Контрольная работа Гуманитарные науки Теория истории культуры

Контрольная работа на тему Исследование генезиса культуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Культура этимология слова и история словоупотребления 6
2. Сущность культуры 10
3. Генезис культуры 15
Заключение 29
Список литературы 31

 

  

Введение:

 

Культурная эволюция — это эволюция человеческого поведения и способностей. Если биологическая эволюция основана на мутационной изменчивости, борьбе за существование и естественном отборе, то культурная (хотя и во многом схожая с ней) имеет существенные различия: информация, в частности, передается не посредством размножения с использованием ДНК, а посредством имитации, обучения и освоения знаний и навыков. Для этого была сформирована способность сохранять всю накопленную информацию, и человек научился активно продвигать новое, сознательно выбирая направление своих поисков. Ее мысли, открытия новых данных, использование различных методов и средств служат расширению знаний и, в отличие от биологической эволюции, не оказывают негативного влияния на ранее существовавшие способности, напротив, они накапливаются и укрепляются.
В процессе культурной эволюции человек научился постоянно приспосабливаться к условиям жизни, создавая новые средства к существованию и адаптации к окружающей среде. Когда произошли Homo Sapiens, все экологические ниши на Земле (леса, стены, горы, акватории) были заняты другими видами. И только благодаря новой форме жизнедеятельности — обществу — человечество смогло выжить, поселиться по всей планете, развить свой интеллект, стать доминирующим биологическим видом.
В верхнем палеолите (35 тысяч лет назад) культурная эволюция уже имела в своем арсенале самые простые инструменты и способность передавать производственный опыт; примитивный язык как средство общения; определенные моральные коррективы; мифы, дающие представление об общей картине мира; магия, которая обеспечила уверенность в успехе предусмотренных случаев. Неотложная потребность оставалась средством, которое могло бы напрямую и без принуждения влиять на человека, напоминая ей о правильном образе жизни и поведении. Искусство стало таким средством, способным поглощать и передавать все возможные варианты взаимодействия человека и мира, отношений между членами первобытного сообщества и поведения в трудных ситуациях. Кроме того, искусство — самая доступная форма обучения. Культурная эволюция с появлением искусства, это универсальный механизм для сохранения и передачи социально значимой информации из поколения в поколение приобрел необратимый и ускоренный характер.
По мнению историков, начало этапа эволюции, который называется «цивилизацией», датируется 3500 до н. э. и продолжается по сей день. Для одних культурологов эта дата является общей вершиной общечеловеческой эволюции, для других (в пределах жизни одной локальной культуры) — этапом начала ЕЕ упадка. Если считать этот подход наиболее; убедительным, то 3500 до н. е. знаменует появление: только первых локальных цивилизаций.
Знакомясь с основными концепциями культурологии, мы должны иметь в виду, что в первую половину XIX в. феномен культуры рассматривался только на основе ее рационального осмысления. Во второй половине XIX в. его анализ осуществлялся в рамках научно-концептуальных направлений культуры, которые стали фундаментальной основой культурологии. С ростом духовного кризиса человеческого общества, несмотря на видимые успехи современной цивилизации, между окружающей средой и человеком возникло огромное технологическое препятствие, которое привело к дисгармонии сознания и человеческого духа. Блага цивилизации и потребности духовного развития современного человека находятся в постоянном противостоянии. Теперь культурологи уже отказались от рациональных ценностей европейской культуры. Отчаявшись в умозрительно-философских сочинениях, они встали на путь широких культурологических обобщений неевропейской специфики и выявления проблемного поля самозначимых и самобытных культур.
В период от Ренессанса до Просвещения сформировалась теория о возможностях человека, призванного изменить и улучшить мир своим собственным разумом. Так возникла светская идея культуры как реализации человеческого разума. Но в этом утверждении содержалось противоречие, поскольку ничего не было сказано о прогрессе развития самого человеческого разума.
Понятие культуры является одним из фундаментальных в современной социальной науке. Трудно назвать другое слово, у которого было бы так много смысловых оттенков. Такие фразы, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура», звучат для нас достаточно знакомо. В обыденном сознании культура служит оценочной концепцией и относится к таким чертам личности, что было бы правильно назвать не культурой, а культурностью.
