Контрольная работа на тему Институциональная экономика 12 вариант
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Понятие и характеристика государственной собственности. 4
2. Формы и виды государственной собственности. 7
3. Преимущества и недостатки государственной собственности. 10
4. Примеры государственной собственности в российской экономике. 12
Заключение. 18
Список использованных источников 19
Введение:
С теоретической точки
зрения «государственная собственность» является условным и собирательным
понятием. Так, в ее состав принято включать федеральную, региональную и
муниципальную собственность. Наиболее простым объяснением существования
государственной собственности является необходимость удовлетворения тех
общественных потребностей, которые государство не может передоверить бизнесу.
Все вышеизложенное
обусловливает актуальность рассматриваемой темы и, в соответствии с этим,
основной целью предлагаемой работы является исследование места и роли
государственной собственности в рыночной экономике.
Соответственно,
государственная собственность является объектом исследования, предмет которого
составляет та роль, которую играет государственная собственность в рыночной
экономике.
Задачи
работы:
— изучить понятие и характеристику государственной
собственности;
— раскрыть формы и виды государственной собственности;
— выявить преимущества и недостатки государственной
собственности;
— проанализировать примеры государственной
собственности в российской экономике.
Теоретической
базой исследования послужила нормативно-правовая база и учебно-методическая
литература в области государственной собственности.
Методическая
база исследования: анализ нормативных и литературных источников, сравнительный
анализ, наблюдение, обобщение.
Работа
состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных
источников.
Заключение:
Государственное
регулирование отраслей экономики – это вид государственно-властной деятельности
в целях достижения, реализации, охраны и защиты публичных интересов,
обеспечения и реализации регулятивных и иных функций государства и ведения
делами государства. В современных социально-экономических условиях:
— рынок не
обеспечивает справедливого распределения доходов, т.е. государство берет на
себя функцию заботы об инвалидах и стариках;
— рынок не обеспечивает развитие науки, т. к. для
предпринимателей он очень рискован, чрезвычайно дорог и не приносит быстрых
доходов. Государство берет на себя функцию развития фундаментальных научных
исследований;
— рынок не
гарантирует право на труд, поэтому государство регулирует рынок труда, принимая
меры по сокращению безработицы.
Таким
образом, государство в целом берет на себя обязанности соблюдения
социально-экономических и политических принципов государственного регулирования
экономики. Оно берет на себя обязанности формирования макроэкономических
процессов. При этом по степени государственного регулирования все отрасли можно
разделить на три группы: группа с высокой степенью регулирования отраслей;
группа со средней степенью регулирования
отраслей; группа с низкой степенью регулирования отраслей.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и характеристика государственной
собственности Государственная
собственность была известна еще в Древнем Риме, граждане которого достигли
огромных успехов в области частного права и права собственности. Так, ни один
индивид не мог обладать правом собственности на землю – она могла принадлежать
только государству либо общинами. Семьи могли получить ее только в аренду.
В период феодализма,
который характеризуется (и в России тоже) крайней раздробленности государства
на княжества, вотчины и т.д., государственная собственность в принципе не могла
получить должного развития. Например, в Московском государстве земля
принадлежала либо на праве вотчинной собственности частным лицам, либо на праве
общинной (коллективной) собственности монастырям, общинам и т.п. субъектам
права собственности [6].
В историческом аспекте
возникновение государственной собственности было вызвано необходимостью для
государства как аппарата, стоящего над обществом, выполнять функции по защите
существующего социально-экономического строя, что невозможно без источников дохода,
необходимого для содержания аппарата, и без имущества, необходимого, говоря
современным языком, для оказания государственных услуг.
Это была государственная
собственность в ее чистом виде, и ядром
ее было денежное содержание государевой казны и государственного бюджета.
В настоящее время
государственный сектор экономики включает в себя и самый широкий спектр
предприятий и учреждений, производящих разного рода товары, выполняющих работы
и оказывающих услуги. Именно государственная собственность сегодня обеспечивает
саму возможность нормальной жизнедеятельности и страны в целом, и отдельных ее
граждан. Другими словами, государственная собственность обеспечивает реализацию
конституционных прав и свобод граждан необходимыми для этого материальными,
нематериальными и финансовыми ресурсами. И именно это делает существование
государственной собственности целесообразным с социально-политической точки
зрения [10].
Существует несколько
подходов к самой категории «государственная собственность». Эти подходы не
только качественно различны в определениях, но иногда и являются прямо
противоположными. Тем не менее, трактовки государственной собственности имею
своих сторонников и противников в обществе, а потому достойны хотя бы краткого
рассмотрения и анализа.
Начнем с марксистского
подхода, сторонниками которого являются В. Н. Черковец, Ю. И. Хаустов, А. Ф.
Шишкин, относящие государственную собственность к общественной форме
собственности и не выделяющие ее в отдельную категорию. В этой трактовке
понятие общественной собственности предполагает совместное присвоение средств
производства и его результатов. Прежде всего, существование такого подхода
связано с советским периодом развития экономики, когда государственная
собственность определялась как закономерная форма перехода от частной
собственности к общественной. Отметим, что в современных реалиях
государственная собственность едва ли может рассматриваться в качестве
общественной и в том смысле и значении, которые придавались ей в эпоху
развитого социализма [8].
Если есть сторонники
марксистского подхода – то обязательно должен быть и некий противоположный
подход. И сторонниками такого подхода являются Б. А. Райзберг и В. И. Кошкин,
определяющие государственную и общенародную собственность как собственность,
которой распоряжается либо государство, либо его представители. Такой подход
характеризует форму собственности по ее субъекту, и лучше отражает ее
юридическое положение, чем ее экономическое содержание. Помимо этого,
неправомерно уравнивать государственную и общественную собственность, особенно
в рыночной экономике [3].