Контрольная работа Юриспруденция Актуальные проблемы права

Контрольная работа на тему История и методология юридической науки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Предмет и функции истории юридической
науки. 4

2.Виды юридических наук. 5

3.Соотношение с историей,
историко-юридическими науками и философией. 9

Заключение. 12

Список использованной литературы.. 13

  

Введение:

 

Состояние
современной юридической науки характеризуется многоаспектностью исследований.
Расширение спектра научных изысканий приводит к мелкотемью и снижению качества
диссертационных и монографических работ. Активное обращение юристов к  «неюридической» проблематике порождает
опасность «размывания» границ предмета юридической науки, и в этой связи
возникает потребность разграничения «юридических» и «неюридических» проблем в
правовых исследованиях. Для сохранения научной «автономии» необходимо решить
вопрос о  предметной определенности
юридической науки.

В этой связи
возникает потребность развития истории юридической науки как самостоятельной
научной дисциплины.

Целью настоящей
контрольной работы является рассмотрение предмета истории юридической науки, а
также ее соотношение с блоком философских и историко-правовых наук.

Задачи контрольной
работы:

1. Раскрыть понятие юридической
науки и определить предмет истории юридической науки;

2. Рассмотреть виды
юридических наук;

3. Соотнести историю
юридической науки с философией, историей, историей права.

Методологией
работы послужили сравнительно-правовой метод, метод анализа и синтеза.

Структура
контрольной работы. Контрольная работа состоит из введения, трех параграфов,
заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В понятии «история
юридической науки» определяющим, бесспорно, является термин «наука», поэтому к
исследованию самого явления, и мы в этом абсолютно уверены, необходимо
подходить с науковедческих позиций.

Историю науки следует
рассматривать в науковедческом контексте. Специалисты в этой области считают,
что история науки из всех наук наиболее близка по своему предмету и целям к
науковедению. История науки отражает развитие предметного содержания конкретных
наук, научных идей, теорий и  т.  п., что сближает и одновременно выводит ее за
рамки предмета и задач науковедения. Она раскрывает не только то, что именно
было достигнуто в науке в тот или иной период, но и как, и благодаря чему. В
орбиту ее научных интересов включаются, помимо вопросов развития предметного
содержания отдельных наук и научного знания в целом, исследования развития форм
организации науки, ее структуры, методов, истории формирования и деятельности
научных школ и коллективов, методов и особенностей руководства ими, форм и
методов подготовки и использования специалистов, связей между развитием
общества и развитием науки и т. п. История науки, несомненно, является
самостоятельной отраслью знания.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Предмет
и функции истории юридической науки История юридической науки представляет
собой особую область научного знания о процессах возникновения, становления и
развития юридической науки, основных особенностях развития юридической
практики, профессии и юридическом образовании, рассматриваемых в
конкретно-исторической обстановке с древнейших времен по настоящее время.

В качестве предмета научного исследования
история юридической науки, таким образом, имеет, прежде всего, системы научных
знаний, присущих юридической науке, а вернее то, как они зародились и
развивались.

История юридической науки рассматривает в
этих рамках различные юридические учения, школы, течения и направления.[1]

Юриспруденция представляет собой целый
комплекс, который невозможно определить единственным понятием. В нашем
государстве термин «юриспруденция» появился сравнительно не давно. До начала
преподавания по соответствующей специальности юридических дисциплин,
существовало понятие правоведение.

Сегодня юриспруденцию также могут
обозначить термином «юридическая наука», но от этого смысл содержания не
изменится и порядок применения останется прежним. По сути юриспруденция –
деятельность, позволяющая выработать юридические знания, выстроить правовую
организацию институциональных механизмов (отраслей права). [2]

Цель юриспруденции заключается в овладении
знаниям о государственно-правовых явлениях, наличии гражданских прав и
обязанностей, о структуре законодательства и основах нормотворчества, а также о
построении предписаний в случае нарушений закона. Задачи юриспруденции

Для достижения цели, как и в случае с
любой другой отраслью знаний используются определенные задачи. Отметим сразу,
что для юриспруденции характерно наличие институтов (отраслей права), для
каждого из которых действует своя система задач и целей.

В обобщенном виде юриспруденция
представляет собой[3]:

1.Для достижения цели необходимо изучить
основные институты права.

2.Также необходимо понимать основы
институтов юриспруденции – всех отраслей права.

3.Понимать и уметь ориентироваться в
нормативных правовых актах по отраслевой принадлежности.

