Информационное право Контрольная работа Юриспруденция

Контрольная работа на тему Информационное право

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Задание 1. Информация как объект правового регулирования. Ее основные свойства.
В современном динамично развивающемся, в том числе в информационно-техническом плане, обществе законодательство зачастую не успевает подстраиваться под все новые появляющиеся веяния и потребности.
С развитием развитие собственности, ростом числа и ее форм, стремительным и всеохватывающем развитием финансово-кредитной системы, возникают проблемы и потребности, связанные с правовой защитой информации, как на материальных носителях, таки в на виртуальных, размещенных на электронных ресурсах, в том числе в сети Интернет.
Внедрение информационных технологий повлекло за собой значительное изменение подходов к организации современного бизнеса. Безусловные плюсы, которые несут в себе информационные технологии, дали возможность не только вести бизнес более качественно, но и автоматизировать функциональные процессы. В настоящее время можно хранить личные либо корпоративные данные на сервере в России, проводить платежи в Китае или оказывать услуги европейским партнерам, пребывая в любой точке мира. Тем не менее активное применение информационных технологий обусловило появление рисков, с которыми большинство до этого не сталкивались и даже не подозревали об их существовании. С приходом высоких технологий в мир бизнеса одной из главнейших угроз выступает вмешательство киберпреступников в деятельность финансовых учреждений.
Появление компьютерной сети Интернет является одним из важнейших результатов развития науки и техники. В связи со стремительным развитием и расширением глобальная компьютерная сеть стала важным элементом международного информационного обмена, приобрела большое значение для всех сфер общественной жизни, что обусловливает появление проблем правового регулирования отношений, связанных с ней.
Все международные акты и национальное законодательство России содержат нормы, регламентирующие свободу получения и распространения информации любыми способами.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.
Легальное определение понятия «информация» дано в ст. 2 указанного закона, которая определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Кроме того, информацию следует определить как совокупность сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, воспринимаемых человеком непосредственно или посредством специальных устройств. В настоящее время происходит бурный рост российского сегмента глобальной информационной сети Интернет как в количественном (число операторов и пользователей), так и качественном (расширение круга оказываемых услуг) отношении.
Информация является объектом гражданских прав и может свободно использоваться и передаваться одним лицом другому, если федеральным законом не установлены ограничения на доступ к информации или требования к порядку ее распространения либо предоставления. В соответствии со ст. 128 ГК РФ информация является самостоятельным объектом правоотношений. Так как информация относится к нематериальным благам, то в качестве объекта гражданских прав она может выступать лишь в том случае, если имеет внешнюю, объективированную форму выражения, т.е. закреплена (зафиксирована) на каком-либо материальном носителе (бумаге, жестком диске, CD-диске и т.п.).
Выделяются следующие юридические свойства информации.
1) Целостность (существование в неискаженном виде, неизменяемость по отношению к некоторому ее исходному состоянию.
2) Доступность – способность обеспечивать своевременный и беспрепятственный доступ пользователей к интересующим их данным.
3) Конфиденциальность – свойство, указывающее на необходимость введения ограничений на доступ к ней определенных пользователей.
Свойства информации:
— актуальность (способность информации соответствовать запросам, нуждам, требованиям потребителя).
— ценность, т.е. потребительская значимость, которая выражается, как правило, в соответствии информации своему целевому назначению.
— полнота, которую обычно определяют как оптимальное соотношение между необходимой и полученной информацией.
— достоверность информации. Она отражает степень объективности в процессе фиксации и передачи информации. Поскольку документ создаётся человеком, постольку содержащаяся в нём информация всегда субъективна.
— доступность, т.е. возможность получения потребителем.
— эргономичность, т.е. оптимальность формы или объёма информации для конкретного потребителя.
— адекватность (определённость), т.е. соответствие отражённых в документе фактов, событий, показателей самому объекту или явлению, а также задаче конкретного документа.
— наличие материального носителя информации.
— идентифицируемость зафиксированных на носителе сведений.
— возможность изменения форм закрепления информации (способность представления на различных носителях без угрозы утраты своего содержания и реквизитов, т.е. возможность копирования информации).

Задание 2. Определение персональных данных. характеристика состав сведений относящихся к ним.
В соответствии со ст. 2 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (принята в Страсбурге, 28 января 1981 г.) «персональные данные» означает любую информацию об определенном или поддающемся определению физическом лице («субъект данных»).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Закон о персональных данных выделяет три вида персональных данных: общедоступные персональные данные; специальные категории персональных данных; биометрические персональные данные.
В этой классификации персональные данные объединены в группы в зависимости от правового режима их оборота, определяемого различными методами правового регулирования.
Общедоступные персональные данные — это персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяются требования соблюдения конфиденциальности (п. 12 ст. 3 Закона о персональных данных).
Статья 8 Закона о персональных данных закрепляет термин «общедоступные источники персональных данных». К ним относятся телефонные и адресные книги, энциклопедии известных личностей и т.п. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, ученых степенях и званиях и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных и отвечающие тематике общедоступного источника персональных данных. По требованию субъекта сведения о нем могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных. Законом не устанавливается форма отзыва персональных данных их обладателем, однако логично предположить, что он должен быть сделан в письменной форме, как и согласие.
Особую группу персональных данных представляют собой специальные категории персональных данных. Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных к специальным категориям персональных данных относятся сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни.
Гарантии защиты этой информации являются важнейшими гарантиями обеспечения неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны. Обработка специальных категорий персональных данных запрещена, кроме случаев, специально оговоренных в Законе.
Биометрические персональные данные представляют собой особую и весьма специфическую группу персональных данных, характеризующих физиологические особенности человека. К таким особенностям относятся особенности строения частей тела, отпечатки пальцев, ладони, сетчатка глаза, анализ ДНК и т.п. В настоящее время в связи с развитием банковско-кредитной сферы, актуальность обработки биометрических персональных данных, их физическая и правовая защита получают особое значение.

Задание 3. Характеристика недостоверной рекламы.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
11) о результатах исследований и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Задание 4. Определение терминов, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
1) доступ к информации — возможность получения информации и ее использования (п. 4 ст. 2);
2) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (п. 7 ст. 2);
3) электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети (п. 10 ст. 2);
4) документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (п. 11 ст. 2);
5) электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2);

Задача 1.
8 ноября 2016 года в эфире одного из общероссийских телеканалов состоялись дебаты между лидерами партий «С» и «Л». В ходе дебатов, лидер партии «Л» в числе прочего не раз упомянул об ужасном состоянии кинематографа в стране, об политизированных начальниках, которые стоят во главе данной отрасли, оценил ситуацию с выдвижением на премию «Оскар» как войну в помойной яме.
9 ноября 2016 на сайте F.ru один из журналистов, ведущих политический блок новостей, написал статью, посвященную дебатам, состоявшимся накануне. В конце статьи журналист также не упустил возможности написать собственное отрицательное мнение в отношении лидера партии «Л».
10 ноября 2016 Союз кинематографистов обратился в суд с иском о защите деловой репутации. В своем иске против лидера партии «Л» Союз требует от лидера партии опровергнуть сказанное им. Причем Союз требует сделать это в ходе будущих дебатов предвыборной компании 2017 года.
В этот же день региональное отделение партии «Л» по городу N обратилось в суд с иском о защите деловой репутации в отношении журналиста F.ru. В своем иске отделение требует от журналиста написать опровержение. Также отделение партии требует возбудить в отношении журналиста уголовное дело по ст.128.1 УК РФ (Клевета).
1.Какие решения следует принять судебным органам?
2.Обоснуйте эти решения.
Полагаю, что по результатам рассмотрения дела суд должен отказать в удовлетворении всех заявленных требований сторон.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 23 основного закона каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В соответствии со ст. 152 ГК РФ установлено право гражданина в судебном порядке требовать опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» «обстоятельствами, имеющими значение для дела и подлежащими доказыванию, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
В силу ч. 1 ст. 152 ГК РФ иск об опровержении сведений, распространенных ответчиком, может быть удовлетворен судом на основании названной правовой нормы только при наличии совокупности указанных обстоятельств. При отсутствии совокупности — в таком иске должно быть отказано. Обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений возлагается на ответчика. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе, устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Следовательно, материально-правовую ответственность по спорам о защите чести и достоинства может нести перед истцом только лицо, совершившее действия, направленные на распространение оспариваемых сведений.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума ВС РФ порочащими сведениями, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства, совершении нечестного поступка, которые умаляют честь и достоинство гражданина.
Согласно п.9 Постановления Пленума ВС РФ, ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 29 Конституции РФ, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести и достоинстве и деловой репутации, судам следует различать имеющие место оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, поскольку являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
Исходя из условий задачи установлено, что поводом для обращения Союза кинематографистов в суд с иском о защите деловой репутации послужил тот факт, что они считают, что ответчиком — лидером партии «Л» умышленно распространены ложные сведения о них, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию последних.
Поводом для обращения в суд регионального отделения партии «Л» с иском о защите деловой репутации в отношении журналиста F.ru послужил тот факт, что они считают, что ответчиками в своей статье высказано отрицательное мнение в отношении лидера партии «Л».
Истцы, предъявив указанные иски фактически просят признать выше указанные сведения, распространенные ответчиками, не соответствующими действительности.
Однако с такими выводами нельзя согласиться, так как в соответствии со ст. 29 Конституции РФ, ст. 152 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», оспариваемые сведения являются оценочными суждениями, личным субъективным мнением авторов указанных высказываний и статьи. Содержание и общий контекст распространенной информации, свидетельствуют о субъективно-оценочном характере распространенных сведений, являющихся реализацией права на свободу слова, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации включает в себя свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей, гарантируемую государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждение по самым разным вопросам общественного, государственного и иного характера, что не противоречит содержанию Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Россией.
Кроме того, в силу п. 9 ч. 1 ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации», журналист имеет право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью.
В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» авторы статей, опираясь на определенные сведения вправе делать собственные выводы и давать собственные субъективные оценки этим сведениям, выбор же позиции при освещении той или иной темы – исключительное право журналиста, а определенная им трактовка исследуемых событий не может быть сама по себе являться основанием для возложения на журналиста гражданской ответственности. Речь идет об оценочных суждениях журналистов, ответственность за которые законом не предусмотрена.
Требования отделения партии о возбуждении в отношении журналиста уголовного дела по ст.128.1 УК РФ (Клевета) также является необоснованным, так как уголовные дела по ч. 2 ст. 128.1 УК РФ (клевета, содержащаяся в средствах массовой информации), при наличии в событии признаков состава преступления, возбуждаются в соответствии с п. 1 ч.3 ст. 151 УПК РФ не судебными органами, а дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации. Вместе с тем, в рассматриваемом событии отсутствуют признаки какого-либо преступления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы