Контрольная работа на тему Исторические этапы развития социального обеспечения в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. История развития социального обеспечения в Российской Федерации 5
2. Основания и источники социального обеспечения в Российской Федерации 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК НОРМАТИВНО — ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
Актуальность темы исследования. Выбранная тема актуальна по нескольким причинам. Увеличение продолжительности жизни — одно из главнейших достижений человечества, глобальный процесс, который только начинает «набирать обороты». Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет 26 %1. Снижение темпов прироста населения на фоне его старения и увеличения продолжительности жизни создает напряжение в здравоохранении и социальной сфере. Экономические и социальные последствия этого уже не одно десятилетие обсуждаются в научных и политических кругах. Катастрофическим старение населения выглядит большей частью в изложении политически ангажированных авторов. Истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как представляется. Трудоспособное население всегда обслуживало и обеспечивало и себя, и детей, и пожилых людей. Как утверждают демографы, «нагрузка на одного трудоспособного сейчас идеальная — наименьшая за все время после 1950 года». Необходимо переосмыслить данную социальную проблему и депутатам, и Министерству социального развития, и Министерству финансов и начать решать эту глобальную задачу в комплексе, с учетом интересов всех категорий граждан.
Право социального обеспечения реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государственном уровне социальная защита обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.
Однако их также не достаточно. Мы видим удручающее положение наших пенсионеров и детей, хотя всем известно, что для того, чтобы оценить государство, нужно посмотреть как живут дети и старики.
В рамках это глобальной для нашей страны проблемы необходимо разработать абсолютно иной концептуальный подход.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать источники права социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие права социального обеспечения;
2. Определить систему, принципы и виды права социального обеспечения;
3. Проанализировать современное состояние социального обеспечения в Российской Федерации;
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере правового и организационного регулирования социального обеспечения в РФ.
Предметом исследования являются источники права социального обеспечения.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования использовался многоуровневый комплекс методов научного познания, что было предопределено его целью и задачами.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды ученых в области права социального обеспечения и социальной политики государства, а также истории права, общей теории права, логики, философии, конституционного, международного права и политологии.
Нормативная база исследования – общепризнанные принципы и нормы международного права, положения Конституции Российской Федерации, отечественного и зарубежного законодательства, связанного с социальным обеспечением.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Реферат состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка.
Заключение:
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.
Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.
Фрагмент текста работы:
1. История развития социального обеспечения в Российской Федерации
Как показывает история, в России имеется почти тысячелетняя традиция социальной поддержки, начиная еще со времен Древней Руси, но в силу ограниченности объема настоящей работы и значимости советского периода в становлении отечественного законодательства о праве граждан на социальное обеспечение, видится целесообразным исследование исторических аспектов данного вопроса, начиная с прихода Советской власти.
Содержанием победы в социалистической революции в России начинается длительный процесс конституционного закрепления социальных прав как системы. Советское государство уже в своих первых декретах упразднило как на средства производства частную собственность, так и на крупную недвижимость горожан, установило рабочий день продолжительностью 8 часов и ежегодные оплачиваемые отпуска, по-новому построило для трудящихся социальное обеспечение, систему образования и здравоохранения, положило начало улучшению для рабочих и беднейших слоев трудящихся жилищных условий. Правительственное сообщение от 1 ноября 1917 г. «О социальном страховании» за подписью В.И. Ленина стало первым нормативным актом, устанавливающим отдельные социальные права (право на страхование от вдовства, сиротства, всех видов потери трудоспособности и пр.). Правительство Советской власти объявило, что оно «немедленно приступает к изданию декретов о полном социальном страховании на основе рабочих страховых лозунгов» .
Первая Конституция в РСФСР укрепила тогда еще образовывающуюся систему социальных прав в 1918 г. Но по причине Гражданской войны и иностранной интервенции народное хозяйство страны было разрушено, отсутствовали необходимые для обеспечения всеобщей занятости населения рабочие места, и как следствие, Конституция РСФСР 1918 г. не могла установить и гарантировать право на труд. Согласно cт. 18: РСФСР вменяет труд в качестве обязанности всех граждан. Закрепив труд как обязанность, государство взяло на себя ответственность реализовать меры по обеспечению работой каждого. В период с 1918 по 1930 гг. был принят целый комплекс мер по увеличению занятости граждан.
Права и свободы, закрепленные Конституцией 1918 г., имели резко выраженное классовое воплощение. Ими наделялись лишь представители трудящихся классов (предпочтение социально-классовой принадлежности).
В 1925 г. с принятием новой Конституции в РСФСР, перечень социальных прав и свобод не был расширен. Появилось лишь право на обучение в школе на родном языке, но это только несколько скорректировало конституционно-правовой статус гражданина в данной сфере.
Следовательно, в первые годы установления власти Советов можно отметить в закреплении социальных прав тот факт, что сначала издавались политические документы, а после происходило принятие определенных нормативно-правовых актов. Особое место ВКП (б) в государственно-правовой системе советского общества и свойственный характер политических документов этой партии было продиктовано тем фактом, что задекларированные в них права приобретали характер основных не только до того как они закреплялись Основным законом государства, но и до их нормативного установления. Эта особенность дала возможность научным деятелям построить обобщение о том, что определенные социальные права являлись основными в начале 30-х гг. XX в., но не были конституционными .
Хотя, следует отметить, что к середине 30-х гг. XX в. сформировался комплекс социальных прав, появилась система их организационного обеспечения с обширной правовой базой. И как следствие, список социальных прав получил существенное расширение в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г.
Как Конституция СССР 1936 г., так и Конституция РСФСР 1937 г. декларировали такие социальные права, как право на труд; право на образование; право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности; право на отпуск по беременности; на государственную помощь многодетным и одиноким матерям.
Следует сказать, что Конституция РСФСР 1937 г. вбирала как социальные права, так и их гарантии реализации (в ст. 126 «предоставление женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственная охрана интересов матери и ребенка», в ст. 124 «широкое развитие социального страхования рабочих и служащих за счет государства», в ст. 123 и ст. 124 «предоставление в пользование трудящимся широкой сети курортов», в ст. 122 «ликвидация безработицы»). Подобное построение статей в Конституции позволяет говорить о конституционном закреплении социальных прав населения.
В качестве самостоятельного СССР вопросу социальной защищенности граждан не уделял внимания, т.к. социалистическая система отличалась занятостью всех граждан, бесплатным образованием и здравоохранением, государственных пенсий гарантированностью и пр.
Советское государство являлось основным собственником общественных богатств, концентрируя в своей власти все функции производства и распределения материальных благ. Как следствие, социально-экономические права понемногу выталкивали гражданские права и свободы из жизни общества. Социалистическое государство имело своей целью полное удовлетворение социально-экономических потребностей своих граждан.
Также, было свойственно периоду советской власти, распределяя социальные блага, соединять уравнительный подход и закрепление ведомственных и других льгот. Поэтому, большинство льгот и преимуществ стали, в итоге, привилегиями определенных категорий населения. При таком раскладе не могло идти и речи об истинных социальных правах личности как показателе социально-экономической свободы человека. Согласно Закону СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г. право на пенсию в случае потери кормильца и по старости имели лишь отдельные группы социума. В соответствии со ст. 1 Закона право на государственную пенсию предоставлялось рабочим и служащим; военнослужащим; учащимся в высших, средних специальных учебных заведениях, училищах, школах и курсах по подготовке кадров; прочие граждане в случае, если они стали инвалидами по причине выполнения общественных или государственных обязанностей; члены семей граждан, названных выше, в случае потери кормильца, и члены семей умерших пенсионеров . Следовательно, пусть Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. и декларировали, что граждане СССР и РСФСР — субъекты социальных прав, но на самом деле, не все категории граждан в одинаковой степени имели возможность пользоваться данными правами.
Советский союз, да и подобные в плане идеологии и социально-политических установок страны возвели в один их ключевых идеологических призывов вопрос обеспечения народа социально-экономическими правами, сделав из него особо значимую задачу для себя, и достигли вполне серьезных результатов. Обосновав, закрепив, обеспечив и развив данные права, эти государства внесли непосильный вклад, серьезно повлияли на распространение их во всем мире и закрепление, как на внутригосударственном, так и на международном уровне.
Особое значение получает идея о ценности личности человека после II Мировой войны. В мире принимаются важные международные документы, среди них: в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, в 1950 г. Европейская конвенция о правах человека, а в 1966 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, содержащие в себе как гражданские и политические права, так и права «второго поколения» (социальные и экономические).
В ст. 22 Всеобщей декларация прав человека декларируется: «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства» . В вышеуказанной декларации — законодательное установление права каждого на подобный жизненный уровень, охватывая, пищу, жилье, одежду, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, необходимый, чтобы поддерживать здоровье и благосостояние его самого и его семьи, и права на обеспечение в случае болезни, инвалидности, вдовства, безработицы, наступления старости и прочего случая утраты возможностей к существованию в силу объективных причин.
Далее право каждого на социальное обеспечение признается в 1966 г. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах. Вместе с тем, Пакт включает более обширный список социальных прав. Его формулировки в отношении основных социальных прав более конкретны: в ст. 9 право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование; в ст.12 право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и др. П. 1 ст. 10 провозглашает права, направленные на защиту семьи в целом; п. 2 ст. 11 провозглашает каждого человека свободным от голода.
Задекларированные Пактом, социальные права стали характеризоваться как основные, фундаментальные. Подобные права должны охраняться всеми странами, невзирая на факт участия в каких-либо международных отношениях.
Следовательно, закрепление такого обширного списка социальных прав международным договором подобного уровня можно понимать как действие советской концепции основных прав и свобод гражданина. В то же время, и международные нормы имели определенного рода действие на советское законодательство сферы социальных прав. Так, был увеличен круг субъектов данных прав, уравнены их возможности в сфере использования этих прав и расширен сам перечень закрепленных конституционно социальных прав.
Как и предшествующие конституции советского государства, Конституция СССР 1977 г. и декларирует, и гарантирует права и свободы. Причем акцент, как и прежде, смещен в сторону гарантий. К примеру, право на материальное обеспечение «гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения» (ст. 43). Конституция 1977 г. провозгласила и ряд гарантий права на образование: все его виды бесплатны, установление всеобщего обязательного для молодежи среднего образования, государственные стипендии и др. В разряд конституционных попали и такие права: на труд, на отдых, на охрану здоровья, на жилище.
Советские Конституции 1977 г. и 1978 г. декларировали целый ряд социальных прав, регламентировавшихся массой правовых норм. Значимым звеном этих норм являлось право на бесплатную медицинскую помощь. Сказалось на значительном перечне правовых актов и существенное развитие медицинского обслуживания, регламентирующих социальные отношения в области здравоохранения. Были установлены права, дающие существенную поддержку в случае болезни.
Советское государство неплохих результатов добилось и в части закрепления в законе социальных гарантий семьи, материнства и детства. Устанавливалось законодательно право на пособия многодетных матерей, на пособие по беременности и родам для всех женщин, вне зависимости от стажа, право одиноких матерей на помощь государства. Получила развитие и сфера обслуживания, обращенная помочь в воспитании детей: молочные кухни, организация общественного питания, включая детей в школах .
В Конституции СССР 1977 г. очередность фиксирования прав и свобод выглядела так: сначала указывались социально-экономические права, после политические и последними личные права и свободы.
Вопрос же судебной защиты провозглашенных Конституцией социальных прав в правовой литературе тех лет совсем не затрагивался. И лишь Конституция РФ 1993 г. впервые закрепила принцип прямого действия конституционных норм и судебной защиты.
Следующая страница эволюции социальных прав — конец 80-х. — начало 90-х. г.г. XX в. Постепенно под действием мирового сообщества, либеральных идей, а также глубокого экономического кризиса Россия изменяет отношения государства и личности..
В СССР в марте 1990 г. вступает в силу Закон «О собственности в СССР» , где на первый план выходит частная собственность, значительно расширяется список таких объектов, куда включены и средства производства, на второй – коллективная, и только на третий – государственная собственность . Также в декабря 1990 г. Законом РСФСР было разрешено ведение предпринимательской деятельности. Вследствие чего, в экономике государства монополистичный подход перестал существовать, как результат — изменения в обеспечении социальных прав значимости государства.
Был принят в ноябре 1990 г. Закон РСФСР «О государственных пенсиях» . Он утвердил пенсии как, связанные с наличием трудового стажа, так и назначаемые тем, кто не имеет такового стажа — социальная пенсия.
А уже через год утверждается Декларация прав и свобод человека и гражданина (22 ноября 1991 г.), где выразился новый подход к конституционному статусу личности. Личные и политические права стали приоритетными. Государство начало постепенно отказываться от завышенного объема социальных задач, ранее возложенного на себя.
В то же время, Конституция по-прежнему давала гарантии государственной системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Поэтому, хоть государство и провозгласило переход к рыночной экономике, но, оставило те же социальные гарантии широкому кругу лиц. К сожалению, в условиях кризиса такой объем социальных обязательств было не под силу выполнить. Все это привело к невыплатам пенсий и пособий, дефициту товаров и всецелому ухудшению социального положения граждан.
Конституция РФ 1993 г. в ст. 7 хоть и объявила Россию социальным государством, но почти никак не поменяла ситуацию реализации социальных прав и их законодательного закрепления. Она декларирует право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предписанных законом (ст. 39).
Изучив динамику становления отечественного законодательства о праве граждан на социальное обеспечение и определив в этом особую значимость этапа Советской власти, можно обозначить такие периоды развития, как:
досоциалистический: социальное обеспечение не представляло собой сформированной системы (получил своего освещения в работе в силу ограниченности ее объема и значимости советского периода в становлении отечественного законодательства о праве на социальное обеспечение);
советский, когда большинство сфер жизни общества было огосударствлено, появляется правовая конструкция – «социально-экономические права граждан» (обладали преимуществом в сравнении с личными и политическими правами);
переходный (конец 80-х – 90-х гг. XX в.), когда происходила как, либерализация жизни общества (политической, экономической), что стало причиной отказа от социалистической доктрины социально-экономических прав на уровне конституционного закрепления, так и – сохранением юридической силы значительной части законодательства социальной направленности;
современный (начало XXI в.).
Своеобразие становления отечественного законодательства в области социальных прав заключается в том, что изначально правовые возможности человека порождались задекларированными нормативно-правовыми актами обязанностями определенных структур, и лишь после они получили юридическую характеристику в качестве прав. Такую тенденцию не нужно считать негативной, умаляющей значение этой категории прав личности. Исторический опыт показывает, что законодательное закрепление обязанностей государства нередко становилось причиной большей социальной защищенности гражданина, нежели провозглашение каких-либо прав.
Немаловажную роль в установлении и закреплении социально-экономических прав во всем мире сыграли Советский союз и схожие в идеологическом плане государства. Зародившись в одних правовых системах, эти права были зафиксированы в официальных документах мирового сообщества, а после и получили свое распространение в мире. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах — это всечеловеческий идеал права, к которому должны стремиться все народы и все государства.