Контрольная работа на тему История как действительность общественной жизни. Основные концепции философии истории ХХ века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
………………………………………………………………………………………………………….. 3
I. Концепции философии истории XX века: обзор
исследований
русских мыслителей……………………………………………………….. 5
1.1. Философия
истории как раздел философского знания:
сущностные аспекты……………………………………………………………………………. 6
1.2. Представители русской философии XX века о сути
философии истории: обзор концептуальных подходов………………………….. 9
II. Западные философы XX века о сути философии истории…………………. 15
2.1. Философия истории в контексте становления
постнеклассического этапа научной рациональности…………………………… 15
2.2. Обзор
основных западных философско-исторических
концепций XX века……………………………………………………………………………. 17
Заключение………………………………………………………………………………………. 22
Список
использованной литературы………………………………………………….. 23
Введение:
История
является осмыслением пройденного человечеством пути, философия же является
осмыслением становления интеллектуальной истории человечества. Таким образом,
история и философия связаны воедино в силу своего объектно-предметного
наполнения. При этом философская и историческая науки по-своему объясняют
исторический процесс: если деятельность историков направлена на получение
достоверного, истинного знания в отношении конкретных зафиксированных фактов и
событий — историки исследуют развитие и
взаимодействие реальных обществ и государств, то философы делают прогнозы,
приоткрывая завесу тайны над будущим. Философы при осмыслении истории формируют
теоретические положения, направленные на раскрытие законов прошлого и
настоящего.
В
качестве раздела философского знания, т.е. как светское знание, философия
истории оформляется в пространстве социально-гуманитарных исследований в XVIII веке, вошедшем в историю
человечества под названием век или эпоха Просвещения. Благодаря французскому
философу — просветителю Аруэ Франсуа-
Мари Вольтеру (1694-1778 гг.), полагавшему, что историк должен заниматься не
просто описанием событий, излагая их в хронологической последовательности, а именно
философски истолковывать исторический процесс, т.е. размышлять над его смыслом,
в обиход вошло понятие «философия истории».
Весомый
вклад в развитие философии истории внес немецкий философ-просветитель Иоганн
Готфрид Гердер (1744-1803 гг.) – автор объёмного труда «Идеи к философии
истории человечества», широко освещающего панораму мировой истории [3]. Именно
с философско-исторического творчества Гердера берёт отсчёт становление
философии истории как особой области научных знаний.
Цель
данной контрольной работы — обзорно-аналитическое рассмотрение философско-исторических
концепций, разработанных в XX
веке российскими и западными мыслителями.
Для
достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
—
обозначена сущность философии истории как исторически сформированного раздела
философского знания, включая общее представление об истории как действительности
общественной жизни;
—
рассмотрены основные концептуальные подходы к философскому осмыслению истории,
предложенные русскими/российскими мыслителями XX века;
—
изучена общая специфика философского осмысления истории западными мыслителями XX века, предполагающая обусловленность
этого осмысления постнеклассическим этапом становления научной рациональности;
—
проведён аналитический обзор основных философско-исторических концепций,
сложившихся на Западе в XX
веке.
Заключение:
Обзорно-аналитическое
рассмотрение основных философско-исторических концепций, предложенных в XX веке российскими и западными
мыслителями, позволяет сделать следующие выводные обобщения:
1.
Осмысливать историю необходимо каждому поколению людей. «Историческое наказание»
за незнание истории было предвосхищено русским историком Ключевским В.О.
(1841-1911 гг.): «история не учительница, а надзирательница — magistra vitae
(наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание
уроков».
2.
История – суть духовная форма, в которой культура как всё то, что создано
людьми, как вторая природа, отдаёт себе отчёт о своём прошлом.
3. Философия истории
подвергает рефлексии полный спектр вопросов, касающихся глобального
исторического процесса.
4. Философско-исторические
концептуальные построения обусловливаются становлением
определённого типа научной рациональности, приходящимся на тот или иной период
времени.
В качестве
философско-исторического прогноза можно привести точку зрения американского
культуролога и социолога русского происхождения П.А. Сорокина (1889-1968 гг.),
обозначенную им в середине XX века, и получающую сегодня полное воплощение: «Три наиболее
важные тенденции нашего
времени — это, во-первых, перемещение творческого
лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было
сосредоточено в течение
последних пяти столетий,
в более обширный район Тихого океана и Атлантики,
особенно в Америку, Азию и Африку; во-вторых, продолжающаяся дезинтеграция до
сих пор преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и
системы ценностей; в-третьих,
возникновение и постепенный
рост первых компонентов
нового — интегрального — социокультурного порядка, его
системы ценностей и типа личности» [14, с.281].
Фрагмент текста работы:
I. Концепции философии истории XX века:
обзор
исследований русских мыслителей Эпоха
Просвещения, «подарившая» миру новый раздел философского знания – философию
истории, явила собой особый период интеллектуального развития, методологической
базой для которого стали: идея абсолютизации мощи человеческого разума, деизм
(исключающий постоянное присутствие Бога
в сотворённом им мире), а также девиз французских революционеров 1789 г.
«Свобода. Равенство. Братство». В европейском движении Просвещения партии
«первых скрипок» играли три европейских государства – Франция, Англия, Германия
(заметные просвещенческие «сдвиги» осуществлялись также и в идеологии США — к
числу значимых просвещенческих событий относится выход работы Т. Пейна «Права
человека», — государственная институционализация этого государства приходится
на 1776 год – расцвет просветительского движения).
Французские
философы-просветители пытались осуществить проект великого восстановления наук,
особо уповая при этом на необходимую связность двух видов прогресса –
социального и научного. Упование на здравый смысл и силу воспитания
сконцентрировали в себе все чаяния французских просветителей, а триада «common sense –
bon sense –
non cense» (с фр. здравые чувства – здравый
смысл — бессмыслица) явилась формализацией этих чаяний.
Взгляды немецких
просветителей формировались в контексте политической раздробленности страны,
абсолютизации феодальных порядков и религиозной идеологии. Главной задачей немецкие
просветители считали построение логически-последовательной/универсальной системы философских
знаний, которая бы стала оптимальной для просвещения и обучения немцев [10]. Философией истории
основательно занимался