Контрольная работа на тему Использование метода библиотерапии в работе с читателями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 4
1.1.
Педагогические условия проектной деятельности. 4
1.2.
Рекомендации по разработке и использованию проектов. 7
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БИБЛИОТЕРАПИИ.. 17
2.1.
Условия реализации метода библиотерапии в работе с воспитанниками школы-интерната для детей-сирот. 17
2.2.
Проект работы с воспитанниками школы-интерната для детей-сирот с использованием
библиотерапии. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
АННОТАЦИЯ.. 38
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время библиотерапия является достаточно
распространенным методом психокоррекционной помощи. Актуальным представляется
использование в ходе библиотерапии художественно литературы.
Очевидной
является потребность в использовании возможностей библиотерапии в работе с детьми-сиротами
и детьми из семей, лишенных родительских прав, ведь данные группы детей с
ранних лет характеризуются наличием травматического опыта. Совокупность данных
факторов обусловливает актуальность темы исследования.
Объект исследования: метод библиотерапии как эффективное средство работы с воспитанниками
школ-интернатов.
Предмет исследования: закономерности использования метода библиотерапии в работе с детьми
школы-интерната.
Цель исследования:
определение закономерностей и разработка эффективных способов применения метода
библиотерапии в работе с детьми школы-интерната.
Поставленная
цель обусловила необходимость выполнения следующих задач исследования:
1.
Определение педагогических условий проектной деятельности;
2.
Формулирование рекомендаций по проведению проектной деятельности;
3.
Выделение условий реализации метода библиотерапии в работе с воспитанниками
школы-интерната для детей-сирот;
4.
Разработка проекта работы с воспитанниками школы-интерната для детей-сирот с
применением метода библиотерапии.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности применения его материалов в
дальнейшем изучении заявленной проблемы.
Заключение:
Правильно подобранное художественное произведение
оказывает большую помощь больному. Художественное слово, звучащее со страниц
книги способно оказать благотворное влияние на настроение и мысли человека.
Художественное произведение – эффективнейшее орудие
библиотерапии — науки, нацеленной на решение проблем формирования у человека
навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням,
стрессам, депрессиям), укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и
образовательный уровень на основе синтезирования ситуаций чтения.
В ходе работы с воспитанниками интерната для детей-сирот
были использованы такие формы библиотерапии:
Используемые приемы организации
библиотерапевтической работы:
1. Громкое чтение литературного
произведения (диалоги по ролям).
2. Групповое обсуждение с
использованием «Метода Дельфина»: обсуждение произведения устремляется то в глубину
произведения, то возвращается к жизненным ситуациям.
3. Пересказ прочитанного произведения
от первого лица и от имени различных персонажей литературного произведения.
4. Творческие задания: сочинение
рассказов, написание отдельных сцен и эпизодов, придумывание будущего героев.
5. Метод «иллюстрирования литературного
произведения».
Как показал опыт работы, лучше всего
дети-сироты воспринимают сказочный жанр. Поэтому одним из ведущих направлений
библиотерапии в работе с воспитанниками интерната для детей-сирот стала
сказкотерапия.
Фрагмент текста работы:
1. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 1.1. Педагогические условия проектной
деятельности
Направленность образовательного процесса
современной школы характеризуется связью с формированием ключевых компетенций
учащихся. Ключевые компетенции, согласно представлениям современной педагогики,
представляют собой характеристики, связанные с комплексными свойствами
личности, включающими в себя элементы взаимосвязанных знаний, умений,
ценностей, готовности к их мобилизации при любом необходимом случае. Реализация
ключевых компетенций различного характера сопряжена с активными методами
обучения. Е. С. Онучина определяет методы обучения активной направленности в
качестве методов, побуждающих учеников к осуществлению активной практической и
мыслительной деятельности на протяжении овладения материалов обучения.
Использование таких методов обучения помогает выявить характеристики, связанные
с творческими способностями личности, позволяет осуществить обучение работе в
команде, занятиям исследованиями в учебном процессе.
Одним из методов обучения активного характера
является проектный метод. Его основа заключается в развитии познавательных и
творческих навыков учеников, формировании умений самостоятельного
конструирования своих знаний, умений ориентации в пространстве информации,
помощи по развитию критического мышления. Развитие способности к проектированию
составляет один из современных образовательных параметров. Федеральный
компонент государственного стандарта связан с участием учеников в
проектировании, проведении и организации работы учебно-исследовательского
характера, творческом решении практических и учебных задач, самостоятельном
выполнении творческих работ и проектов.
Учитель, занимающийся проектной деятельностью,
должен создать необходимые условия, которые способствовали бы расширению
детских познавательных интересов, а на данной базе – и возможностям их
самообразовательной деятельности на протяжении применения знаний на практике.
Потому именно учитель является руководителем проекта, которого отличают высокий
уровень общей культуры, определенный комплекс творческих способностей.
Структура деятельности учеников по выполнению
проекта, как считает И. С. Сергеев, акцентирует подготовительный и практический
этапы.
Охарактеризуем данные этапы применительно к средней
школе. Подготовительный этап характеризуется выбором темы проекта, постановкой
проблемы, определением задания конкретной направленности, определением групп
учащихся и распределением ролей. Очень важно не допустить задания темы
взрослыми, однако допустимым является выбор из тем, которые предложены
взрослыми. Оптимальным же вариантом можно назвать совместную разработку темы в
составе группы учащихся и учителя в соответствии с принципом скрытой
координации. Дети должны самостоятельно планировать, реализовать и оценивать
свои проекты.
Более эффективным для средней школы, на наш взгляд,
является использование не индивидуальных, а групповых проектов. К преимуществам
групповых проектов принадлежат: формирование у членов проектной группы навыков
сотрудничества; глубокое и разностороннее выполнение проекта, ситуативное
лидерство на каждом из этапов работы по проекту, включенность каждого в
проектный процесс, деятельность в подгруппах, позволяющее рассмотреть различные
пути в решении проблемы, наличие соревновательного элемента, обусловливающего
повышение мотивации и участников и оказывающего положительное влияние
относительно качества выполнения проекта. [11, с. 27].
Цель практического этапа состоит в качественно и
правильном выполнении операций поисково-исследовательского характера, контроле
и самооценке работ. Происходит обсуждение и выполнение работы, вынесение
замечаний, дополнений, корректировок. На этом этапе происходит защита учениками
своих проектов. Происходят выступления по каждому из проектов, демонстрация
достигнутого, определение дальнейших перспектив, ответы на вопросы со стороны
одноклассников, произведение самооценки проекта. Отдельную особенность по
применению данного метода в среднем образовании составляет тот факт, что
учащиеся только учатся исследовательской работе. Школьники не всегда корректно
обрабатывают литературу, у них отсутствуют навыки выделения главного, обобщения
информации. Учитель может указать на дополнительные источники информации,
которые могут помочь рассмотреть проблему более коротко и доступно. После
нахождения детьми ответов на вопросы необходимо их обсуждение, при котором
особая важность присуща направляющей деятельности учителя.
Вовлечение в деятельность по проектированию средних
школьников является обязательным, поскольку именно в этом возрасте происходит
формирование ряда ценностных установок, качеств и отношений личностного
характера. При игнорировании данного обстоятельства и рассмотрения данного
возраста как малозначимого для проектного метода существует риск нарушения
преемственности между этапностью в развитии учебной и познавательной
деятельности средних школьников. Проект требует рассмотрения личностно и
социально значимой проблемы, которая была бы знакома для средних школьников и
значимой для них. Осознавая узость круга значимых проблем, актуальных для
учеников средней школы, можно уточнить выбор тем проектных работ, который лучше
осуществлять, ориентируясь на содержание учебных предметов или родственных им
областей знания.
«Русскому языку» как школьной дисциплине присуще богатство материала по
использованию проектного метода, поскольку предмет ее изучения составляет язык
в качестве продукта языкового творчества. Помимо