Контрольная работа на тему конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в рф
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
1.Конституционно-правовое содержание
права на охрану здоровья. 6
2.Правовые основы деятельности
государства по охране здоровья в Российской Федерации. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
Введение:
Конституция Российской Федерации
признает права и свободы человека в качестве наивысшей
ценности. Не случайно
ее вторая глава посвящена правам и
свободам человека и гражданина.
Одним из важнейших прав человека является его право на жизнь.
Первостепенность данного
права подчеркивается общепризнанными международными нормами и принципами, оно выделяется в качестве основного
во Всеобщей декларации прав человека, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН 10
декабря 1948 г.
При
анализе такого сложного,
во многом философского понятия как «жизнь» возникает
мысль не только о важности
данной категории непосредственно, но и о такой характеристике как качество жизни, полноценности реализации возможностей человека в процессе жизнедеятельности. В данном контексте
огромное значение принимает здоровье человека как одна из характеристик жизни, и право человека на здоровье и его
охрану в качестве составного
элемента права человека на жизнь.
Вопрос обеспечения охраны здоровья
граждан должен рассматриваться государством в качестве одного из приоритетных. А право на охрану здоровья–
одного из важнейших конституционных прав.
Эффективная реализация любого права
возможна при наличии четкой нормативной базы. Не случайно
право на охрану здоровья закреплено в Конституции Российской Федерации как акте, имеющем высшую
юридическую силу и получило свое развитие во множестве законов
и подзаконных актов.
Система здравоохранения в Российской Федерации неоднократно реформировалась. Об этом свидетельствует принятие за последнее
время значительного количества нормативных правовых актов, направленных на эффективную реализацию права на охрану
здоровья.
Увеличение объема нормативно-правовой базы заставляет научное
сообщество выражать мнения о необходимости начала формирования новой отрасли – медицинского права.
Из обращений лиц, представляющих органы публичной власти,
средств массовой информации можно слышать о приоритетности деятельности государства по охране здоровья населения, озвучивается необходимость принятия специальных программ с целью
развития отрасли, подводятся итоги уже проделанной в данном направлении работы (например, приоритетного национального проекта «Здоровье»).
Согласно Конституции Российская Федерация
признается социальным государством. Наличие развитой системы
здравоохранения, комплексной политики государства, направленной на
сохранение и восстановление здоровья граждан должны являться его неотъемлемыми элементами.
Актуальность проблематики нормативного регулирования охраны здоровья
обусловлена тем, что при имеющейся правовой основе для реализации конституционного права граждан на охрану
здоровья и получение медицинской помощи, в обществе отмечается некоторое противоречие между существующей правовой
реальностью, ожидаемыми и фактическими результатами реформ системы здравоохранения, ее деятельности а, следовательно, и реализации данного права.
Вопросы, связанные с конституционным правом на охрану здоровья человека
поднимают такие ученые
как А.В. Должиков, В.В Комарова, М.И. Литовкина, О.В. Попова, Н.Н. Соколенко и многие другие ученые- правоведы.
Целью данной работы является
формирование комплексного представления о конституционных основах
права человека на охрану здоровья, а также степени полноты его реализации в современных условиях.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся
в процессе реализации права человека на охрану здоровья, в том числе посредствам получения медицинской в Российской Федерации.
В качестве предмета
исследования выступили нормативные правовые акты, посредством которых реализуется и обеспечивается конституционное право на охрану здоровья, акты правоприменения, издаваемые
органами власти
Заключение:
Охрана здоровья – деятельность, осуществляемая органами государственной власти и местным
самоуправлением, организациями, должностными и иными лицами в виде мер
политического, экономического, правового, медицинского и профилактического характера
в целях профилактики заболеваний, сохранению и укреплению здоровья
каждого человека, поддержанию
его активной жизни и предоставлению качественной и доступной медицинской
помощи.
Следовательно, конституционное право на охрану здоровья можно
представить в качестве
комплексной категории, включающей право на доступную государственную систему
здравоохранения и медицинскую помощь, право на охрану труда и отдых, право на благоприятные условия
внешней среды обитания и достоверную информацию о ее состоянии.
Кроме того, в данное право можно включить право на полноценную систему социального
страхования и оказание
своевременной квалифицированной и высокотехнологичной медицинской и реабилитационной помощи,
а также право на жизнь в целом.
Проведенный анализ нормативной базы показал, что действующее законодательство Российской Федерации в
сфере здравоохранения насчитывает несколько десятков
законов, значительное количество подзаконных нормативных актов, акты субъектов
федерации и местного
самоуправления.
В
целом, можно отметить,
что нормы, содержащиеся в главе 4 основного в данной области Федерального закона от
21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» — права и обязанности
граждан в сфере охраны здоровья, дополняют собой содержание Конституции Российской Федерации в
контексте прав и свобод человека и гражданина в виде конституционного права на охрану здоровья. При этом Конституция имеет высшую юридическую силу
перед федеральным законом, и, следовательно, логичнее
детализировать их в нормах
Конституции.
Радикальные преобразования 1993 года никак не обязывали авторов
новой Конституции делать статью об охране здоровья
менее подробной, перенося составные части права на охрану
здоровья на уровень федеральных законов. Стоит отметить, что в Конституции Российской Федерации не заложено положения
о приоритетности сферы здравоохранения в политике государства и деятельности органов
публичной власти, что позволяло бы реализовывать концепцию «социального государства».
Принимая Конституцию 1993 г.
граждане бывшей РСФСР, привыкшие к единственной государственной системой здравоохранения с бесплатной медицинской помощью, не обратили
внимание на уменьшение в объеме правомочий статьи 41 Конституции Российской Федерации, посвященной охране здоровья граждан. Тем самым был заложен потенциал для
возможного ограничения их прав исходя
из экономической ситуации
и других причин.
При этом Федеральный закон от 21
ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» также
гарантирует право на охрану здоровья
в общих чертах. Его трудно назвать
системообразующим, так как на его основе не принят полный пакет законов
по конкретизации государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, модернизации системы здравоохранения и социального
страхования. Следует отметить, что с точки зрения юридической техники,
качество закрепления элементов
конституционной функции государства по охране здоровья
вызывает обоснованные сомнения.
Зачастую нормативные правовые
акты в сфере здравоохранения разрознены, ряд норм дублируют
друг друга, а некоторые отношения в области медицины вообще не регулируются
правом.
Современное состояние нормативной базы в области охраны здоровья нельзя признать достаточным для решения
современных задач по обеспечению права на охрану здоровья,
своевременную и качеств
Фрагмент текста работы:
1.Конституционно-правовое
содержание права на охрану здоровья Конституция Российской Федерации
непосредственно не содержит правовых дефиниций «здоровье», «охрана здоровья»,
«деятельность по охране здоровья», «медицинская помощь».
Обращаясь определению, представленному Всемирной
организацией здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние
человека, которому свойственно состояние полного физического, душевного и социального благополучия, отсутствие болезней
и физических дефектов.
Согласно ч. 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на охрану здоровья
и помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается гражданам
бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов,
других поступлений[1].
Статья 41 Конституции по своему
смыслу закрепляет право каждого на охрану
здоровья и медицинскую помощь, не раскрывая правового
значения указанных понятий.
Рассматривая Конституцию Российской
Федерации в качестве основного закона, других упоминаний непосредственно о праве граждан
на охрану здоровья найти не представляется
возможным. Однако если подойти к данному вопросу комплексно, отдельные аспекты содержания данного права можно обнаружить
и в других статьях, не касающихся непосредственно медицинской помощи
и охраны здоровья.
Так, по мнению Н.В. Савостьяновой, можно выделить комплекс
правомочий в сфере охраны здоровья
человека в нескольких статьях Конституции Российской Федерации.[2]
Статья 20 Конституции Российской Федерации в своей части первой закрепляет
право каждого на жизнь, защищаемое международным правом и признающееся одним из основных
личных прав большинством демократических стран.
В то же время, часть 2 статьи 21
содержит положения о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или наказанию. Никто не может быть подвергнут
медицинским, научным и иным опытам[3].
Статья 37 Конституции
гарантирует право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Невозможно отрицать, что безопасные условия труда непосредственно
связаны со здоровьем, его охраной. Согласно статье 39 каждому
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях. Наличие института социального страхования, временной нетрудоспособности, возможности получения
реабилитации позволяет работающим гражданам сохранить свое здоровье
для последующей трудовой деятельности в случае наступления заболевания, инвалидности.
Следовательно, положения
статьи 39 можно также включить
в комплексную категорию — право человека
на охрану здоровья.
Несомненно, важным фактором, непосредственно влияющим на состояние
здоровья человека, является
состояние окружающей его среды.
Одновременно статья 42 Конституции
Российской Федерации закрепляет право
на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью вследствие неблагоприятного ее воздействия.
А.В. Должиков в своей статье «Конституционный образ человека» рассматривает человека в том числе и как
биологическое существо, выделяя конституционно-правовое закрепление его биологических свойств в
принадлежности основных прав от
рождения (ч. 2 ст. 17), принципе равенства пола,
расы и иных признаков (ст. 19), праве на жизнь ( [1] СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. [2] Савостьянова Н.В. Конституционное
право на охрану здоровья: понятие и структура // Конституционное и
муниципальное право. 2005. № 3. С. 37. [3] СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398