий поддерживать транспортные средства принадлежащие
юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в исправном состоянии —
это Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №
196-ФЗ. В пункте 1 Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного
движения» сказано что Юридические лица, индивидуальные предприниматели,
осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

обеспечивать
соответствие технического состояния транспортных средств требованиям
законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и
законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также
требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные
средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых
эксплуатация транспортных средств запрещена. [1]

В пунктах 1 и 3
Статьи 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» также
сказано:

Запрещается
эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей,
создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей
транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация,
определяются Правительством Российской Федерации.

Запрещение эксплуатации
транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными
лицами.

Пункт 1 Статьи
19 ссылается на Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах
дорожного движения», в котором есть «Основные положения по допуску транспортных
средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению
безопасности дорожного движения». В пункте 12 Основных положений сказано что
должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию
транспортных средств, запрещается:

выпускать на
линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их
эксплуатация…

В итоге получаем
что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие
транспортные средства, обязаны:

Проводить
периодическое техническое обслуживание и текущий ремонт транспортных средств;

Не выпускать на
линию неисправные транспортные средства.

Для чего
необходимо техническое обслуживание. Об этом сказано в пункте 1 Статьи 18
закона «О безопасности дорожного движения»:

Техническое
обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном
состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Организовывать
техническое обслуживание и ремонт можно как своими силами так и силами
сторонних организаций. В целях экономии средств и времени проще заключить
договор на ремонт и обслуживание транспортных средств на стороне, так как для
организации собственной ремонтной базы необходимо иметь дополнительный штат
сотрудников, а так же нужны ремонтные площади оборудованные в соответствии с
нормами. Организовывать обслуживание и ремонт своими силами целесообразно при
наличии большого количества транспортных средств или из-за невозможности
сделать это на стороне. При этом в пунктах 3 и 4 Статьи 18 закона «О
безопасности дорожного движения», перечислены требования к организациям,
предоставляющим услуги по обслуживанию и ремонту транспортных средств:

Юридические лица
и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги
по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны
обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами;

Транспортные
средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать
требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных
средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к
обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается
соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг. [5]

Техническое
обслуживание должно проводиться с определенной периодичностью и в соответствии
с определенными нормами и правилами. Об этом сказано в пункте 2 этой же Статьи
18 закона «О безопасности дорожного движения»:

Нормы, правила и
процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств
устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий
их эксплуатации.

Если
заводом-изготовителем не установлена нормы и правила технического обслуживания
транспортных средств то согласно «Положения о техническом обслуживании и
ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного
Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, предусмотрены следующие виды технического
обслуживания:

Ежедневное
обслуживание;

Техническое
обслуживание ТО-1;

Техническое
обслуживание ТО-2;

Сезонное
обслуживание.

Периодичность
этих видов технического обслуживания следующая:

Легковые
автомобили: ТО-1 — 4000 км, ТО-2 — 16000 км;

Автобусы: ТО-1
— 3500 км, ТО-2 — 14000 км;

Грузовые и
автобусы на базе грузовых автомобилей: ТО-1 — 3000 км, ТО-2 — 12000 км.

Предрейсовый
контроль технического состояния [7]

Предрейсовый
контроль технического состояния транспортных средств, проводится ежедневно,
перед выездом автомобиля с места стоянки и перед убытием в рейс или на линию.
Предрейсовый контроль технического состояния осуществляет контролер
технического состояния транспортных средств или сотрудник организации
назначенный приказом и прошедший соответствующее обучение. В должностной
инструкции этого сотрудника должны быть прописаны должностные обязанности по
осуществлению контроля технического состояния транспортных средств.

Далее рассмотрим
вопрос как и где необходимо проводить предрейсовый контроль технического
состояния. Как такового, законодательно утвержденного алгоритма проведения
предрейсового контроля не существует, последовательность действий нигде не
прописана. Но, как мы уже разбирали ранее, пункт 1 Статьи 19 Федерального
закона «О безопасности дорожного движения» запрещает эксплуатацию
транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, и ссылается
на Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах
дорожного движения», где имеется приложение с перечнем неисправностей при
которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В свою очередь это
Постановление Правительства ссылается на «ГОСТ Р 51709-2001. Государственный
стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Требования
безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Но на сегодняшний
день этот ГОСТ не действует и заменен на ГОСТ 33997-2016 «Колесные
транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы
проверки». В нем описаны требования к техническому состоянию транспортных
средств, в частности:

Требования к
тормозному управлению;

Требования к
рулевому управлению;

Требования к
внешним световым приборам и светоотражающей маркировке;

Требования к
стеклоочистителям и стеклоомывателям;

Требования к
шинам и колесам;

Требования к
двигателю и его системам;

Требования к
прочим элементам конструкции (зеркала, стекла, замки, и т.д.). [3]

На первый взгляд
всё понятно, но есть определенные сложности с методами проверки технического
состояния описанными в ГОСТ. Например, в некоторых случаях, для проверки
тормозных систем требуется наличие роликового стенда или специально
подготовленной площадки. А негерметичность колесных тормозных камер выявляют с
помощью электронного детектора утечек сжатого воздуха. Так же внешние световые
приборы проверяются прибором для проверки и регулировки фар, светопропускание
стекол так же проверяется специальным прибором и т.д.. То есть для организации
предрейсового контроля ТС в соответствии с ГОСТ необходимо иметь определенный
набор оборудования и приборов, а это в свою очередь значительные финансовые
затраты, которые может себе позволить только крупное автотранспортное
предприятие. В некоторых случаях выходом в такой ситуации может стать
заключение договора со сторонней организацией, но тогда на территорию этой
организации предается переносить и стоянку ТС и проведение медосмотра
водителей, но снова получаем затраты и организационные сложности.

Итак,
руководствуясь ГОСТ 33997-2016 и ориентируясь на перечень неисправностей при
которых запрещена эксплуатация ТС, можно составить следующий алгоритм
предрейсового контроля технического состояния транспортных средств:

Проверка
тормозного управления (проверяются все имеющиеся тормозные системы: рабочая,
стояночная, запасная, вспомогательная; проверяется герметичность
гидравлического, пневматического и пневмогидравлического приводов
тормозов). Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное
состояние: транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16
процентов включительно; легковых автомобилей и автобусов в снаряженном
состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно; грузовых автомобилей и
автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента
включительно. Рабочую тормозную систему проверяют по показателям
эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасную,
стояночную и вспомогательную тормозные системы — по показателям эффективности
торможения согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.1 Методы проверки тормозных систем). [2]

Проверка
рулевого управления (проверяется суммарный люфт в рулевом управлении, усилие
при повороте рулевого колеса, крепление рулевой колонки, уровень рабочей
жидкости в усилителе рулевого управления, гермитичность гидросистемы
усилителя). Резьбовые соединения должны быть затянуты или зафиксированы
установленным способом. Устройство фиксации положения рулевой колонки и
усилитель рулевого управления (при их наличии) должны быть работоспособными.
Рулевое управление проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ
33997-2016 (п.5.2 Методы проверки рулевого управления).

Проверка внешних
световых приборов (проверяется количество, тип, расположение, режим работы и
цвет огней внешних световых приборов). Внешние световые приборы и
световозвращатели должны быть чистыми и работать в установленном режиме.
Рассеиватели и лампы, должны соответствовать типу данного светового прибора.
Внешние световые приборы проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ
33997-2016 (п.5.3 Методы проверки внешних световых приборов).

Проверка
стеклоочистителей и стеклоомывателей (проверяется наличие и работоспособность в
различных режимах). Стеклоочистители и стеклоомыватели проверяют визуально в
процессе их рабочего функционирования при минимально устойчивой частоте
вращения коленчатого вала на холостом ходу двигателя АТС. При проверке
стеклоочистителей с электрическим приводом должны быть включены фары дальнего
света. ГОСТ 33997-2016 (п.5.4 Методы проверки обзорности).

Проверка шин и
колес (проверяется высота рисунка протектора шин, возможность измерения
давления воздуха и подкачивания шин, повреждения шин, наличие всех болтов или
гаек крепления дисков и ободьев колес). На одну ось АТС не должны быть
установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной,
камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора,
морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным
рисунком протектора. На АТС не должны быть установлены ошипованные и
неошипованные шины. Пригодность шин и колес, комплектация и их применение
должны соответствовать показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016
(п.5.5 Методы проверки шин и колес). [1]

Проверка
двигателя и его систем (проверяется предельно допустимое содержание
загрязняющих веществ в ТС с бензиновыми двигателями, дизелях и газобаллонных
ТС; герметичность системы питания, системы выпуска отработавших газов, крышек и
уплотняющих элементов). Двигатель и его системы проверяют по показателям и
требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.8 Методы проверки двигателей с
принудительным зажиганием, п.5.9 Методы проверки двигателей с воспламенением от
сжатия, п.5.10 Проверка шума выпуска отработавших газов).

Проверка зеркал
заднего вида, стекол, звукового сигнального прибора и противосолнечных
козырьков (проверяется наличие указанных элементов и их работоспособность,
наличие трещин и затемнений на ветровых и боковых стеклах ТС). Не должно быть
дополнительных предметов или нанесенных покрытий, ограничивающих обзорность с
места водителя. Звуковой сигнальный прибор должен при приведении в действие
органа его управления издавать непрерывный и монотонный звук. Прочие элементы
конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016
(п.5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).

Проверка замков
дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин
цистерн, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренное
изготовителем ТС противоугонных устройство (проверяется их работоспособность).
Замки боковых навесных дверей АТС должны быть работоспособны и фиксироваться в
двух положениях запирания: промежуточном и окончательном. Прочие элементы
конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016
(п.5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции). [6]

Проверка
элементов конструкции автобуса (проверяется аварийный выключатель дверей,
сигнал требования остановки, аварийные выходы автобуса и устройства для
приведения их в действие, приборы внутреннего освещения салона автобуса, привод
управления дверями и сигнализация об их работе, наличие табличек с инструкциями
о правилах использования аварийных выходов). Прочие элементы конструкции
проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.13 Методы
дополнительной проверки транспортных средств категорий М2 и М3).

Проверка
спидометра, одометра, тахографа (проверяется их работоспособность; наличие
пломб у тахографа). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и
требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.11 Методы проверки прочих элементов
конструкции).

Проверка ремней
безопасности и подголовников (проверяется их наличие; работа замыкающего и
втягивающего устройства; отсутствие надрыва на лямках ремней безопасности).
Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016 (п. 5.7 Методы проверки средств пассивной безопасности).

Проверка
укомплектованности автомобилей и автобусов категорий М3, N2, N3 (проверяется
наличие, количество и расположение знаков аварийной остановки, медицинских
аптечек, огнетушителей и противооткатных упоров). Прочие элементы конструкции
проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.12 Методы
проверки комплектности и возможности идентификации колесного транспортного
средства).

Проверка
креплений (проверяется надежность закрепления поручней в автобусах, запасного
колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинских аптечек).
Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции). [2]

Проверка сидений
(проверяется работоспособность механизмов продольной регулировки положения
сиденья, угла наклона спинки сиденья или механизма перемещения сиденья (для
посадки и высадки пассажиров), автоматическая блокировка этих механизмов).
Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно
ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).

Проверка
седельно-сцепного устройства и предохранительных соединений (проверяется работа
замка и блокировки; сцепной шкворень, гнездо шкворня, опорная плита, тяговый крюк,
шар тягово-сцепного устройства на отсутствие видимых повреждений;
работоспособность предохранительных приспособлений (цепи, тросы) у одноосных
прицепов (кроме роспусков) и прицепов, не снабженные тормозами). На полуприцепе
должны быть исправное опорное устройство, исправные фиксаторы транспортного
положения опор, исправные механизмы подъема и опускания опор. Прочие элементы
конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.
5.6 Методы проверки сцепных устройств). 2. Требования к контролеру
технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта Каждое
предприятие и организация, владеющие автомобильным транспортом, вне зависимости
от формы собственности, количества транспортных средств и профиля деятельности,
в соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения» и с Приказом Минтранса
№282 от 31 июля 2020 г. “Об утверждении профессиональных и
квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к
работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в
абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного
движения”, обязаны назначить ответственных
специалистов за выпуск транспортных средств на дорогу и обучить их.

С 01.01.2021г.
пунктом 1 приказа №282 от 31.07.20г. определено, что в любой организации,
осуществляющей коммерческие перевозки, а также перевозки пассажиров и грузов
для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями должен быть
специалист, ответственный за предрейсовый и предсменный контроль технического
состояния автотранспорта. [4]

Но, к
юридическим лицам и ИП, эксплуатирующим только легковые автомобили для
собственных нужд, данный документ отношения не имеет.

Контролером
технического состояния автотранспортных средств в соответствии с приказом от
31.07.2021г. №282 Минтранса РФ «Об утверждении профессиональных и
квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к
работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в
абзаце первом пункта 2 статьи 20 ФЗ  «О
безопасности дорожного движения» может работать сотрудник, отвечающий за
техническое состояние транспорта, при наличии диплома о среднем
профессиональном образовании по специальности «Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта» (код специальности 23.02.03) без предъявления
требований к стажу работу.

А также можно
принимать на работу или назначать из числа сотрудников организации приказом
специалиста-контролера при наличии образования не ниже среднего
профессионального по специальностям (со стажем работы не менее 1 года в области
контроля и технического обслуживания автотранспорта) и профессиям (со стажем
работы не меньше 3 лет в области контроля технического состояния и обслуживания
автотранспорта), входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии
наземного транспорта».

В случае если в
организации за контроль состояния автотранспорта отвечает сотрудник без
вышеуказанного образования, то он должен получить диплом о профессиональной
переподготовке с квалификацией Контролер технического состояния транспортных
средств автомобильного транспорта на базе образования не ниже среднего
профессионального по специальностям и профессиям техникума или колледжа. [7]

Диплом о
профессиональной переподготовке с квалификацией «Контролером технического
состояния транспортных средств автомобильного транспорта» сегодня можно
получить за 1 месяц.

Контролер
технического состояния автотранспортных средств

должен знать:

— устройство, техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

— правила и
технические требования, предъявляемые к приемке этих транспортных средств,
возвратившихся с линии, и после проведения ремонта их узлов и агрегатов;

— технологию
контроля технического состояния автотранспортных средств;

— оформление
рекламационных документов на качество технического обслуживания транспортных
средств, ремонта узлов и агрегатов;

— нормативные
требования к техническому состоянию узлов и агрегатов автомототранспортных
средств;

— правила и
инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

Контролер
технического состояния автотранспортных средств

должен уметь:

— осуществлять
контроль и проверку технического состояния 
автотранспортных средств, возвращающихся с линии на места стоянок, а
также после технического обслуживания и ремонта;

— оформление
установленной технической и нормативной документации на повреждения и заявок на
ремонт или устранение неисправностей с их соответствующей регистрацией;

— контроль,
приемка узлов и агрегатов автотранспортных средств после ремонта и
окончательной сборки с выполнением всех работ, предусмотренных техническими
требованиями. [3]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы