Теория и методология истории Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Концепция мировой истории А.Тойби (доклад)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Краткие сведения из биографии А.Д. Тойнби 4
2. Преемственность культурологической мысли. Общая характеристика концепции А. Тойнби 5
3. Понятие цивилизации и ее особенности в трактовке А. Тойнби 7
Заключение 10
Список использованной литературы 13

 

  

Введение:

 

В XIX — нач. XX в. появилась необходимость (вследствие накопления большого массива этнографического и исторического материала) в новом взгляде на историю, который уже не мог удовлетвориться только пределами эволюционного или материалистического объяснения. Идеи эволюционной неотвратимости развития культур, поступательного прогресса человечества в истории наткнулись на реалии бытия, которые нуждались не в жестком детерминизме, а плюралистическом взгляде на историю и культуру.
Поэтому именно в это время возникают концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Они утвердили формирование цивилизационного подхода к изучению социогенеза, в рамках которого история рассматривается как совокупность больших социально-исторических объединений – цивилизаций.
В противовес эволюционистской традиции изучения социокультурного развития истории, многообразие историко-культурных фактов, процессов, социально-политических и культурных образований рассматривается в рамках циклического развития отдельных государств, народов, культур, цивилизаций, а не как проявление разнообразия культурных феноменов единой и целостной всемирной истории человечества.
Данный доклад посвящен анализу философской концепции истории А. Тойнби как ключевого этапа в развитии теории локальных цивилизаций. Понимание философом истории основано на признании уникальности, индивидуальности и неповторимости каждого социального образования в истории, что составляют цепь культурных типов – цивилизаций, для каждой из которых имеются свои характерные черты, закономерности существования, правила общественной и личной жизни. Но определяющим фактором существования цивилизаций все же является религия и высшие моральные ценности. Концепция А. Тойнби выделяет ряд закономерностей генезиса цивилизаций и раскрывает историю человечества как системный процесс.
Целью данного доклада является рассмотрение истории как явления цивилизационной концепции А. Тойнби.
Для раскрытия данной темы и реализации указанной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть соотношение истории и цивилизации в работах А. Тойнби;
– определить проблемы типологизации цивилизаций;
– проанализировать проблемы развития истории в понимании А. Тойнби.

Предметом исследования является процесс формирования истории и цивилизации согласно концепции А. Тойнби. Соответственно, объектом исследования является процесс исторического развития цивилизаций.
Методологическая основа доклада состоит в системном анализе исследуемых явлений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В XIX — нач. XX в. появилась необходимость (вследствие накопления большого массива этнографического и исторического материала) в новом взгляде на историю, который уже не мог удовлетвориться только пределами эволюционного или материалистического объяснения. Идеи эволюционной неотвратимости развития культур, поступательного прогресса человечества в истории наткнулись на реалии бытия, которые нуждались не в жестком детерминизме, а плюралистическом взгляде на историю и культуру. Новые концепции утвердили формирование цивилизационного подхода к изучению социогенеза, в рамках которого история рассматривается как совокупность больших социально-исторических объединений – цивилизаций. Среди авторов подобной теории и А.Д. Тойнби – английский обществовед, историк и социолог.
Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975) родился 14 апреля 1889 года в Лондоне. После окончания Оксфорда А.Д. Тойнби преподает в Лондонском университете (1919-1955), его назначают главой Королевского института международных отношений (1925-1955). Во время двух мировых войн работает в Министерстве иностранных дел и принимает участие в Парижских мирных конференциях (1919 и 1946 гг.). Умер А. Тойнби в 1975 году в Лондоне.
Среди статей, заметок и лекций Тойнби выделяется его философско-исторический труд «Постижение истории». Работа включала 12 томов, была начата в 1927 году, результаты исследований были суммированы автором в книге «Изменения и привычки» (1966г.).
Данный доклад посвящен анализу философской концепции истории А. Тойнби как ключевого этапа в развитии теории локальных цивилизаций. Понимание философом истории основано на признании уникальности, индивидуальности и неповторимости каждого социального образования в истории, что составляют цепь культурных типов – цивилизаций, для каждой из которых имеются свои характерные черты, закономерности существования, правила общественной и личной жизни. Но определяющим фактором существования цивилизаций все же является религия и высшие моральные ценности. Концепция А. Тойнби выделяет ряд закономерностей генезиса цивилизаций и раскрывает историю человечества как системный процесс. Поэтому целью данного доклада является рассмотрение истории как явления цивилизационной концепции А. Тойнби.
Предметом исследования является процесс формирования истории и цивилизации согласно концепции А. Тойнби. Соответственно, объект исследования – процесс исторического развития цивилизаций.
Для раскрытия данной темы и реализации указанной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть соотношение истории и цивилизации в работах А. Тойнби;
– определить проблемы типологизации цивилизаций;
– проанализировать проблемы развития истории в понимании А. Тойнби.
Методологическая основа доклада состоит в системном анализе исследуемых явлений.
Концепция А.Д. Тойнби базируется на тезисе: каждое социальное образование в истории неповторимо, является индивидуальным и образует цепь культурных типов – цивилизаций, для каждой из которых имеются свои характерные черты, система ценностей и правил общественной и личной жизни.
А. Тойнби представлял все развитие человечества, как совокупность циклов развития локальных цивилизаций, которая определяется «Законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с «адекватным ответом» общества на «вызов ситуации» .
А. Тойнби придавал большое значение межцивилизационным контактам, как синхронных, так и разновременных обществ. И постепенно, особенно после Второй мировой войны, история человечества все больше осознается им как единый процесс. Такому подходу способствовали не только научные данные и мощная эволюционистская британская традиция, но и глубокие религиозные убеждения философа.
В процессе создания своей концепции, А. Тойнби отмечает значении религии, как определяющего фактора в развитии цивилизаций, указывая, что именно религия, а не общества (цивилизации) должна быть основной единицей измерения истории. Именно элементы такой религиозности, трансцендентности, или иррациональности стали основой для многочисленной и не всегда справедливой и объективной критики концепции локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби. Это, в свою очередь, создало парадоксальное явление: значимость цивилизационного подхода к истории и его актуальность беспрекословно признается большинством исследователей, но, из-за слабости методологической основы, недостижимой становится возможность его практического применения в исторической науке, которая сейчас, находясь в кризисном состоянии, оказалась перед необходимостью выбора дальнейшего концептуального развития, о чем свидетельствуют постоянные тенденции к изменению исторического контекста исторической науки .

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Краткие сведения из биографии А.Д. Тойнби
Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975), английский обществовед, историк и социолог, автор теории цивилизационного подхода к истории. Родился 14 апреля 1889 года в Лондоне. Арнольд Джозеф подчеркивал влияние на формирование его взглядов своей матери, которая «принадлежала к первому поколению женщин в Англии, которые получили университетское образование и дяди, Арнольда Тойнби, историка и экономиста, профессора Оксфордский университета. А.Д. Тойнби также заканчивает Оксфорд и становится преподавателем Лондонского университета (1919-1955). Одновременно его назначают главой Королевского института международных отношений (1925-1955). Во время двух мировых войн работал в Министерстве иностранных дел и принимал участие в Парижских мирных конференциях (1919 и 1946 гг.). В дополнение ко многим статьям, лекциям и заметкам Тойнби последовательно писал и публиковал части философско-исторического труда «Постижение истории» (т. 1–12.1934–1961гг.). Ученый начал это фундаментальное исследование в 1927 году. Результаты исследований были суммированы им в книге «Изменения и привычки» (1966г.).
Тойнби рассматривал мировую историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одни и те же фазы развития от рождения до смерти, и образующих ветви «единого дерева истории». Но только «западная цивилизация» выглядит для него безоговорочно. По словам Тойнби, ей было присуще единство культурного развития с античных времен, она доминирует сейчас и будет лидировать в будущем.
Будучи свидетелем гибели викторианской Англии, двух мировых войн и краха колониальной системы, Тойнби утверждал, что «на вершине своей власти Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный вид». Тойнби предсказал, что в XXI веке. определяющими историю Вызова будет Россия, которая руководствуется собственными идеалами (которые Запад не хочет принимать), исламский мир и Китай.
Умер А.Д. Тойнби в Йорке 22 октября 1975 года .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы