Декоративно-прикладное исскуство Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Каргопольская игрушка (историческая справка, особенности художественной технологии).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. История каргопольской игрушки 4

2. Особенности каргопольских игрушек 6

Заключение 7

Список использованных источников 8

Приложение 9

  

Введение:

 

Каргопольская игрушка – одна из старейших разновидностей гончарного искусства, являющегося важной частью русской культуры. Их изготовлением занимаются в окрестностях города Каргополь, который находится в Архангельской области. От этого города промысел и получил своё название.

Уже пять веков стоит на берегу Онеги город Каргополь — один из центров традиционной русской глиняной игрушки. Здешние скудные каменистые земли не могли надёжно прокормить людей. Ремёсла же служили крестьянам верным подспорьем. А поскольку глины в Каргополье предостаточно, гончарные премудрости осваивали целыми деревнями. В XIX в. в Панфиловской волости в окрестностях старинных сёл Печниково, Торопово, Гринево, Ананьино сложился сезонный красноглиняный промысел.

Освободившись зимой от сельскохозяйственных работ, каргопольчане целыми семьями принимались за создание глиняной посуды. А из остатков материала лепили маленькие незамысловатые фигурки. Игрушки получались грубоватыми и предельно простыми по декору, но всё же пользовались спросом.

Каргопольская игрушка сегодня – это самобытный сувенир, несущий в себе богатую историю народов севера, а также историю развития гончарного ремесла. Неуклюжие женские и мужские фигурки, причудливые животные, лошадки, сказочные герои – все эти игрушки заняли достойное место в истории и радуют нас сегодня, как и радовали людей много веков назад.

Цель работы – исследование исторической справки и особенностей художественной технологии каргопольской игрушки.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю каргопольской игрушки.

2. Рассмотреть особенности каргопольских игрушек.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

История каргопольской игрушки возникла в глубокой древности, прошла через века и жива в наше время – весь этот путь можно проследить в Каргополе в Доме-музее династии Шевелевых.

В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных отходов создавали разные поделки. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.

В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные: сирины, русалки, домовые, полканы. Сюжетное богатство развивалось в соответствии с каргопольскими особенностями: не только ирония к «господам», не только праздничность, как у дымковских мастериц, а и темы, взятые из трудовой крестьянской жизни. Тут и «вершники» на лошади, и охотник с собакой, стреляющий в глухаря на дереве, и кузнец с молотом у наковальни. Но и «праздничные» темы, как часть тем общежитейских, тоже не оставлены без внимания. Самая любимая – «кадриль» – танцующие пары. Есть также бражники в лодке, гармонисты в лодке и в кресле.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит мастерам Александру Петровичу Шевелеву, Ивану Васильевичу Дружинину, Владимиру Дмитриевичу Шевелёву, Ульяне Ивановне Бабкиной.

Каргопольская глиняная игрушка занимает значительное место в русской культуре. Её внешний вид изменился: теперь фигурки более тщательно расписаны и покрыты глянцем. Мастера расширили ассортимент образов, создавая помимо любимых фольклорных героев и животных целые композиции, отражающие повседневную жизнь крестьян. Неизменным осталось одно: каргопольская игрушка выпускается вручную и каждая из фигурок уникальна.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. История каргопольской игрушки

Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII вв.: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX в.

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян и служило лишь дополнительным источником дохода. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей – немалую сумму для XIX века.

Посуду в Каргополье делали все – мужчины, женщины, дети начиная с 8–9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку [2].

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

Каргопольская глиняная игрушка занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: И.В. Дружинину (1887–1949 гг.) – талантливому мастеру — классику каргопольской игрушки и У.И. Бабкиной (1889–1977гг.) – самой знаменитой мастерице.

Иван Васильевич Дружинин – потомственный гончар и талантливый создатель игрушек. Он работал в первой половине XX в. в деревне Гринево. Его игрушки сейчас считаются классикой. В XX в. игрушечный промысел почти угас. И только благодаря И.В. Дружинину он возродился.

Ульяна Ивановна Бабкина (рис. 1) — самая известная мастерица каргопольской игрушки. Деревенская мастерица создала свой мир глиняной сказки, где живут добрый, крепкий люд и такие же добрые звери, и птицы.

Рисунок 1 – Ульяна Ивановна Бабкина [3]

С 15 лет и до конца своей жизни она занималась созданием игрушек. Она сберегла образ коня-полкана – самую востребованную каргопольскую игрушку. Эта игрушка занимает особое место в истории каргопольского промысла. Считается, что слово «полкан» произошло от «полконя» (рис. 2).

Рисунок 2 – Полкан [3]

Эта игрушка появилась после бабы. Она считается такой же архаичной, содержит много смыслов. Полкан – кентавр, человек-конь, носивший бороду и шляпу. Он стал воплощением землепашества, богатства, знатности и силы. Полкан – это землепашец, так как первые пахари воспринимались именно как «люди-кони». Его борода свидетельствует о зрелом возрасте. Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла.

В Каргополе находится известный Дом-музей Шевелевых, в котором жила целая династия знаменитых мастеров каргопольской игрушки. После смерти Д.В. Шевелева члены его семьи создали в этом доме музей. Владимир Шевелев обустроил выставочный летний зал, а в переднем отделении дома организовал комнату для мастер- классов. Официально Дом-музей открылся в 2003 г.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы