Контрольная работа на тему Коммуникативные качества речи. Речь в межличностном и социальном общении.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Коммуникативные качества речи 3
2. Речь в межличностном и социальном общении 12
Заключение 20
Список литературы 22
Введение:
Слово — одно из самых мощных коммуникативных орудий человека. Бессильно само по себе, оно становится мощным и непреодолимым, действенным и привлекательным, если сказанное умело, искренне и вовремя. А именно так — целенаправленно, своевременно, искренне и умело — должен пользоваться словом каждый человек в любой сфере практической деятельности. Недаром народная мудрость гласит: говори не так, чтобы тебя могли понять, а говори так, чтобы тебя не могли не понять. Это особенно важно для тех ситуаций речи, которые предусматривают значительное общественное и эстетическое воздействие его на слушателя, прежде всего, для вещания учителя.
Что считать достижениями, а что недостатками в речи учителя? Что такое коммуникативные качества речи? Какое значение они имеют для педагогической деятельности?
Мастерское владение языком необходимо учителю для того, чтобы коммуникативно и целенаправленно организовать общение с учениками, родителями, учителями.
Если говорить о достижениях языка, то, соответственно, речь должна быть качественной, а значит, обладать необходимыми качествами, которые делают ее привлекательной. Такие качества речи в лингвистике принято называть коммуникативными.
Заключение:
Межличностное диалогическое взаимодействие, основанное на близком контакте, духовной общности, внутренней солидарности, направлено на удовлетворение основной потребности человека в другом человеке, способствует раскрытию творческих возможностей каждого человека, признанию автономности личности в различных видах человеческой деятельности. Именно в культурной среде происходит трансляция знаний, причем она зависит от бытия человека в той или иной культурной среде, от системы отношений, складывающихся между субъектами общения, от способов коммуникаций и тому подобное.
Творческий потенциал межличностного общения проявляется также в том, что оно способно регулировать и организовывать деятельность и поведение человека в различных нестандартных, неординарных ситуациях, ситуациях психологической неопределенности, то есть в условиях, когда социальному субъекту необходимо объединить в одно целое диаметрально противоположные точки зрения, позиции, эмоции, или же принять быстрое решение. Межличностное общение и диалог компенсируют невозможность полного логического анализа ситуации и выступают способом решения сложных и неординарных проблем в сложных ситуациях.
Именно тогда человек ищет удовлетворения потребности в признании своей личности, своей значимости, ищет опоры, главным образом, в своем ближайшем окружении, в людях, близких по духу, интересам.
В перспективе создание эмансипированных, культурных форм жизни, независящих от формально-бюрократических структур и официальных властей, межличностное общение играет чрезвычайно важную роль. Его главным результатом и важнейшим социально перспективным качеством является человек, свободный в выборе своих социальных связей и контактов, ответственный за создание того жизненного и культурного пространства, в котором он обречен существовать вместе с другими людьми.
Фрагмент текста работы:
. Коммуникативные качества речи
Коммуникативные качества речи — такие качества, помогающие организовывать общение, и делают его эффективным. Термин «коммуникативные качества речи» был предложен сравнительно недавно, в 60-х гг. XX века, ученым-лингвистом Б. Головиным, который впервые объединил эти качества вещания в систему, охватывающую соотношение речи и деятельности, речи и языка, речи и мышления, речи и сознания. По этим соотношениями выделяют правильность, чистоту, точность, богатство, логичность, уместность, доступность и выразительность как основные достижения речи.
Как правило, хорошая речь свидетельствует о высоком уровне культуры говорящего, и поэтому делает общение более эффективным. Речь учителя — это отражение не только уровня его личной культуры, но и уровня культуры всех образовательных учреждений.
Уровень речевой культуры современного учителя стремительно падает. Это признают не только специалисты в области языкознания, но и сами учителя. Конечно, такое положение можно попробовать оправдать общими тенденциями как в обществе в целом, так и в сфере образования. Учителя, в свою очередь, несут ответственность за то, какой уровень речевой культуры они дают ученикам. Речь учителей воспринимается учениками ежедневно и тем самым больше, сильно и глубоко влияет на формирование их речевых ориентиров.
В языке есть понятие нормы, то есть необходимые знания о том, как надо произносить или употреблять слова, как соединять их в словосочетания и предложения. Для человека, профессия которого связана с педагогической деятельностью, владеть «нормальной» речью недостаточно: необходимо речевое мастерство, то есть другой уровень ее качества.
Мы учитываем то, что вещание большого количества учителей соответствует основным требованиям и нормам. Поэтому, говоря о реализации коммуникативных качеств, мы остановимся не только на положительных примерах, но и значительное внимание уделим, порокам, поскольку они больше помогают продемонстрировать качества вещания и их значение для учителей.
Можно выделить такое влиятельное эффективное качество речи, как уместность.
Уместность. Язык может быть эффективным только тогда, когда он уместен. Кстати, называется речь, которая соответствует всем параметрам коммуникативной ситуации. Различают два основных вида уместности: содержательная уместность и стилистическая.
Легче всего понять, что уместно, или неуместно в конкретной ситуации, в содержательном плане, в целях выражения.
Потребности стилистической уместности, то есть соответствие выбранных средств в рамках функционального стиля необходимо для построения высказывания. Очень часто случается нарушение стилистической уместности. Например, на троллейбусной остановке «Пятый?» («Какой это троллейбус? Пятого маршрута?»). — «Нет, второй».
Итак, уместность — это признак культуры речи, которая организует ее точность, логичность, выразительность, чистоту, требует такого отбора языковых средств, соответствующих содержанию и характеру сообщения. Однако для уместности в речи самих языковых средств недостаточно — уместность учитывает ситуацию, состав слушателей, эстетические задачи. Р. Будагов замечает: «Наивно думать, что образное воспроизведение мысли менее точное, чем необразное. Все дело в том, что и как передается ученым или писателем, какой ценности, какого масштаба та или иная мысль формулируется».