Психология культуры Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Концепция культуры у Клахкона

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УСЛОВИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА 5
2. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ К. КЛАКГОНА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

  

Введение:

 

Вопросы, связанные с определением культуры, издавна волновали философов и культурологов, социологов и политологов. Начиная с антич-ности шло разделение на мир цивилизованный — «Pax Romanum» и мир варваров, у которого, по определению, не может быть своей культуры. Стоит заметить, что если при рассмотрении экономической и политической истории какой-либо страны мы можем найти точки соприкосновения с другими странами, прежде всего европейскими, и отчетливо проследить их влияние на так называемые страны третьего мира, то в культурном плане такие соприкосновения были довольно редки. Это объясняется тем, что любая культура, не развившаяся на базе античной, рассматривалась за-падноевропейской культурой как враждебная и, следовательно, уничтожа-лась.
В данный момент более актуальным является исследование законо-мерностей культурных процессов в потребительском обществе. Данный сегмент культурной жизни социума анализируется в концепции культуры К. Клакгона и А. Л. Кребера, изучение которой составляет основу акту-альности избранной проблематики.
Основная цель исследования – анализ и систематизация концепции культуры К. Клакгона и А. Л. Кребера, изучение которой составляет осно-ву актуальности избранной проблематики. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• выяснить характерные черты представлений о культуре и культур-ных противостояниях;
• рассмотреть основные положения концепции культуры К. Клакгона и А. Л. Кребера, дать им аналитическую оценку.
Объектом исследования выступает культура как феномен современ-ного общества.
Предметом изучения являются основные положения концепции куль-туры К. Клакгона и А. Л. Кребера.
Методы исследования обусловлены целью и спецификой проанали-зированного материала. Для решения поставленных задач применена ком-плексная методика исследования. Использованы приемы дистрибутивного, трансформационного, компонентного анализа, а также элементы кон-трастивного метода.
Практическое значение работы состоит в том, что данные, получен-ные в результате исследования, можно применять в дальнейшем изучении темы. Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной лите-ратуры.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для XX в. характерно осмысление обществом себя как части более широкого универсума. Если до этого времени было характерно изучение одной страны, ее политической, экономической истории и культуры, то в XX в. невозможно стало рассматривать какую-либо страну без учета воз-действия других государств. Причем, если экономический и политический аспекты рассматриваются довольно полно, то культурному влиянию стран друг на друга уделяется гораздо меньшее внимание.
Это связано с тем, что большая часть историков, оставаясь в рамках индустриальной европейской цивилизации, затрагивала, прежде всего, ис-торию Западной Европы, а большинство других стран не изучались со-всем или изучались по канонам европейской культуры, без учета их куль-турноисторических особенностей. Изучение культурной и политической истории стран Западной Европы облегчалось тем, что культура стран За-падной Европы (как политическая, так и духовная) имеет общие корни – античную культуру.
Множество характерных для медиапотребителя паттернов выявляет уровень его претензий – на разносторонний (или суженный) пакет медиа-продуктов, качественную (или не очень качественную) информацию, опре-деленные смыслы, символы и толкования, соответствующие исповедуемой им ценностям. А это и есть планка индивидуальной культуры медиапо-требления.
В коллективном медиапотреблении потребительские паттерны акку-мулируют знания, подходы социокультурных общностей к медиа и медиа-продуктов, а также проектируют коллективное восприятие, интерпретации, реагирования на них. Они являются кодом «картины мира» жителей одно-го региона, электоральной, возрастной, гендерной группы и тому подоб-ное.

 

Фрагмент текста работы:

 

УСЛОВИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ И ЕГО ВЛИЯ-НИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

В процессе изучения и понимания окружающего мира в сознании че-ловека формируются концепты и категории, как результат классификацион-ной деятельности. Концепты и категории это конечные результаты данных процессов концептуализации и категоризации, которые лежат в основе ко-гнитивных способностей человека.
Некоторые ученые акцентируют внимание на том, что понятие «кон-цепт» берет свое начало в сфере математики 80-х годов, откуда успешно пе-решло в направления лингвистики и литературы. Капустина С.В. же в своей монографии говорит что история термина «концепт» представляет собой «связующее звено» между эпохами Средневековья и Миллениума». В связи с этим литературовед предлагает периодизацию развития концепт-теории.
Первым этапом выделено зарождение понятия. Своим происхождени-ем оно обязано концептуальному направлению философии, сформирован-ном на трудах П.Абеляра. Второй этап развития концептологии связан с трудами В.С. Библера, Н.А. Бердяева. Третий этап охватывает конец ХХ-начало ХХΙ веков, когда концепт уже исследуется не только в философии, но в широком ряде гуманитарных дисциплин.
Н.Д. Артюнова определяет концепт как понятие практической фило-софии, которое есть результатом взаимодействия традиции, фольклора, идеологии, жизненного опыта, религии, понимания искусства и набора цен-ностей. Концепты формируют «своего рода культурный слой, посреднича-ющий между человеком и миром».
Для А.А. Залевской концепт – это «спонтанно функционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцеп-тивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера, подчиняющееся закономерностям психической жизни человека».
В.И. Карасик определяет концепты как базовые культурные образо-вания , выражающие объективное содержание слов, участвующие в различ-ных сферах бытия человека.
Основоположником семантико-когнитивного направления является
Е.С. Кубрякова. По ее мнению концепт – это «единица ментальных или пси-хических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, ко-торая отражает знание и опыт человека». Также Е.С. Кубрякова называет концепт содержательной единицей памяти, отраженной в психике человека.
Одним из главных различий концепта и значения является их внут-ренний объем, содержание. Значение – семантическая единица , элемент со-вокупности, системы значений определенного слова. Значение состоит из сравнительно небольшого набора семантических признаков (сем), общеиз-вестных для данной социальной группы и связанных с соответствующей звуковой оболочкой (лексемой).
Концепт в сфере литературоведения можно определить как единицу сознания, представленную в художественном произведении или множестве произведений и выражающую индивидуально-авторское понимание сущно-сти предметов и явлений. Также концепт является воплощение и культурных и этнических единиц сознания определенного социума.
Л.В. Миллер предлагает четыре типа концептов:
• концепты чувств, основанные на этнокультуре (тоска, одиноче-ство, вера);
• концепты общественных регламентаций (дом, историческая лич-ность);
• художественно- эмотивные(жилище);
• стандартизированные интерпретации (тургеневская девушка, бальзаковский возраст).
В каждой культуре концептуальная картина мира имеет свои элемен-ты, но при этом всегда среди есть универсальные концепты, как «Время», «Смерть», «Судьба», «Душа», «Жизнь».
Языковая презентация концепта осуществляется на различных уров-нях языка и с помощью целого ряда средств. Это и лексемы, и фразеосоче-тания; свободные словосочетания; структурные и позиционные схемы пред-ложений (синтаксические концепты); тексты и совокупности текстов (при необходимости обсуждения содержания сложных, абстрактных или инди-видуально-авторских концептов) .
Концепт является полноценной составляющей теоретического арсе-нала различных областей гуманитаристики на рубеже двадцатого и два-дцать первого столетий, что приводит к возникновению весьма острых ре-акций, авторами которых являются отдельные исследователи, которые ставят под сомнение саму принадлежность концепта к сфере определенной науки. Так, к примеру, в рассмотрении Жиля Делеза и Феликса Гваттари концепты являются исключительно результатом мыслетворчества, которое осуществляют философы, они же концептуальные персонажи. Поэтому данные мыслители дают как самим созданным концептам, так и иным научным направлениям, которые пользуются данным понятием, низкую оценку, расценивая их как «убогих соперников философии». Более того, Делезу и Гваттари принадлежит утверждение о том, у эпистемологии, лингвистики, психоанализа, а также информатики, маркетинга, дизайна и рекламы отсутствуют как основания, так и право посягательства на дан-ную фундаментальную философскую единицу.
Если в экономическом и политическом отношении Западная Европа расширила свои границы практически на весь мир, то в культурном плане наблюдается несколько иная картина. Культурные связи ограничиваются «странами Западной Европы, Америки и некоторыми странами южных морей с католическим и протестантским населением. Но стоит пристальней вглядеться в культуру этих народов, как мы обнаружим заметное влияние на них русской литературы, дальневосточной живописи, индийской рели-гии» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы