История отдельных регионов мира Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Историческая судьба полабских и прибалтийских славян

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Полабские и прибалтийские славяне с Средние Века 5
1.1. История развития прибалтийских славянских племен 5
1.2. Хронология развития полабских славян в Средневековье 10
2. Современное состояние национальной культуры полабских и прибалтийских славян 13
2.1. Наследие культуры прибалтийских славян в современных государствах Прибалтики 13
2.2. Хронология развития северо-западных славян 14
2.3. Лужицкие сербы как последний оплот полабских славян в современной Европе 17
Заключение 21
Список использованной источников и литературы 22
Приложение 23

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что интерес к изучению истории и культуре полабско-балтийских славян достаточно сильно развит в России, Германии, Польше, бывшей Чехословакии. Имеется также ряд исследований по историографии дореволюционной России, Польши и Германии о славянах Полабья и Поморья. Необходимость изучения исторических источников о полабско-балтийских славянах за последние 80 лет связана с выявлением общего состояния мировой историографии этой ветви славянства, которая обогатившись ценнейшими источниковедческими трудами и фундаментальными исследованиями, в последнее время несколько затормозила своё развитие. Это объясняется причинами как объективного, так и субъективного характера. Наступившее относительное «затишье» в историографии полабско-балтийских славян следует использовать для осмысления пройденного в этой области пути. На текущий момент, также, как и раньше, это не дает возможность полнее мобилизовать уже накопленные наукой факты и обобщения, но и повышает теоретический уровень исследовательской работы, помогает совершенствовать приёмы исследования.
Целью данной работы является изучение исторической судьбы полабских и прибалтийских славян.
Задачи работы:
• Рассмотреть особенности исторического развития племен полабских и прибалтийских славян в Средние Века,
• Изучить наследие и современное состояние национальной культуры полабских и прибалтийских славян.
Источниковая база. В качестве теоретической основы для написания данной работы были использованы труды ведущих российских и зарубежных историков-славянистов. В работе российского историка Зеленской Т.В. «История южных и западных славян» представлены основные вопросы, проблемы и дополнительные материалы по истории становления и развития государств славянского мира с древнейших времен до конца XVIII века. В качестве основы для рассмотрения исторического процесса у славянских народов выбрана политическая история, успешно подкрепляемая экономическими, социальными и культурными аспектами . Историк Любавский М.К. в своей книге «История западных славян» проводит детальное исследование исторической жизни западных славян от начала II века н.э. до второй половины XIX в. Автор рассматривает влияние романо-германского мира на быт, культуру, менталитет западных славян, сохранивших, вопреки этому влиянию, свою национальную самобытность . Языковые и лингвистические особенности прибалтийсикх и полабских славян рассматривал в своей работе «Трактат о происхождении языка» немецкий писатель и историк культуры второй половины XVIII века Иоганн Готфрид Гердер. Гердера считают создателем первой исторической теории языка, а также пионером в области изучения западнославянского языкового наследия . Чешский этнограф середины XX в. Любор Нидерле – автор масштабного исследования «Быт и культура древних славян», в котором детальным образом рассмотрены культурные особенности развития северных и северо-западных славян . Еще одним зарубежным источником по рассматриваемо теме является книга «Славяне. Сыны Перуна: наиболее точная хронология важнейших фаз развития групп славянских народов», написанная современной писательницей-этнологом Гимбутиене М. Литовская писательница является одним из последователей так называемой теории протобалтов – древних предков современных литовцев и латышей .

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать ряд выводов:
• На сегодняшний день славяне – группа народов, разделенных большим множеством границ: географических, политических, религиозных, и даже этнических. Славянами они называются только потому, что их языки ближе друг к другу, чем к иным, неславянским. Однако, лингвисты-слависты могут сказать довольно точно, в чем именно состоит эта близость, и даже реконструировать общеславянский язык, на котором говорили некогда славяне, еще не распавшиеся на отдельные племена лютичей, кривичей, полян, сербов и т.д.
К прибалтийским славянам принято относить поморян, руян, ободритов и вильцов. К югу от ободритов, до Хафеля и Шпрее, и к востоку почти до Одера, лежали земли союза лютичей, в который в ІХ-ХІ веках входили хижане, черезпеняне, доленчане и редарии.
• Полабские славяне проживали по реке Лабе или Эльбе, и отчасти ещё и теперь живующие в Северной Германии: лютичи, бодричи, мильчане, лужицкие сербы, венды, ругии, хорутане и др., при этом данные племена никогда не составляли одного политического целого. С течением времени, все эти племена были ассимилированы немцами и поляками.
Единственным уникальным исключением стали лужицкие сербы — потомки славянских народов, некогда населявших всю восточную часть Германии до реки Эльбы. Лужицким сербам, которые носят официальный статус национального меньшинства, на протяжении столетий удается сохранять свой язык и культурные традиции, и они каким-то чудом не были ассимилированы соседними германскими племенами.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Полабские и прибалтийские славяне с Средние Века
1.1. История развития прибалтийских славянских племен
Славян, занимавших обширные пространства на берегу Балтики, принято называть балтийскими славянами. Это – поморяне, руяне, ободриты и вильцы-лютичи. Историк Гильфердинг А.Ф. отмечает, что к югу от ободритов, до Хафеля и Шпрее, и к востоку почти до Одера, лежали земли союза лютичей, в который в ІХ-ХІ веках входили хижане, черезпеняне, доленчане и редарии (рис.1). В эпоху, когда основным занятием у славянских племен была охота, они верили, что дикие животные являются их прародителями.
У каждого племени был свой тотем, свое священное животное, которому поклонялось племя и почитало его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый» . Племена, которые своим предком считали волка, себя называли лютичами.
Сам термин «лютичи» происходит от корня «лютъ» — жестокий. Отсюда же происходят и древнерусское личное имя Лют, и название месяца — лютень (февраль), и известный по фольклору Лютый Зверь (волк, либо, по другим данным, рысь). Вильцы – означает волки (древнеславянское влък, польское wilk, множественное число wilci). Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости.
Образ жизни лютичей из поколения в поколение был связано с ведением войны. «И когда бы ни раздался клич военной тревоги, они прячут в ямы все свое, уже раньше очищенное от мякины, зерно, и золото, и серебро, и всякие драгоценности. Женщин же и детей укрывают в крепостях или в лесах, так что неприятелю ничего не остается на разграбление, — одни только шалаши, потерю которых они самым легким для себя полагают. Нападения же данов (датчан) они ни во что не ставят, напротив, даже считают удовольствием для себя вступать с ними в рукопашный бой» . Славяне с таким упорством старались отстоять свою свободу, что предпочитали лучше умирать, чем снова принимать Христианство, и платить дань Саксонским князьям.
Славяне-лютичи, коротко стригли волосы и бороды. Знатные воины могли в знак высокого рода и воинской удали оставлять на макушке, или на передней части черепа клок не сбритых волос. Только жрецы носили длинные волосы и бороды «вопреки обыкновению».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы