Контрольная работа на тему Использование АДК в работе с детьми ТМНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 12
Список использованных источников и литературы 13
Введение:
В современном мире в последнее время происходит устойчивая тенденция к увеличению количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Каждый год появляются новые исследования, целью которых является описание развития детей. Дети с ТМНР — это дети с выраженными физическими, психическими, эмоциональными нарушениями в развитии или с сочетанием таких нарушений, имеющие особые образовательные потребности и нуждающиеся в особых образовательных, социальных, психологических услугах.
При этом у детей с ТМНР можно отметить разный уровень сформированности речи: отсутствие речи, звукокомплексы, поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций, высказывание на уровне отдельных слов, фраз. Степень нарушения речи находится во взаимосвязи с уровнем общего психического недоразвития.
Поэтому, для таких детей актуальна альтернативная или дополнительная коммуникация (АДК), которая в случае отсутствия устной речи предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства [1].
Таким образом, АДК является эффективным средством развития коммуникативных навыков ребёнка, которая помогает ему не только выстраивать отношения с окружающими, но и является основным инструментом в процессе обучения.
ф
Заключение:
Таким образом, использование средств альтернативной коммуникации расширяет возможность общения детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения, с окружающими, обеспечивает состояние психологического комфорта, нормализует их поведение, позволяет достичь полной или частичной социальной независимости. Развивающие и обучающие задания, проводимые в игровой форме, позволяют создавать благоприятную атмосферу и поддерживать интерес детей к процессу общения.
В результате у педагогов некоторые воспитанники стали вступать в эмоциональный контакт с взрослыми, сосредоточивать взгляд на предмете, показывать жестом на предмет, картинку; проявлять двигательные, эмоциональные, голосовые реакции на раздражители.
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) использует целый спектр разнообразных средств, помогающих людям выражать свои мысли и эффективно общаться (реальные предметы, их части и миниатюрные копии, фотографии, рисунки, картинки, пиктограммы, движения тела, контакт глаз и многие другие коммуникативные сигналы). В результате повысится профессиональный уровень по обучению детей с ТМНР навыкам общения с использованием АДК.
Фрагмент текста работы:
Основная часть
Дети с умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия). Эти особенности и вызывают потребность использования АДК в образовательном процессе и в досуговой деятельности детей. Активное введение в коррекционную работу средств альтернативной коммуникации, позволяет повысить результативность коррекционного воздействия в образовательном процессе.
Это процесс установления и поддержания контакта между общающимися, включающий в себя обмен вербальной и невербальной информацией.
Традиционно в общении используется речь (вербальная), но не все знают, что мы обмениваемся информацией и не вербально. Процесс коммуникации задействует работу головного мозга, ЦНС психику и физиологию человека.
У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) диагностируют:
— тяжелую форму детского паралича, осложненную соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями;
— органические поражения головного мозга, центральной нервной системы, нарушение высших психических функций (ВПФ);
— недоразвитие мышления, речи, письма, счёта, памяти, произвольных движений, процессов восприятия, а также незрелость познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы;
— низкую мотивация к коммуникации или её отсутствие, неумение осуществлять речевое взаимодействие ограничивают их процесс общения.
Недопонимание ребёнком вербальных обращений к нему, неспособность донести до другого человека свои желания и состояния, а также трудности в структурировании деятельности часто приводят к проявлениям проблемного поведения (агрессия, ауто-агрессия, плач, крик, эмоциональная вокализация) [4].
Часто взрослые, которые их окружают не стараются распознать эти коммуникативные сигналы и определить, что они обозначают, не видят в этих сигналах потенциал для дальнейшего познавательного и коммуникативного развития детей.
Таким образом, происходит взаимное непонимание, а иногда и непринятие партнеров по общению, снижается качество жизни детей, они чувствуют себя одиноко, нарушаются их права на выражение и получение информации, затрудняется процесс их социализации в обществе.
Коммуникация является основным компонентом эмоционального развития детей с ТМНР, познания ими окружающего мира. Принято считать, что основой процесса общения считается устная речь. Однако, у детей с ТМНР наблюдается задержка речи или полное её отсутствие.
В этом случае дети избегают или не могут пользоваться речью для общения. Для детей с ТМНР подобное обучение должно начинаться с самых элементарных форм, в том числе с доречевой коммуникации и включать целенаправленное обучение альтернативным формам невербальной коммуникации. Основными направлениями коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства АДК, овладение выбранным средством коммуникации и использование его.
Цели применения АДК:
— построение для каждого ребенка с ТМНР персональной функционирующей системы коммуникации.