4.Оперировать навыками работы с нормативными
правовыми актами. [1] Аннерс Э. История европейского
права. М., 1994. [2] Толстой Ю.К. О теоретических
основах кодификации гражданского законодательства // Правоведение. 1957. N 1.
С. 45; Он же. Кодификация гражданского законодательства в СССР (1961 — 1965):
Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Л., 1970. С. 12. [3] Лазарев, В. В. История и
методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов
юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. —
496 c

 

Содержание:

 

Введение 3
1. Общая характеристика, тенденции, перспективы естественно-правовой концепции в современной российской науке 5
2. Понятие и виды конкретных социальных правовых исследований, методы конкретных социальных правовых исследований. 10
Заключение 14
Список использованных источников 15

 

  

Введение:

 

Право представляет собой достаточно сложное социальное явление, которое является необходимым элементом общественных отношений. Понятие права, его сущность, влияние на регулируемые общественные отношения — эти вопросы всегда интересовали ученых-теоретиков. Высказывались различные мнения о происхождении права, его сущности, способах правового регулирования. Одной из таких теорий, описывающих сущность права является естественно-правовая теория. Она возникла достаточно давно в эпоху буржуазных революций, когда философы искали объяснение таким явлениям как право, государство их происхождение и взаимодействие, их назначение в обществе. Сторонники естественно правовой теории рассматривали право как некоторые естественные правила, данные самой природой и отграничивали это понятие от тех норм, которые издаются и санкционируются государством.
Рассмотрение естественно-правовой теории понимания права является актуальным, поскольку данная теория представляет собой достаточно своеобразный подход к праву. Она выявляет те признаки права, которые возможно не были учтены другими теориями. Данная теория отражает один из подходов к пониманию права и несомненно она заслуживает внимания. Также в правовых исследованиях большая роль принадлежит методологии. Методы социальных исследований применяются в праве, поскольку право по сути можно назвать социальным явлением.
Предмет исследования естественно-правовая теория понимания права и методы конкретных социально-правовых исследований.
Цель исследования рассмотреть основные особенности естественно-правовой теории и охарактеризовать содержание конкретных социально-правовых методов.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи: охарактеризовать тенденции, перспективы естественно-правовой концепции в современной российской науке, раскрыть понятие и виды конкретных социальных правовых исследований и методы социальных правовых исследований.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев основные особенности естественно-правовой теории и социально-правовых исследований, можно прийти к следующим выводам.
1. Естественно-правовая теория, выступает в качестве одной из значимых правовых теорий, рассматривающих сущность права. Представители этой теории разграничили понятие права, основанного на морали и справедливости , дарованное природой, какой либо высшей силой и т д и права, создаваемого государством. Принципиальным является разграничение права и закона. Достоинства этой теории в констатации необходимости установления идей справедливости, морали, неотчуждаемых прав человека. При этом само понятие права является достаточно размытым, абстрактным и не имеет определенного источника возникновения и формы.
2. Социально-правовое исследование проводится в целях получения определенной информации. В частности о явлениях и процессах, изучаемых правом. Методы социологического исследования разнообразны и включают в себя наблюдение, анализ документальной информации, различные виды опросов. Полученная информация затем систематизируется и анализируется с целью решения целей и задач, поставленных в начале исследования. Значимость социально-правовых исследований заключается в том, что они позволяют выявить те механизмы, с помощью которых право воздействует на общество, позволяют оценить эффективность применения норм права. Так, например, если в результате проведенного исследования будет выявлено увеличение количества правонарушений за определенный период, то это будет свидетельствовать о низкой эффективности норм права.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Общая характеристика, тенденции, перспективы естественно-правовой концепции в современной российской науке

Теория естественного права связана с договорной теорией происхождения государства и развивает идею существования естественных, неотъемлемых прав человека, которые даны ему природой. Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII веках. Эта теория была сформулирована в работах Г. Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По этой теории до появления государства люди находились в естественном состоянии которое разными авторами понималось по разному (неограниченная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие). При этом отмечается что люди в то время обладали естественными правами, которые вытекают из законов природы и не создаются людьми или государством. Естественные права связывали также с идеей справедливости, нравственными началами. Каждый человек согласно этой теории обладает естественными и неотчуждаемыми правами, к которым относятся право на жизнь, свободу и др. на определенном этапе развития общества права людей вступают в противоречие друг с другом, всеобщий порядок нарушается. Чтобы обеспечить охрану своих прав люди заключают общественный договор о создании государства и передают ему часть своих прав, с тем чтобы государство обеспечивало порядок в обществе. Таким образом представители естественной теории происхождения права считали, что существует естественное право, которое возникло еще до появление государство и оно выражается в предоставлении всем свободы и равенстве граждан. Естественное право даровано каждому от рождения. После же появления государства возникло позитивное право, которое исходит от государства и устанавливает для граждан различные права и обязанности. «Они различают два вида права: естественное — предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения); позитивное — возникает с государством, формулируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях» .
Главными идеями этого учения выступают следующие:
1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;
2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.
Как можно увидеть данная теория содержит достаточно своеобразное представление о праве. Вопреки достаточно устоявшимся современным концепциям о том, что право — это прежде всего продукт деятельности государства, сторонники естественно-правовой теории считали право понятием отличным от норм издаваемых государством. Под правом они понимали определенные явления, связанные с общими принципами справедливости, идеи выработанные самой природой. Данная теория имеет как свои достоинства так и недостатки. Достоинства состоят в формировании особого взгляда на право, нестандартного, связывающего понятия права и морали, справедливости. Данная теория говорит о том, что право не является порождением государства, что государственные органы не должны быть основным источником правил поведения в обществе. Законы изданные государством могут быть как правовыми, так и неправовыми, что означает, что нормы, издаваемые государством, могут и не соответствовать общим идеям справедливости, которые входят в понятие права. Недостаток данной теории в том, что она понимает право как абстрактную ценность, которая не имеет четких внешних проявлений. Отсюда бывает сложно разграничить критерии правового и неправового, уяснить какие именно модели поведения будут соответствовать праву. Право в понимании естественно правовой теории не имеет формально определенного источника, которым по мнению сторонников данной теории является человеческая природа или бог. Понятие человеческой природы достаточно абстрактно, вопросы религии не всегда состыкуются с вопросами праве. Отсюда теория не дает нам четкого представления об возникновении права.
Данная теория является достаточно ценной в том смысле, что позволяет обратить внимание на необходимость учета в законодательных нормах общих принципов справедливости, свободы, равенства и т д. При характеристике права в современной правовой науке авторы обращают внимание на то, что право — это все таки совокупность формально-определенных правил поведения, издаваемых государством. «Совокупность юридических норм, выраженных (внешне объективированных) в соответствующих актах государства (Конституциях, законах, кодексах, указах, постановлениях и т.д.), — это право в объективном смысле» . Но и достижения естественно-правовой теории не должны быть забыты. Необходимо также помнить, что у понятия «право» есть также другое значение — это определенная возможность поступать тем или иным образом. Которая предоставлена данному гражданину. Это право в субъективном смысле. Здесь необходимо вспомнить, что естественно-правовая теория провозгласила естественные и неотчуждаемые права человека — право на свободу, справедливость, равенство, право на жизнь. Право объективное как система норм, изданных государством должно закреплять и охранять субъективные права, которые человеку даны от рождения. Это право на жизнь, на здоровье, на уважение своего достоинства, на защиту своей чести и доброго имени. В настоящее время практически все нормы, издаваемые государством содержат перечень указанных прав и обеспечивают их защиту. Таким образом, естественно-правовая теория закрепила круг естественных прав, принадлежащих человеку от природы, тех прав, которые государство должно признавать и уважать. И эти принципы сейчас соблюдаются в современных демократических государствах.
В современной правовой науке существует теория возрожденного естественного права, которая применяет постулаты данной теории соответствующие современным правовым реалиям. «Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Главный постулат доктрины — идея о неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина, их приоритете — выступает важнейшим принципом развитого демократически ориентированного государства» .
Представитель школы «возрожденного естественного права» в дореволюционной России Е.Н. Трубецкой отмечал: «Предписания естественного права по содержанию своему есть вместе с тем и предписания нравственные. Естественное право — то же, что правда: оно обнимает в себе всю совокупность тех нравственных требований, в силу которых мы подчиняемся или не подчиняемся тому или другому внешнему правовому авторитету: оно заключает в себе всю совокупность тех нравственных норм, в коих всякий авторитет, всякая человеческая власть и всякое вообще позитивное право находит себе оправдание или осуждение. Естественное право есть синоним нравственно должного в праве. Поэтому в истории оно является в двоякой роли. С одной стороны, оно есть нравственная основа всякого конкретного правопорядка. Всякое позитивное право может требовать от людей повиновения не иначе, как во имя нравственного права того или другого общественного авторитета, той или другой власти; поскольку существующий правопорядок действительно является благом для данного общества, естественное право дает ему санкцию и служит ему опорою». «Свои исходные начала, свои высшие принципы естественное право получает от моральной философии, и таким образом первая линия его определений слагается из отвлеченных требований морального закона», — писал П.И. Новгородцев. Такое понимание «естественного права», единственно находившееся в согласии с этикоцентризмом русской культуры, несомненно, было ответом на конкретно-исторический и достаточно глубокий кризис нравственного сознания, было нацелено на духовно-нравственную интеграцию российского общества.
В России на протяжении долгого времени теория естественного права отвергалась в связи с признанием единственно верной коммунистической идеологии, которая исходила из превосходства государства над личностью. Естественные права человека были закреплены в Конституции РФ, это говорит о том, что в настоящее время государство признает и уважает права личности. По вопросам естественно -правовой теории издаются работы различных правоведов: В.С. Нерсесянц, Ф.М. Рудинский, Е.А. Лукашева, В.А. Карташкин, Н.И. Матузов, М.Н. Марченко, А.С. Мордовец, А.В. Малько. Однако в большей степени естественно — правовая теория освещается исторически в совокупности с другими теориями правопонимания. Какого либо развития по сравнению с дореволюционными представлениями теория естественного права в настоящее время не получает.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы