Контрольная работа на тему Институты гражданского общества в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Теоретико-правовой анализ гражданского общества
1.1 Гражданское
общество как предмет правового исследования
1.2 Основные
политико-правовые концепции формирования и развития гражданского общества
Глава 2. Динамика
системных отношений гражданского общества и государства
2.1. Правовая база
формирования гражданского общества в современной России
2.2. Исследование
правовых механизмов соотношения гражданского общества и государства
Введение:
Актуальность
темы исследования. Гражданское общество является залогом
существования демократии и свободы личности, выступает как противовес
государственной власти. Таким образом, проблема соотношения и взаимодействия
правового государства и гражданского общества – одна из наиболее актуальных и
сложных проблем юриспруденции. Следует учитывать, что вопрос о правовой
сущности гражданского общества еще не в полной мере раскрыт в юридических
исследованиях.
В.В. Путин неоднократно
подчеркивал, что без формирования и развития дееспособного и зрелого
гражданского общества невозможно решать актуальные государственные задачи.
Обеспечение прав и свобод граждан и эффективной организации правового
государства лежит в основе построения демократии и является одной из наиболее
значимых стратегических задач государственной политики Российской Федерации.
Гражданское общество
характеризуется высокоразвитыми экономическими, культурными, правовыми и
политическими отношениями между его членами, которые имеют возможность строить
с государством полноценные правовые отношения. Право лежит в основе
гражданского общества, позволяя создавать условия для раскрытия и
самореализации личностей его членов, внедрять в жизнь повсеместное соблюдение
прав и свобод человека, хранить правопорядок, устанавливать меру воздействия
государства на процессы, протекающие в социуме. Именно право выступает как
социальный институт, накапливающий и развивающий положительный опыт организации
всех систем гражданского общества. Анализируя гражданское общество с точки
зрения юриспруденции, мы рассматриваем феномен гражданского общества именно в
правовом аспекте и, таким образом, можем выявить специфику формирования и
развития гражданско-правовой действительности.
Средствами юридической
науки можно рассмотреть проблематику гражданского общества как правового
феномена. С позиций юриспруденции необходимо определить значение права в
обеспечении жизнедеятельности гражданского общества, проанализировать структуру
правовой действительности гражданского общества, раскрыть проблемы формирования
и развития правовой системы гражданского общества.
Изучая гражданское
общество в контексте права, мы должны изучить проблему установления
взаимодействия данного общества с государством. Согласно западной
демократической традиции государство и гражданское общество являются
равноправными партнерами.
Таким образом, правовые
основы соотношения и взаимодействия гражданского общества и государства
являются одной из актуальных задач юридической науки, что и обусловило выбор
темы данного исследования.
Правовое государство
может сформироваться только на фундаменте гражданского общества. Подобная
детерминированность является ключевым свойством правового государства. Поэтому
так важно проанализировать сущность и содержание взаимоотношений между
гражданским обществом и правовым государством. Необходимо раскрыть сущность тех
функций, с помощью которых общественные институты могут влиять на
государственно-властную систему.
Степень
разработанности проблемы. Проанализировав труды современных исследователей,
можно прийти к выводу о том, что многие исследователи уделяют внимание
характеристике признаков и предпосылок правовой государственности в связи с
формированием и развитием гражданского общества.
Изучение отечественной
историографии по проблеме правового анализа гражданского общества показывает,
что необходима более детальная разработка проблем методологии
теоретико-правового исследования гражданского общества, включая правовые основы
развития гражданского общества.
Существует необходимость
более полного и всестороннего раскрытия проблем соотношения и взаимодействия
правового государства и гражданского общества с точки зрения юридической науки.
Это может быть достигнуто в ходе анализа функциональных аспектов их
взаимодействия в качестве предмета комплексного исследования.
Объектом
исследования
является гражданское общество как специфический правовой феномен, а также
совокупность правовых отношений, складывающихся в процессе его взаимодействия с
государством.
Предмет
исследования составляют конституционные нормы, регулирующие гражданское
общество.
Цель
исследования заключается в раскрытии и анализе конституционных основ
гражданского общества.
Достижение поставленной
цели осуществляется решением следующих задач:
1. Рассмотреть гражданское
общество в качестве предмета правового исследования.
2. Проанализировать
основные политико-правовые концепции формирования и развития гражданского
общества.
3. Раскрыть правовую базу
формирования гражданского общества в современной России.
4. Проанализировать
правовые механизмы соотношения государства и гражданского общества.
Методологической
базой изучения представляется диалектический метод познания,
предоставляющий изучить предмет в формировании, во взаимосвязи абсолютно всех
его отдельных проявлений и во взаимодействии с соседними действами.
Структура
исследования
логически обусловлена целью исследования и поставленными задачами и включает введение,
две главы, содержащие четыре параграфа, заключение, список использованных
источников и литературы.
Заключение:
Гражданское
общество – это саморегулирующаяся система, отличающаяся сложной структурой. Она
заключается в юридически независимых, автономных согласно взаимоотношению с
государством социальных институтов.
Данные
общественные институты выражают личные интересы и объединяют индивидов на
основании ценностей прав и свобод граждан.
Гражданское
общество характеризуется такими свойствами, как:
—
Динамическая, самоуправляемая,
сложноструктурированная общественная конструкция;
—
Область осуществления личного (никак не
общественного) интереса;
—
Юридическая независимость социальных
субъектов;
—
Совокупность индивидов и общностей на
основании ценностей прав и свобод граждан;
—
Конкурентная борьба;
—
Преимущество горизонтальных общественных
взаимосвязей и взаимоотношений.
Гражданское общество и
правовое государство – активно взаимодействующие общественные явления. Реализация
функций государства происходит с помощью правовых и организационных форм, помимо
того, используются такие способы, как убеждение и принуждение. Это
обусловливает необходимость анализа роли социальных институтов в процессе
реализации государственной властью исключенных из правил полномочий в сфере
правотворчества, правоприменения и исполнения легального принуждения.
Конституционное право на
участие в управлении делами государства позволяет говорить о непосредственном
участии индивидов и их организаций в деятельности государства на абсолютно всех стадиях механизма
государственно-правового регулирования общественных взаимоотношений: в ходе
правотворчества, применения и защиты права.
Институты гражданского
общества напрямую реализовывают правотворческую функцию в последующих случаях: прямое
правотворчество народа (референдум), вывод нормативных договоров, а также
принятие локальных нормативно-правовых актов в порядке осуществления
делегированного правотворчества.
Граждане и их общества принимают
участие в процессе правотворческой деятельности с помощью воплощения в
реальность следующих возможностей: всенародная
правотворческая инициатива, общественная экспертиза проектов
нормативно-правовых актов, участие представителей общественных объединений в
работе комитетов и комиссий соответствующих органов государства.
Институты гражданского
общества выступают субъектом делегированного воплощения правоприменительной
деятельности. Это может быть установление правоприменительных актов в области трудовых
и корпоративных отношений, вовлечение к дисциплинарной ответственности,
деятельность частных нотариусов и третейских судов, а также осуществления
правомочия использовать легальное принуждение – работа общественных дружинников
и общественных помощников прокуратуры, органов МВД и иных правоохранительных
органов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовой анализ гражданского
общества
1.1 Гражданское общество как предмет правового
исследования
Чтобы проанализировать
процесс становления и развития гражданского общества, необходимо произвести его
всесторонний правовой анализ. Правовая сущность гражданского общества как
социального явления может быть сформирована только в ходе исторического
процесса в целом, как одна из граней данного процесса. Подобный подход дает шанс
оптимистично рассматривать проблему
гражданского общества как правового феномена. Однако следует отметить, что в
юридической науке правовая сущность гражданского общества еще недостаточно
проработана.
В современной юридической
литературе принята концепция гражданского общества как совокупность
общественных институтов, которые сохраняют независимость от государства, но в
то же время тесно взаимодействуют с ним[1]. Общественную жизнь в
гражданском обществе регулируют ценности культуры, моральные и правовые идеалы
и нормы, нравственные принципы гуманизма. Властные структуры государства в
гражданском обществе имеют второстепенное значение.
Подлинная свобода
личности может быть осуществлена только в таком обществе, в котором не
государство в качестве политической власти господствует над обществом и его
членами, а именно общество имеет безусловный приоритет по отношению к
государству. Однако переход к подобному обществу является исторически
длительным процессом, неразрывно связанным с формированием и развитием гражданского
общества[2].
Термин «гражданское
общество» может употребляться и в широком, и в более узком значениях. В широком
смысле гражданское общество – это вся та часть общества, которая
непосредственно не охвачена государственными структурами. Гражданское общество
является в широком смысле этого понятия автономной, не зависящей от
государственных структур сферой, возникающей и претерпевающей изменения в ходе
естественноисторического развития. В широком значении гражданское общество не
подразумевает обязательное наличие демократии, оно может быть совместимо и с
авторитаризмом. Только при тоталитарном строе гражданское общество в широком понимании
будет полностью или, скорее, частично поглощено политической государственной
властью[3].
[1]Калашников С.В. К
вопросу о формировании гражданского общества в современной России //
Юридическая наука. 2013. №3. С. 46.
[2]Затонский В.А.
Гражданское общество и государство: противостояние или партнерство? //
Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С. 10.
[3]Смирнова Э.Д.
Государство и гражданское общество: антиподы или партнеры // Гражданское
общество в эпоху глобальной информатизации. М., 2011. С. 158.