Актуальность темы определяется тем, что в прошлом веке многие исследователи были убеждены в том, что культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления. В XX в. генезис культуры трактуется по-разному. К орудийно-трудовой концепции добавились многие другие — психологические, антропологические, социокультурные. Рассмотрим основные версии происхождения культуры.
Анализ литературы. Истоки и закономерности развития культуры были предметом исследования многих ученых, и предложили различные теории. Наиболее серьезное из них является эволюционистская, антропологическая, или функциональная, социологическая, историко-материалистическая, теологические теории и теория циклического круговорота. Оригинальные версии появились в XX в .: концепции культуры-цивилизации Ф. Ницше, О. Шпенглера, А. Тойнби; роли бессознательного в культуре К. Юнга, К. Леви-Стросса, а также «культуры как игры» И. Хейзинги, X. Ортеги-и-Гассета.
Американские культурологи Альфред Кребер и Клайдж Клакхон в их совместном исследовании, посвященном критическому обзору концепций и определений культуры, отметили огромный и возрастающий интерес к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 г.. по 1919 г.. Было дано всего 7 определений культуры, то с 1920 по 1950 они насчитали 157 определений этого понятия. Позже количество определений значительно увеличилось. Л.Е. Кертман насчитал более 400 определений. Такое многообразие объясняется, прежде всего, тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.
На вопрос, что же такое культура, В.С. Соловьев удивленно отвечал: «Здесь и Вольтер, и Боссю, и Мадонна, и Папа, и Альфред Мюссе, и Филарет. Как же это все в одну кучу свалить и вместо бога поставить? «
Цель работы – провести теоретическое исследование генезиса культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить содержание понятия «культура», структуру и функции культуры.
2. Рассмотреть основные формы культуры.
3. Выявить сущность генезиса культуры.
В работе использованы теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Среди объяснений генезиса культуры есть много и достаточно оригинальных, а также экзотических. Так, например, Фрейд связывает культурогенез с появлением морали. Только человеку присуща совесть. Появление же совести Фрейд объясняет как неосознаваемое чувство вины за первородный грех — убийство отца сыновьями как проявление ревности к матери (так называемый «Эдипов комплекс»).
И. Хейзинга считает, что культура берет свое начало в игре. Эволюцию человечества голландский ученый объясняет как все большее распространение игровой деятельности, которая постепенно пронизывает все сферы жизни. Последователи Э. Кассирера толкуют генезис культуру как генезис символических форм деятельности, которые замещают биологические инстинкты. Человек является несовершенным животным. Неполнота ее биологического существа заставляет творить искусственную среду, которое компенсирует эту неполноценность.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что вопросы генезиса культуры, строго говоря, является невыясненным и большинство толкований этого процесса является лишь недоказанными предположениями.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Культура этимология слова и история словоупотребления
В повседневной речи «культура» – это, прежде всего, показатель образованности, воспитанности, соблюдения принятых норм поведения.
Собственно термин «культура» имеет латинское происхождение от colere — обрабатывать, заселять, выращивать, заботиться чем; производное от него — cultus (честь). Отсюда «культ» — богов, предков, культ силы, культ любви и тому подобное. Также и сolonus — колония, то есть, заселенная земля, agri cultura — возделывание земли, выращивания.
Позже Марк Туллий Цицерон употребляет слово cultura метафорически: по его мнению основная задача философии — культивировать, выпестовать, выращивать в человеке мудрость, делать из нее добропорядочного гражданина, научив ее чествовать ум; есть философия является культом разума.
Эта метафора закрепилась, стала привычной и с конца XVIII — в течение XIX века в европейских языках слово «культура» употребляется как определение усовершенствования, прогрессивного развития чего-то.
В толковом словаре русского языка В. Даля находим, что культура — это «обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать вместо — обрабатывать, возделывать, образовывать» [3, с.65].
И до сих пор слово «культура» широко употребляется как общее название выращиваемых (культивируемых) в искусственных, — созданных человеком и поддерживаемых ею, — условиях биологических объектов: растений, грибов, бактерий, других микроорганизмов, отдельных тканей, клеток или органов.
По отношению к человеку длительное время термин «культура» употреблялся параллельно с термином «цивилизация» в значении определенного уровня достижений общества — сферы законности, общественного порядка, воспитанности, манеры поведения представителей этого сообщества, в общем, образа жизни, который противопоставлялся дикому, «варварскому».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы