Контрольная работа на тему Концепт слова «Семья» в русской культуре.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
§ 1. Концепт «Семья» как понятийно-языковая
целостность. 5
§ 2. Особенности, техника и порядок создания
брошюры.. 17
Заключение. 19
Список литературы.. 21
Введение:
Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что
в настоящее время не только институт семьи находится под угрозой исчезновения,
но и само понятие «семья». Представления о семье, укорененные в сознании и
опыте более чем тысячелетней истории русского народа, стремительно разрушаются.
В этом контексте вопросы исследования и сохранения концептосферы русской
культуры, ее базовых социокультурных ценностей поликонстант, таких как семья,
становятся насущной задачей современной науки, приобретая важное теоретическое
и научно-практическое значение.
В последние десятилетия в современном
российском (и мировом) обществе происходят определенные изменения, которые
связаны с трансформацией наших представлений о том, как может выглядеть семья,
и которые не могли не отразиться в языке.
Кроме того, важно отметить, что с
момента рождения каждому ребенку необходима семья, прежде всего как структура,
формирующая и адаптирующая его к будущей самостоятельной жизни. Семья — это святое, это твоя сила, это твоя защита
и надежды, это твоя вера и стремление, это твоя крепость. Это те люди, которые
будут с тобой на протяжении твоей жизни, будут идти рядом, держать за руку,
будут подставлять плечо.
Залог семейного счастья в
доброте, откровенности, отзывчивости. Любой человек мечтает о счастливой семье,
, где тебя ждут и любят. Многие люди счастье видят, прежде всего, в семье. С
понятием семьи связаны наши первые представления о мире, любви, заботе. Семья –
это главная составляющая человеческой жизни. Дом. Семья в жизни каждого человека
играет большую роль. Поэтому концепт семья
относится к ключевым концептам русской культуры, его изучению посвящены труды
многих ученых.
Проблема данного индивидуального проекта является недостаточная
осведомлённость современного поколения о концепте слова «семья» в русской
культуре.
Исходя
из актуальности и проблемы была выбрана тема
исследования «Концепт слова «Семья» в русской культуре (брошюра)».
Конечный
продукт проекта: на основе изученного
материала по проблеме о концепте слова «семья» в русской
культуре будет создана брошюра в печатном
формате.
Целью индивидуального проекта является изучение концепт
слова «Семья» в русской культуре.
Задачи:
1) Изучить и систематизировать
научную и учебную литературу по теме проекта.
2) Выявить и классифицировать
концепт слова «Семья» в русской культуре
3) Описать алгоритм
по созданию буклета по теме проекта.
Цель и задачи определили структуру
работы, которая представлена введение, двумя параграфами, заключением и
списком литературы.
Во введении обосновывается
актуальность, проблематика исследования, определяются объект, предмет, цель и
задачи исследования.
В первом параграфе
раскрывается тема исследования, а во втором представлены основные
характеристики и обоснование выбора программного обеспечения для создания брошюры
по теме исследования. Заключение содержит выводы по результатам исследования.
Конечный продукт исследования представлен отдельно созданной брошюрой по теме «Семья»
в русской культуре.
Заключение:
Современный мир весьма особенный, каждый день что-то
меняется, появляются новые интересы, перерастающие в хобби, которые начинают
занимать главное место в повседневной жизни. При этом семья как имела важное
значение, так и остается на первом плане для большинства из нас.
Современное общество стремится к совершенствованию
и, к сожалению, ценности семьи ему становятся чужды, потому что «карьерных»
людей больше, чем «семейных». Выбирая карьерный рост, мы часто пренебрегаем
семьей и наоборот, если выбираем семью, то жертвуем карьерой. Вопреки всему мы
так или иначе стремимся больше к близким, к семье. У кого-то понимание важности
семьи наступает раньше, у кого-то позже. Но практически все мы очень трепетно
относимся к семье. Она помогает забыть о повседневной рутине, что немало важно для
нас и заставляет задуматься о духовной составляющей.
Представление о семье, отраженное в языковом
сознании, лучше всего писать через культурологическое явление, как концепт.
Термин «концепт» сегодня используется в рамках самых разных наук (психолингвистики,
лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, философии и т.д.).
В настоящей работе под концептом понимается «культурно-обусловленная
сущностью», которая отражает «менталитет определенного этноса» и может
описываться средствами языка.
Представление о семье прежде всего отражено в
значении слова. Согласно словарю С.И. Ожегов, семья − это:
1. Группа живущих вместе родственников.
2. Единство, объединенных людей, сплоченных общими интересами.
3. Группы
животных, птиц состоящей из самца, самки и детенышей, также обособленной
группой некоторых животных или растений одного вида.
Изменения в структуре концепта происходят постоянно.
Это зависит от многих факторов: от национальный принадлежности носителей языка,
от их профессиональной деятельности, возраста и т.д.
Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так
и в русской литературе. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений,
и отношения в семье. Сам подход к этой вечной теме у писателей различается,
однако существует у них и общий мотив – семья утверждает нравственные устои,
общечеловеческие ценности, которые, в свою, очередь, переходят из поколения в
поколение.
В традиции русской классической литературы семья –
это нравственная основа человеческого бытия. «Мысль семейная — одна из ведущих
тем отечественной литературы, она пронизывает, практически каждое произведение
– от самого популярного до малоизвестного.
Ведущие русские писатели прошлых столетий, такие как
А.С. Пушкин, Д. И. Фонвизин, Л.Н. Толстой и многие другие, всегда рассматривали
семью в качестве основы общественной жизни и личности, которая формирует
характер, убеждения, жизнь и судьбу страны.
Во многих художественных произведениях отечественных
писателей отражена так называемая «мысль семейная». К таким произведениям
относятся роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир», повесть А.С. Пушкина «Капитанская
дочка» и комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Значимость темы семьи в русской литературе
объясняется тем, что уважение к семейным традициям, к прошлому, памяти – это
индикатор уровня культуры и развития человека как личности. Родительская любовь
к детям, а также ответные чувства детей к родителям являются основами семейного
воспитания, которое по своей природе является наиболее эмоциональным, чем любое
другое воспитание. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной
культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения.
Следовательно, является самым важным фактором в воспитании высоконравственной
личности. А значит, в современном обществе возникла необходимость обращения к
проблеме возрождения семейного воспитания.
Фрагмент текста работы:
§ 1. Концепт «Семья»
как понятийно-языковая целостность Языковая
картина мира складывается из концептов. Под концептом принято понимать
содержание словесного знака, обобщенное представление о каком-либо фрагменте
окружающей действительности, включающее понятие, эмоции, культурные стереотипы,
фрагменты прошлого опыта.
«Концепт
– это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура
входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то,
посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не „творец культурных
ценностей“ – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [12].
Концепт
имеет определенный неизменяемый стержень и вместе с тем постоянно
трансформируется. Концепт обладает нежесткой структурой: он состоит из ядра и
периферии. К ядру будут относиться первичные наиболее яркие образы, слои с
наибольшей чувственно-наглядной конкретностью. Более абстрактные образы
составляют периферию концепта, которая «состоит из слабо структурированных
предикаций, отражающих интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их
сочетаний в виде утверждений, установок сознания, вытекающих в данной культуре
из менталитета разных людей» [10].
Для
описания концептов используются как традиционные лингвистические методы (анализ
семантики номинаций, анализ паремиологии и фразеологии, этимологический анализ,
анализ актуализации концепта в текстах), так и экспериментальные, в частности
свободный ассоциативный эксперимент [3].
Концепт
«семья» относится к базовым концептам русской языковой картины мира, к «опорным
точкам национального менталитета» и, следовательно, заслуживает максимально
подробного описания [5]. Он неоднократно становился предметом лингвистических,
лингво-культурологических и философских исследований.
Начало
изучения представлений о семье на Руси было положено в XIX веке работами ученых
историко-правовой и исторической школ. В советский период вопросы древнерусской
семьи рассматривались в основном в контексте анализа истории политических и
социально-экономических учений и дискуссий о типологии и эволюции форм семьи.
Интерес
к изучению древнерусских семейных представлений был возобновлен социальной
историей и исторической демографией в постсоветский период. В последнее время
появляется все большее количество работ, посвященных проблеме концептуализации
семьи в сознании современных носителей русского языка. Данная проблематика
получила отражение в многочисленных лингвистических, компаративистских,
социологических исследованиях [1, 2].
Однако
с позиций философского анализа история происхождения концепта «семья» по-прежнему
остается малоизученной, за редким исключением диссертаций таких авторов, как Т.В.
Чумакова и А.С. Сказко, в которых ряд важных аспектов древнерусских
представлений о семье рассматривается в контексте философской антропологии [3,
4].
Распространенным является толкование происхождения
слова семья как слова составного, сложенного из двух частей: числительного «семь»
и местоимения «я». В соответствии с одной из версий, сакральное число семь в
данном случае трактуется как символ многочисленной семьи. Оно указывает на
количественный признак, отличающий традиционную русскую