Контрольная работа на тему Концептуальные подходы к оценке рыночной конкуренции. Виды научно-технической политики и формы ее финансирования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Концептуальные подходы к
оценке рыночной конкуренции.
1.2. Виды научно-технической
политики и формы ее финансирования.
Список использованных источников
Введение:
В рамках вынужденной полученной передышки для мировой
экономики, на фоне развития ситуации с коронавирусом, остро встает тематика
изучения причин кризисных явлений, одной из которых является рыночная
конкуренция между компаниями. Долгие годы в нашей экономике конкуренция
отсутствовала как таковая, особенно в связи с поглощениями крупными компаниями
мелких, а также практически полного отсутствия возможностей для развития
среднего и мелкого бизнеса, что предоставило крупнейшим организациям в РФ
карт-бланш. А при текущем уровне самоизоляции многие компании просто
обанкротятся и вылетят в трубу, что усугубит и без того тяжелую ситуацию на
рынке, а также обострит конкуренцию между «выжившими» за освободившиеся места
под солнцем.
Кроме того, в условиях кризиса, большую важность
составляют меры предпринимаемые в плане развития научно-технической политики,
ее финансирования, и крайне немаловажными являются моменты регулирования
экономической конъюнктуры сотрудниками ФАС. Дополнительно следует быть готовыми
к повторению ряда кризисных ситуаций в экономике, подобно тем, которые имели
место быть исторически.
Данная работа состоит из
решения заданий варианта №3, согласно таблице 1
Таблица
1. Задания по варианту №3
№ варианта |
Теоретическая |
Практическая |
Вариант 3 |
Вопрос 1. Вопрос 2. |
Задание 3, |
В
первой части работы рассмотрены аспекты теоретической части задания, во второй
– практической.
Заключение:
В
процессе выполнения данной контрольной работы, была подробно разобрана и
рассмотрена теоретическая часть работы, а именно:
·
Концептуальные
подходы к оценке рыночной конкуренции.
·
Виды
научно-технической политики и формы ее финансирования.
На
базе теоретической части работы, были сделаны определенные выводы. В частности,
было достигнуто понимание необходимости развития рыночной конкуренции в
экономике страны за счет снижения влияний монопольных образований, а также
создания возможностей для равномерного развития компаний, специализирующихся на
работе в той или иной отрасли с целью полноценного развития как компаний, так и
отрасли в целом. Соответственно если создать идеальные условия для развития
организаций в рамках отдельно взятых отраслей в условиях кризиса, то и
экономика страны будет развиваться достаточно быстро в рамках следующего
восходящего экономического цикла.
В
процессе разбора научно-технической политики было достигнуто понимание
необходимости развития наукоемких отраслей в процессе кризиса, особенно важно в
сложившейся ситуации — создание привлекательных инвестиционных условий для
инвесторов как отечественных, так и зарубежных, что в долгосрочной перспективе
позволит улучшить состояние и развитие научного сегмента нашей страны. Кроме
того, как уже неоднократно отмечалось в различной литературе, главное богатство
страны – ее граждане, соответственно, если создать дополнительно
привлекательные условия для ученых и людей, желающих работать в данном
сегменте, то утечки мозгов прекратятся, скорость новых разработок и их
количество увеличатся и после окончания кризиса это даст дополнительный толчок
к экономическому росту нашей страны.
В
рамках выполнения практической части задания, а именно части про борьбу с
монополиями, были сделаны выводы об успешности применяемых мер структурой ФАС,
в то же время были внесены предложения о копировании зарубежного опыта при
соблюдении ряда условий и внесено предположение о положительном эффекте долгосрочной
политики внедрения в массы отрицательного мнения о картелях, монополиях, и
положительных эффектах от их отсутствия для обывателей.
Во
второй части практической работы были рассмотрены меры, принимавшиеся в период
засухи 2010 гг., а также была рассмотрена их эффективность. На базе данной
части работы были сделаны выводы о том, что в случае повторного/долгосрочного
кризиса, следует предпринять мягкие меры по стимулированию экономики, в то же
время следует разработать дополнительные льготные пакеты и освещение в СМИ с
целью дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли и повышения ее инвестиционной
привлекательности.
Подытоживая
вышесказанное, при применении совокупности обсуждаемых в данной контрольной
работе мер, можно добиться аккумуляции ресурсов в процессе кризиса, а также
научных достижений, вкупе с правильной постановкой мышления граждан, что в
итоге приведет
·
к
снижению числа естественных монополий,
·
позволит
создать большее количество честно конкурирующих компаний, которые будут стремиться
создавать лучшую продукцию, что увеличит в итоге диверсификацию и позволит
выйти на зарубежный рынок с качественными продуктами отечественных
производителей,
·
снижению
негативных последствий от кризиса,
·
создание
большего числа рабочих мест,
·
позволит
обеспечить научными разработками в том числе сельскохозяйственную отрасль, за
счет чего повысится выработка продовольствия, и оно станет дешевле для
конечного потребителя,
·
увеличению
скорости выхода из кризиса государства в принципе и, как следствие, более
длинному циклу следующего экономического роста.
Фрагмент текста работы:
Теоретическая часть.
1.1.
Концептуальные подходы к оценке рыночной конкуренции.
Концептуальные подходы к оценке рыночной конкуренции.
В связи с вышеописанными во введении моментами, на
сегодняшний день, оценка уровня конкуренции крайне необходима для оптимизации
развития рынка, а также для грамотной оценки уровня государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства. Грамотное использование данного инструмента
позволит найти новые пути к решению существующих проблем, что особенно
актуально для гармоничного развития отечественной экономики.
Текущая конкуренция в России составляет более 50%-в по
данным правительственных аналитиков, именно в связи с этим требуется
осуществить обзор концептуальных подходов к оценке уровня конкуренции.
Конкуренция – это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия
и результаты коммерческой деятельности. Также под понятием «конкуренция»
следует понимать экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы
между компаниями с целью обеспечения наиболее выгодных возможностей сбыта
продукции, удовлетворения широкого спектра потребностей покупателей.
На сегодняшний день, доподлинно известно, что
конкуренция является динамическим образованием. За счет естественной регуляции
факторов производства товаров, реализуется имплементирование инноваций, а также
модифицирование и улучшение технологических процессов. Еще Адам Смит более двух
веков назад обозначил важность данного явления для оптимального существования и
функционирования рыночной экономики. Уровень конкуренции – это процентное
распределение степеней влияния предприятий, действующих в одной отрасли.
Весь массив инструментов, используемых для оценки
уровня конкуренции делится на 2 группы:
— Оценка степени конкуренции за счет основного
показателя, дифференциальные;
— Комплексная оценка, применяемая к совокупности
системы показателей.
Рыночная структура оценивается посредством прямых и
косвенных показателей влияния компаний на конкретную отрасль, в которой они
представлены.
Сегодня есть ряд проблем при применении методов оценки
уровня конкуренции. В частности, отсутствие надежных источников качественной
информации, чрезмерно завышенная цена данного типа услуг, а также отсутствие
единого стандартизированного подхода к данной задаче.
Тем не менее, существует методика оценки уровня
интенсивности конкуренции. Согласно данной методике[1], требуется:
1. Определить соотношение показателей
присутствия компаний выбранной отрасли между друг другом, общие показатели
темпов роста рынка и его рентабельности.
2. Рассчитать коэффициент вариации,
который отражает силу и скорость конкуренции на указанном рынке за счет
показателей, рассчитанных в первом пункте: ИД = 1 – Б(Д) / Дср ,(1) i = 1, … , n, где: Б(Д ) /Дср – средний
коэффициент вариации рыночных долей (Дi) количество компаний, участвующих в
процессе на рынке; Б(Д) –
среднеквадратическое отклонение Дi; Дср – среднее арифметическое
значение Дi;.
3. Интенсивность конкуренции на основе
темпа роста объемов продаж. Значения показателя интенсивности конкуренции
распределяются в диапазоне от 70% до 140%: ИТР = 1 – (Тр – 70) / (140 – 70),
(2) где Тр – годовой темп роста объема продаж на рынке, %.
4. Расчет показателя интенсивности
конкуренции, учитывающего уровень рентабельности рынка: Ир= 1 – П / Ф = 1 – Ор,
(3) где П – совокупная прибыль; Ор – общий объем продаж.
5. Расчет обобщенного показателя
интенсивности конкуренции.
Данная
методика не является идеальной, т.к. для ее реализации требуется сбор огромной
массы фактических данных, и при этом она не учитывает ряд критичных моментов.
В
связи с вышесказанным, как правило, используется бальная методика, оценивающая
уровень действующей на рынке конкуренции. Система оценки является довольно простой
и использует всего двух-бальную методику оценки.
Как
правило, систематика данного подхода включает в себя определенные
последовательные действия, такие как:
·
Вычисление
показателя рыночной концентрации, согласно индексу Херфиндаля – Хиршмана[2]
с целью выявления степеней неравномерности распределения долей организаций в
отрасли. Согласно показателям данного
индекса, рынки делятся на слабоконцентрированные (0-1000),
среднеконцентрированные (1000-1800) и высоконцентрированные (свыше тысячи
восьмиста компаний). Индекс рассчитывается по следующей формуле: HHI = (S1)2+(S2)2+ … +(Sn)2,(формула 4) где
Si – доля продаж i-й компании (i = 1, 2, …, n), %; в том числе, производят
расчет коэффициентов дисперсии и энтропии, а также, так называемый, коэффициент
«Джинни», который варьируется от нуля до единицы в зависимости от отношения
размеров компаний друг к другу. Значение единицы принимает при ярко выраженном
доминировании компании-монополиста.
·
Определение
уровня рентабельности. Если рентабельность компании на рынке средняя в
исследуемой области, присваивается балл 1, если рентабельность отклоняется в
меньшую сторону более чем на 10%, присваивается балл 2, если отклонение в
большую сторону более чем на 10% — присваивается балл 0.
·
Выявление
ограничений различного факторного типа, в т.ч. административных и
экономических.
·
Выяснение
определенных нюансов компаний, присутствующих в сегменте (пример:
вертикально-интегрированные компани).
·
Последующий
свод результатов в единый итог с соответствующими выводами по типу рынка:
ü 9-10 баллов – конкурентный рынок;
ü 5-9 баллов – средне конкурентный
рынок;
ü 0-4 баллов – низко конкурентный
рынок.
Практическое
применение вышеописанных методов к отечественным рынкам осуществляется
повсеместно, т.к. дают возможность сравнения влияния различных факторов на
уровень действующей конкуренции.
Чаще
всего применяется комплексная оценка факторным анализом. В дополнение к ней
используется оценка типа рынка и производимых на нем товаров, а также степень
огосударствления отрасли.
Вообще,
прогнозирование инвестиционных влияний, возможные тенденции и тренды развития
рынков, невозможны без знания фактического состояния уровня конкуренции на том
или ином рынке, что делает данные методики крайне важными в крупном масштабе.
[1] Обзор методик по
оценке уровня конкуренции на рынке Е. В. Сопова, Л. Ю. Щербинина. — Текст:
непосредственный, электронный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №
3.1 (5.1). — С. 47-49.
[2] Characteristics of
anti-monopoly policy and the effects of its application. Drogon Lancer, p.5,
2017