Контрольная работа на тему Истина как цель познания. Основные концепции истины.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТИНА КАК ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ 4
2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Введение:
Понятие «истина» — это философская и гносеологическая характеристика мышления по его отношению к предмету. Это одна из наиболее сложных и противоречивых категорий в философии, разные направления трактуют ее по-разному в соответствии с рядом критериев проверяемости. Также понятие «истины» рассматривается и используется в логике, науке, религии.
Проблема истины является одной из главных в философии науки. Однако однозначного понимания её природы нет. Наряду с характеристикой истины как вида знания, имеется её понимание как некоего феномена, обладающего объективным существованием.
Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).
Поиски истины являются глубинной потребностью каждого человека. Достижение истины является конечной целью всего научного знания, и философии вместе с ней. Процессы восприятия и наблюдения, экспериментов и научных исследований, мышления и логических заключений, медитации (глубинного душевного сосредоточения) и интуиции – все процессы должны приводить к достижению познания.
Целью данной работы является изучение истины в качестве цели познания, а также основных концепций истины.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть истину как цель познания;
— рассмотреть основные концепции истины.
Заключение:
Истина — это объективное знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.
Есть и другие определения истины:
— соответствие знаний действительности;
— то, что подтверждено опытом;
— соглашение, конвенция;
— свойство самосогласованности знаний;
— польза полученных знаний для практики.
Истина едина, но в ней можно выделить абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.
Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами.
Объективная истина — это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.
Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.
Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она — субъективна.
Субъективная истина — это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).
Субъективность истины — это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.
Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.
Критериями истины являются:
— соответствие логическим законам,
— соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук;
— простота, общедоступность формулировки;
— соответствие фундаментальным законам и аксиомам;
— парадоксальность;
— практика.
В зависимости от особенностей исторической эпохи и спектра задач, стоящих перед обществом, возникло множество концепций истины, которые являются актуальными и на сегодняшний день. Таковыми являются: классическая, когерентная, априористская, а также прагматическая, экзистенциальная, конвенциональная, диалектико-материалистическая.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи выполненными.
Фрагмент текста работы:
1. ИСТИНА КАК ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ
Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.
Первую четкую формулировку этому понятию дал еще Аристотель, но она стала популярной. Он назвал истиной единство бытия и мышления. То есть когда то, что люди знают о предмете, соответствует его содержанию. Это определение впоследствии стало основным и используется многими учеными. В быту истину часто отождествляют с правдой, однако это не совсем верно. Понятие «правда» более практично, к тому же, довольно субъективно. Иногда в одной истине для разных людей может быть своя правда.
Разногласия в подходах к определению истины в большей степени зависят от того, как воспринимают данное слово — в качестве обозначения определенной самостоятельно существующей сущности либо же в качестве характеристики человеческого знания.
Прежде всего, указанное затрагивает две ведущие традиции в понимании истины:
— онтологическую — более раннюю, связанную с именем Платона;
— гносеологическую — связанную с именем Аристотеля [2].
Несмотря на то, что аристотелевская концепция истины и более поздняя, однако именно она оказывает доминирующее воздействие на развитие европейской гносеологии и была утверждена большинством мыслителей в качестве классической. Главным различием Данных двух трактовок выступает то, что Платон и его приспешники воспринимали истину в качестве чего- то, принадлежащего самому бытию, а Аристотель рассматривал ее в качестве характеристики познавательного содержания человеческого сознания, которое выражается логически связанной речью, то есть суждением. Истина в первом случае представляет собой то, что есть само по себе бытие, во втором — то, что человек действительно знает об этом событии. Иначе говоря, у Аристотеля место истины — это судящее высказывание, в котором будет содержаться утверждение либо отрицание чего-либо касающегося действительности, которая существует вне зависимости от суждения.
Аристотель, при формулировании своего определении истины, отталкивался от того, что суждение истинное, когда в нем логически воспроизводится структура познаваемого предмета. В тоже время он полагал, что ведущая, определяющая сторона данного отношения — это не суждение разума, а непосредственная действительность. Сущность определения истины, предоставленного Аристотелем, выражается такими чертами:
— внешняя действительность в качестве объекта познания существует еще до познания и не зависит от наличия либо отсутствия знания о нем. А знание, наоборот, всецело зависит от объекта, потому как если нет объекта, то не может быть и никакого знания, ведь не бывает знания ни о чем;
— понятие истина нельзя отождествлять с понятием бытия, потому как оно относится не только к бытию, а к суждению разума, которое непосредственно выражалось в речи;
— истинность суждения может быть выявлена в соответствии с его предметом познания, а признание его истинным становится возможно только если структура и содержание суждения всецело отвечает тому, как обстоят дела с вещами [5].
С развитием философии представители разных направлений выдвигали теории о природе истины:
— эмпирическая — ее автором является Ф. Бэкон. Он определил этот концепт как всезнание, которое было составлено на опыте людей.
— сенсуалистическая — автор Юм. Он утверждал, что она доступна для восприятия только через личные ощущения, созерцание.
— рационалистическая — автор Декарт. Он говорил, что истина уже находится в разуме личности, ее нужно лишь извлечь оттуда.
— агностическая — автор Кант. Определил истину как неопознаваемую «вещь в себе».