Контрольная работа на тему История политических и правовых ученийзачет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Эволюция представлений о естественном праве 3
Соотнесите понятия «право», «закон» и «справедливость» с точки зрения современных интерпретаций теории естественного права 7
Список литературы 17
Фрагмент текста работы:
Эволюция представлений о естественном праве
Право – это совокупность правил (норм), задачей которых является регулирование взаимных отношений людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения, поддерживаемых со стороны государственной или общественной власти принудительным воздействием. Право включает в себя формально определенные, письменно зафиксированные нормы, устанавливаемые и контролируемые государством (позитивное право), однако, по мнению многих юристов и философов, существует еще одна категория – естественное право. Если первое есть результат развития культуры и цивилизации, то второе является производным от человеческого бытия.
Естественное право составляют права и свободы, происходящие от самой природы человека (в античности естественное право рассматривалось как проявление законов природы, в средневековье – как нечто, установленное Богом, в Новое время – как проявление человеческого разума). Они существуют независимо от признания этих прав властью и государством и являются воплощением человеческих идеалов равенства и справедливости. Нормы естественного права отличаются универсальностью, т.е. применимостью к любым общественным отношениям; наднациональным характером, т.к. нормы естественного права не ограничиваются государственными границами и существуют на любом этапе развития человеческого общества. Эти нормы во многом являются основой социальных отношений; они регулируют наиболее общие, а не только конкретные правоотношения: не имея жесткой иерархии, они могут быть выражены не только в нормативно-правовых актах, но и в каких-либо нормах морали, религии, этики и т.п.
В основе теории естественного права лежит разграничение идеальных и действительных законов. Попытка разграничения прав на естественные и позитивные была предпринята еще в античности. Софисты утверждали, что законы, хотя и обладают верховным значением, но имеют, в первую очередь, человеческое происхождение. Поэтому человек может постоянно их изменять, изменяя свои взгляды на мир .
Сократ говорил о существовании двух видов прав: «законы божественные» и «законы человеческие» . При этом человеческие законы должны согласовываться с неписанными божественными, постижение которых возможно с развитием человеческого сознания.
Платон также говорил о некой божественной справедливости, на основе которой должно строиться государство и создаваться законы . Он сформулировал некое идеальное государство, любые отклонения от которого, существующие в реальной жизни, считал извращенной формой. Речь вновь идет о неизменных принципах, лежащих в основе устройства общества, главный из которых – идеал справедливости.
Мы видим, что в трудах древнегреческих мыслителей противопоставлялись друг другу идеал и действительность, совершенное и несовершенное. Теория естественного права не была сформулирована на тот момент, как таковая, но были положены основы для ее создания.
Римские юристы по-своему развивали идею естественного права. У них речь шла не о противопоставлении естественного права и позитивного, а о существовании его наряду с гражданским правом и правом народов. Представления римлян основывались на учении стоиков о духовном равенстве всех людей. Так, философ-стоик, Сенека говорил о предоставлении всем жителям Рима равных прав, в чем видел истинное равенство . Древнеримский юрист Ульпиан, утверждал, что «по естественному праву все люди равны» , хотя и отмечал при этом, что в гражданском праве раб является абсолютно бесправным – вещью господина.
В Средние века идея естественного права получила более четкое выражение. Особое место в ее развитии занимает учение Фомы Аквинского, однако еще до него в трудах англо-французского богослова XI в. Иоанна Солсберийского высказывается мысль, согласно которой монарх должен руководствоваться законами, основанными на справедливости (что перекликается с идеями Платона). Закон божественный ставится над законом человеческим, а светская власть должна быть подчинена церковной.
Теория естественного права XVII-XVIII вв. отличаются индивидуализмом. Речь в основном идет о естественном праве не как об объективном, а как о субъективном праве человека. Эта концепция сыграла большую роль во французской и американской революции, на ее основе были приняты такие важные документы как Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Билль о правах 1791 г. и др.
Во все рассмотренные периоды нормы естественного права понимались как нечто неизменное, данное Богом, или как нечто, исходящее из неизменной человеческой природы. Современный немецкий юрист и философ, Р. Штаммлер, ввел термин «естественного права с изменяющимся содержанием». По мысли Штаммлера, не существует непоколебимых, абсолютных естественноправовых предписаний. Содержание естественных прав различно в зависимости от культурных, исторических и других особенностей отдельной общности.
В заключение данного вопроса работы отметим, что теория естественного права не является устаревшей и отжившей. Она изменяется вместе с обществом, дополняется новыми положениями и принципами в соответствии с современными демократическими идеями и представлениями. Эта теория оказала огромное влияние на законодательства различных стран, в том числе на законодательство РФ, способствуя распространению гуманистических идей по всему миру, провозглашению идеалов свободы, равенства и справедливости.