Контрольная работа на тему История психологии:Взять эпоху и описать всех авторов которые там есть
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Мыслители Античного мира, внесшие вклад в развитие психологии 6
Заключение 11
Литература 13
Введение:
В период классической античной психологии появляются первый развёрнутые психологические концепции, сформулированные Платоном и Аристотелем. Промежуточное положение между первыми психологическими теориями и идеями античности занимают Сократ и софисты.
Софистов («учителей мудрости») интересовала не природа, с её независящими от человека законами, а сам человек. Наиболее яркими представителями данной школы являлись Горгий и Протагор.
На передний план у софистов выступило изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения её использования для манипулирования людьми. Поведение не ставилось в зависимость от неотвратимых законов природы, душевные явления и содержание души они связывали с мыслями, которые находили своё отражение в языке. Язык и мысли лишены подобной неотвратимости, они полны условностей и зависят от человеческих интересов и пристрастий, тем самым действия души приобретают зыбкость и неопределённость.
Деятельность софистов положила начало платному обучению наукам. Целью образовательно-воспитательного воздействия считали не совершенствование человека, а поиск оптимальных путей адаптации к тем социальным условиям, в которых человек живёт.
Таким образом, софисты стремились сформировать адаптированную, социально-активную личность, способную добиться успеха в жизни. Средством этого могут выступать ораторское искусство и другие приёмы воздействия и манипулирования другими. Способность к красноречию давала возможность более активно участвовать в общественной жизни и добиваться более высокого положения [7].
Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества, культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу. Именно в период расцвета античной культуры были предприняты первые попытки понять и описать психику человека.
В период Античности появляются первые научные концепции психики, в которых она рассматривается, прежде всего, как источник активности тела, но также начали анализировать познавательную и регулятивную функции души. При этом считалось, что душа человека и душа других живых существ имеют только количественное отличие, так как и человек, и все животные, и всё в природе, и психика, подчинены одним и тем же законам. Появились первые теории познания, в которых подчеркивалась роль чувственного познания как первой ступени познавательной деятельности (сенсуализм). Регулятивную функцию связывали с эмоциями.
В этот период были сформулированы многие ключевые проблемы психологии, ставшие предметом анализа в последующие века, такие как:
· Соотношение материального и духовного, души и тела
· Функции души
· Процесс познания мира
· Регуляция поведения [5]
Были сформированы три важнейших принципа, которые на всем протяжении развития психологии были основой научного познания психических явлений:
— Закономерного развития (Гераклит)
— Причинности / всеобщего детерминизма (Демокрит)
— Системности / организации (Анаксагор)
Персоналии: Сократ, Горгий, Протагор (софисты), Платон, Аристотель [2].
В период классической античной психологии появились первые развернутые психологические концепции, сформулированные Платоном и Аристотелем. Промежуточное положение между первыми психологическими теориями и идеями античности занимают Сократ и софисты.
Психология эпохи эллинизма ориентирована на исследование практических проблем. Главной проблемой этого периода является развитие нравственности и нравственное самосовершенствование. Вера в могущество разума всё больше ставится под сомнение, и основной задачей философии считалось не изучение сущности вещей, не постижение объективных истин и законов, а выработка правил жизни для достижения счастья и нравственного самосовершенствования.
Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческому бытию. Античные мудрецы и испытатели природы подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.
Заключение:
В заключение заметим, что среди главных причин появления и систематизации первых научных концепций, исследующих сущность психического, отмечают следующие:
1) Для расцвета греческой культуры в целом большое значение имело удачное географическое положение (на пересечение торговых путей, которые одновременно выполняли роль информационных потоков, приносящих сведения и знания из разных стран мира);
2) Греки смогли создать превосходную по тем временам систему образования – получали знания в различных областях культуры и искусства. В основе представлений о человеке лежала гармония тела и духа, лучшей школой считалась сама жизнь.
После получения образования родители отправляли детей путешествовать, что считалось лучшим способом получения жизненного опыта, а также закреплений знаний на практике;
3) В Афинах царило уважение к личности, причем человека оценивали прежде всего по уму и способностям, а не по богатству и происхождению. Политическую карьеру мог сделать каждый свободный грек, будь он умён, образован и красноречив. Даже рабу, если у него были таланты, могли даровать свободу, а государство выделяло ему землю и средства;
4) В Греции процветало демократическое устройство государственной жизни.
Существовала частная собственность на землю, закреплённая законом, и каждый, кто владел хотя бы клочком земли, имел право голоса: мог участвовать в решении политических вопросов, выборах государственных деятелей;
5) Хотя сознание греков и было более религиозным, в жизни греческого общества религия не играла той роли, что на Востоке. Ее влияние на развитие представления о мире, о человеке почти не ощущалось [5].
Таким образом, первые психологические учения появились на рубеже VII-VI вв. до н.э. Их появление связано с необходимостью становления научных представлений о человеке, о его душе не на основе мифов, легенд и сказок, а на основе объективных знаний из области медицины, математики, философии.
Психологические знания стали важной областью науки, изучавшей закономерности общества, природы и человека, то есть натурфилософии.
Фрагмент текста работы:
Мыслители Античного мира, внесшие вклад в развитие психологии
Рассмотрим наиболее видных мыслителей, которые внесли в клад в развитие психологии как науки, а также выделим основные их труды, идеи и значение для развития психологического знания.
Сократ
Сократ (469-399 до н. э.) был самым знаменитым древнегреческими фи¬лософом. Так же знамениты и его уче¬ники Платон и Аристотель.
Учение о познании. Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обра¬щение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Целью философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, кото¬рый он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины [1].
Сократический метод. Сократ был мастером устно¬го общения и анализа, цель которого — с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впослед¬ствии стали называть сократическим методом. Этот ме¬тод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обна¬ружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, бо¬лее надежного знания.
Значение идей Сократа для дальнейшего разви¬тия психологии как науки. Сократ в своем методе диа¬лога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыгра¬ли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака — диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, — стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления [6].
Платон
Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) не¬разрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, ко¬торый первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является не¬бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в сво¬ем начале идею, и именно идеи — образцы, а вещи — их по¬добия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии нахо¬дится в царстве идей и существует прежде, чем соеди¬ниться с каким-либо телом, поэтому природа души срод¬ни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа — бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также ярост¬ный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к стра¬данию, а ее восстановление — к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях [3].
Процессы познания. Платон сделал акцент не на внеш¬нем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, пред¬полагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутрен¬няя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» — внутренний). Всякое знание есть воспоми¬нание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с те¬лом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.
Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей [7].
Аристотель
Аристотель (384/383 — 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшест¬венников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души — это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духов¬ное образуют нераздельную целостность. Душа — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходя¬щее в тело в момент рождения. Способности души рас¬сматриваются через ее уровни.
1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле пита¬ния, роста и упадка.
2. Чувственный уровень преобладает в душах живот¬ных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.
3. Разумный (высший) уровень присущ лишь чело¬веку, основными являются способности к размышлению [2].
Выделяются следующие познавательные способности души.
1. Восприятие — первичный источник познания, позна¬ет отдельное, частное, на основе которого человек позна¬ет общее.
2. Осязание — главнейшее ощущение, необходимое для жизни.