Методика преподавания ИЗО Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Изучение искусства Древней Руси подростками в рамках факультативной или кружковой работы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.Актуальность
Изучение искусства Древней Руси подростками в рамках факультативной или
кружковой работы.. 4

2. История
возникновения искусства Древней Руси. 6

4.Изучение искусства
на факультативной или кружковой работе. 9

Заключение. 13

Список
использованной литературы.. 14

  

Введение:

 

Актуальность
работы складывается ввиду особенностей и противоречий сложившейся в настоящем с
ситуацией развития общества, которые определяют масштабные перемены в условиях
образования школьников.

Усугублению
проблемы содействовало уменьшение возможности выполнения хорошо организованного
на педагогическом уровне дополнительного образования школьников, а так же уменьшения
количества внешкольных объединений.

Перемены,
происходившие в нашей стране, привели к тому, что утеряны понятия истинных
ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия, утрачены идеалы
человека-труженика, воина-защитника Отечества, забыты многие семейно-бытовые
традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и
«лада» в семье.

Поэтому
возникла необходимость приобщения школьников к живительному источнику народной
мудрости, передачи подрастающему поколению нравственных устоев, духовных и
художественных ценностей.

Включение
ребенка в различные виды деятельности, основанные на материале народного
творчества, являются одним из главных условий полноценного
нравственно-эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих
способностей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Искусство
– не череда изображений; культура – это живая непрерывная лента времени, на
которой каждый человек   оставляет свой
след.

Как
возникла культура Древней Руси? Что общего у нас с теми людьми, которые жили
здесь раньше? Кем из них мы можем гордиться, какие их дела могли бы продолжить?
Как сохранить те традиции и достижения, которые собирались нашим народом на
протяжении веков?

Если
учащихся интересуют эти вопросы, если они любят размышлять, узнавать новое,
искать и делиться интересными открытиями – 
кружок должен стать тем местом, где ребята могут реализовать свой
творческий потенциал.

Задачу  руководителя кружка в том, чтобы  способствовать формированию повышенного интереса
учащихся к исторической науке,

Воспитывать
в них умение видеть красоту и художественные особенности произведений
искусства, созданных в прошлом, формировать 
у учащихся уважительное отношение к истории своей Родины.

Организация
работы исторического кружка является не только задачей учителя. Учащиеся также
принимают активное участие в организации и работе кружка, т.к. школа должна
дать не только знания, но и научить применять эти знания к жизни, воспитать
желание отдать эти знания другим. Вся кружковая работа должна строиться так,
чтобы подготовка сообщений,, слайд-фильмы, стенды, газеты, проведение
тематических мероприятий — все это представляло не только познавательный
интерес, но и чтобы труд учащихся получал общественную значимость. Именно кружок позволяет сочетать и
использовать разнообразные формы внеклассной работы. Школьный кружок базируется
на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать
систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Работа
в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении
внеклассных мероприятий, так и уроков.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.Актуальность
Изучение искусства Древней Руси подростками в рамках факультативной или
кружковой работы Динамично
развивающееся образование и воспитание, условия современной жизни стимулируют
педагогов к поиску новых форм приобщения учащихся к народной культуре России
или применению традиционных, проверенных временем форм с использование новых
педагогических подходов.

Исследуя
проблему приобщения учащихся общеобразовательной школы к народному искусству
России, важно определить, какие предметы школьного цикла касаются вопросов так
или иначе связанных с народным искусством России. В первую очередь – это
география (природоведение, краеведение), история, изобразительное искусство. Но
при более подробном анализе, окажется, что практически весь курс средней
общеобразовательной школы включает предметы, которые содержательно могут
приобщить учащихся к народному искусству.

Освоение
народного искусства учащимися подразумевает постижение основ народной культуры,
а это связано с пониманием духовной сущности культуры. Л.П. Печко отмечает, что
«…если касаться постепенного освоения духовного, интеллектуального содержания,
сущности культуры, а не только воспитания внешних проявлений культуры в
подростковом и старшем возрасте учеников школы, то именно преподавание
гуманитарных предметов должно затрагивать все стороны человеческого
мироосознания и обязательно с включением потенциала искусства. Ведь в его
восприятии и эстетическом освоении участвуют различные механизмы познания мира
– не только интеллектуальные, но и эмоциональные, чувственно-органические,
психологические структуры воображения и образнотворческого мышления» [6].

Во
все времена была сильна тяга народа к красоте русской земли, ее духовному
богатству. Эта любовь формировалась стихийно в лоне семейнообрядовой культуры,
отчасти бессознательно, и отражалась во всех формах народного творчества:
религиозного, фольклорного, художественного.

В
отрыве образования от народной культуры многие отечественные мыслители видели
опасность для будущего России. Одним из первых, уловив разницу в отечественной
и западной культурах, А.С.Хомяков, стремясь сохранить лучшие традиции культуры
Древней Руси, сделал важное педагогическое заключение: «Строй ума у ребенка, у
которого первыми словами были «Бог, тятя, мама», будет не таков, как у ребенка,
первыми словами которого были «деньги и выгода».

Против
бездумного заимствования иноземной культуры выступали К.Д.Ушинский и
Л.Н.Толстой. Изучив европейское образование, 
К.Д.Ушинский в неравном бою с теми просветителями, которые отсекали почвенное
начало и национальный колорит образования, отстаивал идею народности. Под
«народностью» им понимается народная культура, творчество народных масс,
создающих богатейшие духовные ценности; патриотизм, любовь к Отечеству,
формируемые в процессе воспитания на основе народности; православно-религиозная
нравственность, духовность русского народа, следование православной традиции.

Поэтому
возникла необходимость приобщения школьников к живительному источнику народной
мудрости, передачи подрастающему поколению нравственных устоев, духовных и
художественных ценностей. 2. История
возникновения искусства Древней Руси Изобразительное
искусство и живопись  Древней Руси
формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально —
экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой
восточно — славянских племен X — XII веков. Еще задолго до образования
Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.

Христианское
вероучение рассматривает храмы  как место
приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала ведущим видом
искусства. Икона, формируясь в иконостасы, выступала в качестве
непосредственного слагаемого архитектурного сооружения, ибо служебное
назначение иконостаса — служить стенкой — преградой, отделяющей алтарь от
остальной части помещения.

Плоскость
стены как один из основных элементов образа в архитектуре, оказывающих свое
влияние и на художественное представление иконописца и резчика по камню.

Будучи
живописным произведением, икона резко отличается от такой формы творческого
выражения, как картина. В догматическом церковном представлении икона
понимается как соединительное звено между верующими и богом.

Искусство
Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X — первой половине
XI века. В XI столетии был создан первый из выдающихся памятников русского
изобразительного искусства — это мозаики и фрески Софийского собора.

Софийский
собор был заложен в 1037 году, и строился 
в качестве храма — главы  Киевской
Руси. В главном куполе на золоченом фоне был представлен Христос —
Вседержитель, строго взирающий на землю. Ниже помещались на таком же золоченом
фоне небесные стражи — архангелы. Под ними и в простенках между окнами барабана
купола — апостолы, ученики Христа. Ниже, на ярусах, поддерживающих купол —
четыре евангелиста, которые были биографами Христа.

Для
выполнения мозаик и росписей были приглашены византийские мастера. Все сюжеты
Софийского собора были религиозными. Фрески воссоздают сцены охоты, игры  скоморохов, потеху князей. Киевская
художественная школа — единственная и определяющая развитие древнерусского
искусства.

Но
в XII веке в связи в раздроблением Руси на отдельные княжества привело к
появлению местных школ изобразительного искусства. Наиболее крупными из них
были Новгородская и Владимиро — Суздальская.

Искусство
Новгорода в XII — XIV веках получило значительный расцвет. Общеизвестна роль
Новгорода в качестве международного торгового центра Средневековья.
Определенная демократичность общественной жизни Новгорода наложила отпечаток и
на его культуру.

Росписи
Георгиевского собора с Старой Ладоге, построенного в 60 — е годы XII века,
храмы Благовещенья в Аркажах ( построен в 1189 году), Спаса — Нередицы (1199
год), затем более поздней эпохи — Успенья на Волотовом поле (1363 год), Спаса
на Ильине (1378 год) и многие другие церкви, а также иконопись — все это
выражало особенности новгородской школы.

Простонародность
облика святых, контрастный смелый колорит Новгородской школы разительно
отличается от Киевской школы, которая использует преимущественно тональной
колорит.

Новгородская
фресковая живопись достигла своего расцвета во второй половине XIV века. В это
время прибыл из Византии и связал свою творческую судьбу с Новгородская школой
Феофан Грек ( 1350 — 1410 годы жизни).

Проникновение
острых проблем социальной действительности в религиозную живопись Новгорода
определило ее значение для последующего развития русской художественной
культуры.

Соперником
Новгородской художественной школы могло выступать лишь искусство  Владимиро — Суздальской земли. Его высшие
достижения относятся ко второй половине XII — XIII веков.

В
число лучших памятников входят церковь Покрова на Нерли ( 1165 год),
Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве — Польском,
построен в 1230 — 1234 годах. Огромное значение имела декоративная скульптура [9].

Владимиро
— Суздальские мастера щедро покрывали скульптурным декором наружные стены
хамов. Одним из наиболее популярных персонажей выступал библейский царь Давид,
создатель единого древнего еврейского государства. Рельефные изображения
характеризовались плоскостным характером. Резчики по камню изображали Давида
играющим на арфе и чарующим своим 
искусством все сущее, включая зверей и птиц.

В
рельефах владимирских церквей помещены также персонажи старинных античных
преданий.  Можно видеть кентавра — полулошадь
— получеловека и грифона — животное с телом льва и крыльями орла. Наличие
подобных мотивов показывало, как далеко распространилось на Руси античное
влияние, и на какой богатейшей почве вырастала древняя русская художественная
культура [9].

После
монгольских завоеваний началось объединение северо — восточных земель вокруг
Москвы. Такая дальновидность правителей, и прежде всего, Ивана Калиты,
способствовала преаращению Москвы в крупнейший политический центр. Именно
Москва в дальнейшем стала важнейшим культурным центром Руси. 4.Изучение искусства
на факультативной или кружковой работе Уже
давно существует проблема организации содержательного досуга школьников. Эта
проблема волнует родителей, педагогов и общество и в настоящее время. На
протяжении многих лет существовала потребность в создании дополнительных
условий для развития разнообразных интересов детей. В школах началась активно
внедряться внеурочная и внеучебная деятельность. В настоящее время внеурочная
работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы.

Внеурочные
учебные занятия (ВУЗ) – различные виды самостоятельной учебной деятельности
школьников. Часть ВУЗ непосредственно связана с уроками – выполнение текущих
домашних заданий, подготовь докладов, рефератов для выступления в классе, написание
сочинений. Другая часть ВУЗ связана с уроками опосредовано и выполняется в
свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные
занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим
творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их
стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору [1].

Современные
факультативы – особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся
и от урока, и от внеклассной работы. Тем не менее, факультативы имеют общие
черты с уроками и дополнительными занятиями. Так же как и уроки, факультативные
занятия имеют свои программы и планы, ведется журнал занятий, занятия идут по расписанию,
применяются общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной
познавательной деятельности учащихся. Факультативы имеют сходство с кружковой работой.
Оно заключается в том, факультативы объединяют детей на основе общих интересов
и добровольности. Могут использоваться схожие формы и методы работы.

Однако
факультативы не заменяют внеклассную работу по предмету.

Являясь
самостоятельной частью учебно-воспитательной работы, факультативы могут
дополняться внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё
большей степени углубляют и расширяют свои знания и умения [4].

Факультативные
занятия предполагают высокий уровень творческих способностей учащихся. Здесь
шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная
дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский
характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода
учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется
некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его
товарищей задачи.

В
известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между
основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работой по предметам. В
отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную
направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной
программой, и т.д.

Вместе
с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы –
элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки,
иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

Таким
образом, статус факультативных занятий существенно повысился. Они призваны обеспечивать
подготовку одаренных старшекурсников к централизованному тестированию,
подготовку одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам, общекультурное развитие
учащихся, приобщение учащихся к исследовательской деятельности, коррекцию
пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Факультативы
направлены на углубление знаний по предметам, на расширение знаний и развитие
навыков познавательной деятельности (экологической, военно-патриотической,
семейной и др. направленностей).

Они
направлены на развитие творческих способностей учащихся.

Кружок
– это систематическая форма внеклассной работы со школьниками, которая
позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках, применять их на
практике, развивать познавательные интересы и творческие способности детей [2].
К кружковой деятельности относятся занятия подростков в кружках, клубах,
спортивных секциях и других объединений по интересам. Кружковой работой можно
считать углублённое изучение и приобщение подростков к какому-либо
определённому виду деятельности: краеведению, декоративно-прикладному
искусству, шахматной игре и т.п. [3].

Задача
кружков – углублять и расширять кругозор учащихся, удовлетворять их интересы и
запросы, развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки
и приобщать к общественно полезному труду.

Кружок
имеет ярко выраженную предметную направленность, он удовлетворяет те или иные
интересы детей, связанные с познавательной и художественной деятельностью,
начатой на уроках. Занятия в кружках наиболее плодотворны для раскрытия,
формирования и развития индивидуальных способностей человека. В процессе таких
занятий школьники получают удовлетворение своих духовных потребностей. В то же время
кружки – одна из педагогически целесообразных форм организации свободного
времени учащихся. Эмоциональная насыщенность кружков – ещё
один положительный момент во внеурочной деятельности. В отличие от «сухого»
учебного процесса, занятия на кружках обладают эмоционально-ценностным  отношением к миру. Развитие чувств необходимо
школьникам как средство формирования целостной картины мира.

В
общественном сознании подрастающего поколения всё чаще распространяется
равнодушие, эгоизм, цинизм, не мотивируемая агрессивность, неуважительное
отношение к  старшему поколению. Выход из
этого положения- в формировании активной жизненной позиции молодого поколения,
приобщение его к нравственным, духовным, культурным ценностям наших предков. В
реализации этих ценностей и заключается актуальность предлагаемой программы,
где важнейшим средством выступает краеведение. 
Воспитывая любовь к Родине, уважительное отношение к людям, жившим на её
земле, мы оказываем положительное влияние на развитие личности учащегося. На
уроках истории подрастающее поколение получает необходимые знания о прошлом
своего народа, приобщается к деяниям предков, наследует их жизненный опыт,
накопленный за многие века. Кроме того, уроки истории имеют непреходящее
воспитательное значение, формируя у человека чувство любви к Отечеству,
уважение к прошлому, нравственное отношения к собственной земле, к своему
народу. Знание и понимание собственного прошлого воспитывает в людях
национальную гордость и самоуважение, без чего невозможно выжить современному
государству в нынешнем мире. Кружковая работа может и должна стать
действенным способом формирования и внедрения в школьное  историческое образование православного компонента.
Выбранная тема даёт возможность 
последовательно, от занятия к занятию, развивать, опираясь на конкретные
исторические примеры, мысль о том, что 
историю необходимо понимать как реализацию в действительности
Божественного Промысла. Программа кружка по истории «Святая
Русь.  Мир древних городов» даёт
возможность привлечь учащихся к истории городов Золотого кольца: их
становления, развития от городищ и селений от союзов племён к созданию больших
процветающих городов с великой культурой, ставшей объединяющей силой в создании
русской нации и государства. Учащимся
предстоит узнать о градостроительстве, зодчестве, религии, быте, культуре и
языке наших предков. Так же много внимания уделено выдающимся персонажам и
творцам  отечественной истории и  многих других деятелей русского государства и
культуры.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы