Контрольная работа на тему История и организация государственных учреждений СССР и Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
1. Конституция РСФСР о государственном аппарате 3
2. ВСНХ РСФСР: время существования, организация деятельности 7
3. Отличительные черты Конституции РФ в сравнении с ее предшественниками 11
Список литературы 17
Фрагмент текста работы:
1. Конституция РСФСР о государственном аппарате
После победы Октябрьской революции 1917 г. В.И. Ленин начинает доказывать необходимость формирования Советского государства как практической реализации диктатуры пролетариата, обосновывать идею единовластия и полновластия Советов, неоднократно дублируя мысль о соединении законодательной и исполнительной функций в рамках одного органа – постоянно действующих комиссий Советов. Он противопоставил идее разделения властей идею полновластия трудящихся, которые через свои представительные и подотчетные органы.
В 1918 г. он определил десять тезисов укрепления и развития Советской власти, рожденной революцией формы диктатуры пролетариата. Среди прочего, задачей этой «формы государственной власти» и «нового типа государства» должно стать:
– объединение угнетенных трудящихся и эксплуатируемых масс;
– самостоятельное участие трудящегося населения «в управлении государством не теоретически, а практически»;
– «уничтожение парламентаризма (как отделение законодательной работы от исполнительной);
– соединение законодательной и исполнительной работы. Слияние управления с законодательством»;
– «тесная связь с массами всего аппарата государственной власти и государственного управления»;
– всенародное вооружение;
– демократизм без формализма;
– устранение бюрократии и др.
Уже в середине 1918 г. была принята первая советская Конституция РСФСР, камня на камне не оставившая от существовавшей несколько столетий российской государственности. Особо подчеркнем, что демократическая государственность в лице Временного правительства в 1917 г. оказалась удивительно нежизнеспособной. Последующее развитие Российского государства, на основе сменившей идею самодержавного стоя идеи коммунистической, при значительной поддержке того же самого о населения, которое еще недавно, как минимум, молчаливо соглашалось с самодержавием, довольно скоро, даже стремительно привело к окончательной победе «Октябрьской революции» и созданию авторитарного/тоталитарного государства под руководством Коммунистической партии.
К середине 1918 г. функционировали более 12 тысяч Советов разных уровней, соответственно целесообразность Советов, в целом, и их съездов – в частности, как публично-властных структур, уже не взывала сомнений у большевиков, в связи с чем они получили конституционное закрепление. В первой же Конституции РСФСР в развитие содержащегося в ней тезиса о том, что «власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам, и их полномочному представительству – Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов» (ст. 7), раскрывался статус съездов Советов разных уровней. Так, в ст. 24 указывалось, что «Всероссийский съезд Советов является высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» .
Обращает на себя внимание, что «Съезд» определен как «высшая власть», а не высший орган власти, которым согласно ст. 31 являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК) – «высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган», а «общее управление делами» в РСФСР согласно ст. 37 осуществлял СНК (в данной Конституции СНК еще не именуется «правительством», но по смыслу его полномочий это, разумеется, был высший исполнительный орган). «Высшая власть» являлась уникальной в российской истории публично-властной структурой, которая, используя современную терминологию, соединяла в себе две ветви власти, то есть как правотворческие функции, так и исполнительные полномочия, но – на короткий период (время работы съезда Советов). Тем самым была реализована идея Ленина о слиянии законодательной и исполнительной деятельности .
На местах Конституцией РСФСР (глава десятая) предусматривались областные, губернские (окружные), уездные (районные) и волостные Съезды Советов, которые являлись «высшей властью» на соответствующей публично-правовой территории и должны были созываться не реже чем 2 раз в год (областные), 1 раза в 3 месяца (по губерниям и уездам), 1 раза в месяц (по волости). Делегаты съездов избирали исполнительные органы (комитеты), которые являлись высшей властью между съездами и функционировали на постоянной основе, они же созывали съезды Советов .
Конституция определяла также нормативы представительства на съезды, при этом делегаты на вышестоящий съезд Советов могли выбираться как нижестоящими съездам Советов, так и непосредственно Советами (например, общее число делегатов областного уровня не могло превышать 500 депутатов), а в некоторых случаях, касающихся низового уровня, делегаты могли избираться собраниях избирателей поселений, заводов и фабрик. В любом случае население непосредственно избирало депутатов только на уровне города и села, а во все вышестоящие представительные структуры в виде съездов Советов направлялись делегаты, избираемые не населением, а депутатами и делегатами нижестоящих съездов Советов, то есть имели место непрямые выборы. Такая модель представительной власти, по мнению Ленина, «делала весь аппарат дешевле, подвижнее, доступнее для рабочих и крестьян» и обеспечивала широкое участие трудящихся в управлении государством.