Контрольная работа на тему Конституционно-правовая характеристика института присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие и порядок формирования присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции 4
2. Организация судебного разбирательства с участием присяжных заседателей 7
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Введение:
Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 32 право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия. Это продиктовано необходимостью обеспечить демократичность, независимость, открытость, справедливость и законность осуществления правосудия в нашей стране. Обеспечительной мерой такого своеобразного общественного контроля над судебной властью является суд с участием представителей из народа – присяжных заседателей.
Актуальность темы обусловлена наличием ряда факторов, которые характеризуют современную уголовно-процессуальную деятельность. Фактической точкой отсчета возвращения в Российскую Федерацию суда присяжных можно считать 16 июля 1993 года Суд присяжных был введен как эксперимент в девяти субъектах страны и был встречен неоднозначной реакцией со стороны общественности, юристов-практиков и участников уголовного судопроизводства.
18 декабря 2001 года сделал еще один шаг на пути судебно-правовой реформы, связанный с принятием УПК РФ , который создал новую реальность в сфере судебного разбирательства. Суд присяжных, как институт только упрочил свое положение в новом УПК РФ. Законодателем были созданы новые преимущества, однако не удалось избежать недостатков в нормативном регулировании и практической реализации данного процессуального института.
Целью работы является анализ конституционно-правовой характеристики института присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Суд присяжных существует довольно длительное время как особая форма судопроизводства по уголовным делам, в которой правосудие вершат не только профессиональные судьи, но и представители общества. Тем самым в суде присяжных взаимодействуют и реализуются государственно-правовое и общественное начало. Что касается самой коллегии присяжных, то — это модель общества в своей миниатюре. Создавая идеальную модель коллегии присяжных правоприменители стремились пропорционально представить в ней все слои общества.
Присяжные заседатели в России это граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения у головных дел.
Формирование коллегии присяжных заседателей представляет собой формирование общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, объяснение присяжным стоящих перед ними задач, разрешение самоотводов и немотивированных отводов, разъяснение отобранным присяжным принадлежащих им прав и обязанностей, избрание коллегией присяжных старшины, оглашение текста присяги и др.
Роль присяжных заседателей в установлении истины по уголовным делам, на наш взгляд, неопровержима. В свою очередь их решение во многом зависит от умело организованного судебного разбирательства, представленных доказательств и, конечно, речей сторон обвинения и защиты. Уметь аргументировать, не теряться в споре с противником, удачно возражать участникам процесса и в то же время преподносить материал с легкостью — залог высокого профессионализма и широкой эрудиции участников уголовного судопроизводства.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и порядок формирования присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции
Полномочия присяжных заседателей регулирует Конституция РФ, УПК РФ и Федеральный закон Российской Федерации от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» .
В июне 2016 года были изменения законодательства, которые касаются присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Согласно этим изменениям институт присяжных заседателей вводится в районных судах (отмечу, что ранее институт присяжных действовал в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах). Также изменения коснулись численности присяжных. До 1 июня 2018 года было задействовано в судебном разбирательстве двенадцать присяжных заседателей, после 1 июня стала коллегия из восьми, и в районных судах коллегия из шести присяжных .
Списки присяжных формируются раз в четыре года органом местного самоуправления.
Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области, автономных округов вносят представление в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации о необходимой численности присяжных. В свою очередь высший исполнительный орган устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципального образования число граждан, которое необходимо для правильного функционирования института присяжных заседателей. Исполнительно распорядительный орган муниципального образования формирует списки кандидатов в присяжные заседатели с числа граждан проживающих на территории муниципального образования, в случайном порядке с помощью информационного ресурса Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
Согласно Федеральному закону кандидатами и соответственно присяжными заседателями не могут быть лица:
— которые не достигли к моменту составления списков возраста 25 лет;
— которые имеют непогашенную или неснятую судимость;
— которые признаны судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
— которые состоят на учете у нарколога или психиатра.
К участию в рассмотрении конкретного дела не допускаются лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, и лица которые имеют физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела».
После этого, уточненные списки подписываются главами администрации муниципального самоуправления и отправляются в районные суды и высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Когда судья назначает дату судебного разбирательства с участием присяжных заседателей, работники судебной системы с помощью программы случайного выбора определяют фамилии народных заседателей из общего ранее сформированного списка. Гражданин, который был выбран кандидатом в присяжные заседатели и не написал заявление о невозможности его участия в заседании, обязан явиться на судебное разбирательство. Следует указать, что ответственности за неявку кандидата в присяжные в действующем законодательстве не предусмотрено. Однако неявка в суд присяжного заседателя может привести к денежному взысканию. В течение года один гражданин не может быть назначен присяжным заседателем более одного раза.
Естественно, что участие гражданина в качестве присяжного заседателя в судебном разбирательстве приводит к тому, что он вынужден пропускать свою основную работу. Каждому присяжному заседателю выплачиваются денежное пособие за участие в судебном процессе. Законом определен статус гражданина, выбранного в качестве присяжного, по отношению к действию работодателя:
1. Присяжный освобождается от работы и имеет право на сохранение за ним средней заработной платы даже при отсутствии его на рабочем месте;
2. Работодатель не имеет права увольнять, понижать по должности работника в его отсуствие;
3. Дни работы в качестве присяжного считаются рабочими и зачисляются в общий стаж;
4. Работник не лишается своих льгот на основном рабочем месте .
Таким образом, присяжные заседатели в России это граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения у головных дел.
Формирование коллегии присяжных заседателей представляет собой формирование общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, объяснение присяжным стоящих перед ними задач, разрешение самоотводов и немотивированных отводов, разъяснение отобранным присяжным принадлежащих им прав и обязанностей, избрание коллегией присяжных старшины, оглашение текста присяги и др.