Контрольная работа на тему История русского летописания 11-12 веков. «Повесть временных лет» как литературный памятник начала 12 века.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
История летописания 5
Повесть временных лет 9
Заключение 13
Список использованных источников и литературы 15
Введение:
Совершенно понятно, что той основой, которая «цементирует» всякую культуру является мировоззрение, бывшее прежде всего христианским в контексте разговора о Древней Руси. Собственно, именно и непосредственно христианскую идеологию (а также ценности) и призвана была выразить средневековая культура, используя язык образов и символов. Впрочем, учитывая принятие христианства (насчитывавшего ни один век своего существования), а также сам факт его принятия по образцу Византии, нельзя исключать ту огромную роль, которая эта могущественная на тот момент империя, сыграла в культурной жизни Руси.
Принятие христианства логично способствовало развитию письменности и письменной культуры. Достаточно существенным в данном контексте представляется то, что православие разрешало богослужение на национальных языках. Примечательно, что вместе с богослужебной литературой Русь восприняла также и первый литературный язык –церковнославянский (старославянский).
Безусловно, до наших дней дошли не все памятники культуры Древней Руси, однако, даже несмотря на данный факт, известные нам не могут не поражать своим богатством и разнообразием.
Одним же из важнейших источников при изучении специалистами заявленного в работе периода являются именно летописи. Ведь именно и непосредственно в них ученые находят основной фактический материал для исторического построения. Другими словами, мы хотим сказать, что вся нарративная часть исследований по истории русских земель и княжеств Х-ХVII вв. почерпнута из летописей и в большей или меньшей степени является их переложением.
Отмечается, что в настоящее время ученым известно более двухсот списков летописей. Собственно, большинство из них опубликовано (полностью или в виде разночтений к другим спискам) в Полном собрании русских летописей. Некоторые летописные своды (Новгородская I летопись, псковские летописи, Устюжская летопись) публиковались отдельно.
Степень изученности темы
Впрочем, наиболее изученными на сегодняшний день можно назвать именно летописания периода X-XII веков. Значимые труды по этой теме принадлежат таким исследователям как И.П. Еремин, Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье, М.Д. Приселков, А.А. Шахматов. Примечательно, что, несмотря на датировку этих работ 50-70-ми годами XX века, они и на сегодняшний день сохраняют свою актуальность и составляют крайне важный пласт в изучении поставленного вопроса. Совершенно понятно, что мы в данной работе не претендуем на решение какой-либо сложной источниковедческой проблемы, однако все же можем освятить основные моменты, связанные с летописанием XI-XII веков. Другими словами, целью нашего реферата является источниковедческое исследование летописания XI-XII веков.
Задачи:
1) Проследить развитие летописания на Руси.
2) проанализировать один из исторических источников этого времени – Повесть временных лет
Структура работы:
Во введении нами рассматривается актуальность выбранной темы, раскрывается степень ее изученности, формулируются цель и задачи. Данная работа, согласно поставленным задачам, разделена на две главы, каждая из которых последовательно раскрывается нами в тексте. Непосредственно же в заключении приводятся общие выводы по оценке такого явления как летописание XI-XII веков.
Заключение:
В заключении хотелось бы отметить следующее. В первом разделе данной работы нами были поставлены следующие задачи:
1) Проследить развитие летописания на Руси
2) проанализировать один из исторических источников этого времени – Повесть временных лет
Таким образом, после проделанной работы можно без преувеличения сказать, что у нас нет более ценных и вместе с тем интересных памятников духовной культуры прошлого, чем летописи. При этом они — это не просто перечисление исторических фактов. В летописях воплотился довольно широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Они одновременно являются памятниками и общественной мысли, и литературы, и даже зачатков научных знаний. Таким образом, летописи представляют собой как бы синтетический памятник средневековой культуры, и не случайно уже более двух столетий к ним приковано внимание исследователей самых разнообразных сторон исторического прошлого нашей страны. Вышесказанное, кажется, довольно явно иллюстрирует ряд трудностей, с которыми сталкиваются специалисты при работе с летописями.
Одной из самых сложных проблем является понятие авторства. Ведь почти все известные летописи – результат работы нескольких поколений летописцев. Уже поэтому само представление об авторе (или составителе, или редакторе) летописного текста оказывается в значительной степени условным.
Применительно к Повести временных лет можно в данном контексте указать следующее. Как уже отмечалось выше, большинство историков называют автором ПВЛ Нестора. Шахматов А.А. же предположил следующее: Нестор-автор не ПВЛ, а лишь несколько более ранних летописных текстов.
Еще одна проблема, стоящая перед источниковедом, — проблема перевода летописей. Ведь дословные переводы, выполненные профессиональными лингвистами с соблюдением всех норм «русского средневекового языка», в результате дают мало понятный текст, так как смысл той исторической, жизненной ситуации, которая обрисована в источнике, от них ускользает.
Впрочем, первые сомнения в правдивости изложенных в ПВЛ событиях впервые высказал уже Карамзин Н.М. в начале XIX века. Критика же современных историков зиждиться прежде всего на следующих моментах: 1) составление ПВЛ из разновременных кусков и в принципе произведений довольно разных жанров; 2) ПВЛ-свод, что неизбежно ведёт к тому, что каждый новый автор легко мог дополнить ее чем-то своим, руководствуясь своими интересами (Шахматов А.А.) или представлениями (зачастую можно встретить ситуацию, при которой действующие лица отождествляются с библейскими персонажами (Данилевский Н.И.)).
Изучение же летописания русским лингвистом Шахматовым А.А. и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие Повести временных лет, а сама Повесть временных лет, собственно, не является единым произведением. Более того, именно и непосредственно Шахматов А.А. и высказал идею называть подобные летописи «сводами», так как летописец фактически сводил различные материалы в один текст. Таким образом, изучение летописей – сложное и кропотливое занятие.
Фрагмент текста работы:
История летописания
Собственно, начало летописания историками относится к XI веку , однако непосредственно летописный период начинается несколько ранее-с IX века. Древнейшие русские летописные своды являются ценным, а для многих сюжетов даже и вовсе единственным историческим источником по истории Древней Руси.
Впрочем, не все летописи представляют собой типы «официальной летописи». Так, часто специалисты встречают некую смесь повествования официального характера с частными заметками (например, в рассказе о походе великого князя Иоанна Васильевича на Угру, соединённом с письмом Васиана). Становясь же всё более и более официальными, летописи, наконец, окончательно переходят в разрядные книги. В данном контексте также стоит упомянуть, что каждый летописный список имеет свое условное название, которое чаще всего давалось либо по месту хранения (Ипатьевский, Кёнигсбергский, Академический, Синодальный и т. п.), либо по фамилии прежнего владельца (Радзивиловский, Хрущевский список и др.). Впрочем, специалистами отмечаются и случаи, когда летописи назывались непосредственно по имени их заказчика, составителя, редактора или переписчика (Лаврентьевский список, Никоновская летопись), либо же по летописному центру, в котором были созданы (Новгородская). Впрочем, последние отмеченные нами наименования обычно даются именно целым редакциям, а не отдельным спискам. Интересно, что при стечение определенных обстоятельств, некоторые летописи могут носить одинаковые названия. В таком случае во избежание путаницы принято добавлять к названию условный номер , который, однако, не является каким-либо образом связанным с последовательностью создания. Неизданные же списки летописей принято называть по архивохранилищу, в котором они находятся, и шифру, под которым там числятся. Предпринимавшиеся неоднократные попытки систематизировать названия летописных списков и редакций не дали положительных результатов, это вело лишь к появлению дополнительных названий, связанных с каждой рукописью, что серьезно затрудняло понимание ссылки на конкретную летопись и усложняло ее поиск.