Контрольная работа на тему Изображение духовной красоты героев в рассказах Д. Телешова, К. Станюковича, А.И. Куприна и других авторов (на примере 2-3 произведений).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Изображение духовной красоты героев в рассказах Д. Телешова 5
2. Рассказы о детях В. Г. Короленко 6
3. Тема тяжелого детства в произведениях Станюковича 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение:
Ребенок и детство — одна из ведущих и ключевых тем литературы. В определенном смысле это тема универсальная, не ограниченная рамками какой-либо национальной литературы или конкретного временного периода, хотя в некоторые эпохи она приобретает особое значение. Эта универсальность объясняется тем, что детство — такая же общечеловеческая категория, как рождение, жизнь, смерть. Явления вечные и присущие всем без исключения людям не могут не получить отражения в литературе.
Отражение мира детства, анализ внутреннего мира ребенка все больше привлекает внимание западных и отечественных литературоведов. Проза о детях воспринимается как отдельная и полноправная область литературы. История детства связывается с жанровым подходом. Произведения о детях рассматриваются в рамках традиционных жанров; исследуется проблема того, как они влияют на уже сложившуюся жанровую систему. В то же время одной из характерных черт современного литературоведения является изучение межнациональных литературных отношений, стремление к сравнительно-историческому анализу тем, образов, жанров национальных литератур. Этим определяется актуальность курсовой работы, в которой предпринимается попытка проанализировать литературный образ детства на материале русской прозы в контексте развития жанра романа воспитания.
Образ ребенка присутствует в литературе во все времена, однако к началу XIX столетия его значимость возрастает, он становится центральным. Это отнюдь не отрицает развития детской темы на предшествующем этапе развития литературы, а, наоборот, предполагает существование некоторого периода подготовки к тому, чтобы она вышла на первый план.
К концу 19 века – началу ХХ века выделяются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках. Писатели стремятся привлечь внимание к катастрофическому положению детей, погибающих духовно и физически в тисках буржуазно-капиталистического века. Эта тема звучит в произведениях таких писателей, как Мамин-Сибиряк, Чехов, Куприн, Короленко, М. Горький, Л. Андреев. Тема тяжелого детства проникает и в популярные святочные рассказы, либо подчиняясь идее благотворительности, либо опровергая ее. Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей, растущих в так называемых «приличных» семьях. Лев Толстой, А.Чехов, Ф.Достоевский, А.Куприн, В. Короленко в своих произведениях проводят подробнейший анализ возрастной психологии детей, факторов воспитательного влияния, обстановки, окружающей ребенка.
Детство представляется писателями как пора невинности и чистоты. Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению. У детей нужно учиться пониманию истинного добра и правды. Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях: сломанный цветок, несчастная собачка Жучка, непосильный труд крестьян, чудесные сказки на ночь, чистая детская дружба…
Тема детства неразрывно связана с темой русского народа. Во всех произведениях воссоздается сложная жизнь детей, которые мечтают о лучшей жизни, которая сделала бы их счастливыми. Рядом с детьми всегда находится взрослый.
Целью работы является охарактеризовать особенности изображения духовной красоты героев в рассказах Д. Телешова, К. Станюковича, А.И. Куприна и других авторов.
1. Охарактеризовать изображение духовной красоты героев в рассказах Д. Телешова.
2. Проанализировать рассказы о детях В. Г. Короленко .
3.Проанализировать тему тяжелого детства в произведениях Станюковича.
Структура работы: работа состоит и введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В XIX веке русская детская литература перешагнула на новую ступень своего развития и тогда же начала формировать свой золотой фонд, насчитывающий сотни названий художественных произведений.
Принцип формирования и разграничения текстов детской и “взрослой” литератур меняется от эпохе к эпохе и, расширяясь, захватывает часть произведений, которые раньше относились к области литературы взрослой.
Ни одна область художественного творчества рубежа 19 века не представляла картины более противоречивой и пестрой, чем детская литература. Это резко обозначилось на фоне возросшего в обществе, особенно после первой русской революции, всестороннего интереса к личности ребенка, его социальному положению, воспитанию и образованию (недаром к многочисленным названиям нового, XX в. прибавилось еще одно — «век ребенка»). Ребенок не дает возобладать злу, возвращает к высшим ценностям бытия, восстанавливает сердечную теплоту христианской любви и веры [7, с.65]. Одной из ведущих тем прогрессивной реалистической литературы становится тема тяжелого детства при капитализме, отражавшая реальные факты, социально-экономические процессы.
Образ ребенка-пролетария начинает выступать на страницах книг наравне с образами других маленьких тружеников и взрослых. При этом подчас сосредоточенность на описании условий общественного труда, быта, положения детей отвлекала авторов от создания характера, показа внутренних движений детской души.
К тому же, несмотря на остроту социальных конфликтов, характерную для многих произведений, в них продолжают преобладать мотивы скорби, безнадежности, которую не могут преодолеть даже взрослые.
Фрагмент текста работы:
1. Изображение духовной красоты героев в рассказах Д. Телешова
Художественное своеобразие Д.Телешова в следующем. Автор повествует об ужасающей нужде, о невзгодах мужицкой жизни и жизни детей- сирот поведал Телешов в очерках и рассказах, объединенных впоследствии в цикл «Переселенцы». Описанию ужасов, которые наблюдал писатель в пути, судьбе переселенческих детей посвящены лучшие рассказы этого цикла — «Самоходы», «Хлеб-соль», «Нужда», «Елка Митрича», «Домой». В рассказе «Самоходы» показана безысходная нужда переселенцев. Во время путешествия по Сибири писатель встретился с крестьянами, которых называли «самоходами»: не имея средств купить лошадь, они сами впрягались в тележку с домашним скарбом и таким образом преодолевали огромные расстояния. Вот об этих «самоходах» и повествует Телешов. Здесь изображена тройка, состоящая из деда, сына и внука, которые за тысячи верст везут тележку со своим нищенским добром [5, с.46].
Показывая представителей трех поколений крестьянской семьи — старика Устиныча, сына его Трифона и внука Сашутку, Телешов дает возможность наглядно убедиться, как неумолимая нужда все больше и больше подчиняет себе трудящегося человека. Устиныч не выдерживает тяжести пути и погибает, не добравшись до «обетованной земли».
Не менее трагична судьба крестьянского мальчика Николки, брошенного родителями на произвол судьбы («Нужда»), Писатель говорит о страшной нужде, заставляющей переселенцев решаться на самые отчаянные поступки: тяжелый путь лишил крестьянина и без того скудного «благосостояния», денег нет, жить становится нечем, всякая задержка в пути грозит гибелью, а ребенок болен и невольно задерживает их. Замечание автора, что случаи с покинутыми детьми не единичны, — страшно. Рассказ звучит как обвинение правительству, не сумевшему организовать переселения, обрекшему тысячи людей на голодную смерть, тысячи детей на сиротство.