Педагогическая психология Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Индивидуализация и дифференциация обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Понятие и значение индивидуализации и дифференциации обучения 4
2. Психологические основы индивидуализации и дифференциации
обучения 8
3. Формы индивидуализации и дифференциации обучения 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16

  

Введение:

 

Современный этап развития отечественной педагогики характеризуется построением системы образования на основании ряда принципов и с использованием таких подходов в обучении, которые направлены на максимальное самовыражение каждой личности, выявление и раскрытие ее задатков и способностей. Поэтому важно в ходе обучения ориентироваться на психологические особенности каждого воспитанника, ученика, студента и т.д.
Исходя из этого, одним из основных подходов к организации процесса обучения в современных условиях считается индивидуализация и дифференциация. История развития педагогической науки и практики, как в России, так и за рубежом, содержит немало примеров внедрения в учебный процесс использования принципов индивидуализации и дифференциации обучения. На современном этапе также активно разрабатываются и используются в обучении программы, основанные на указанных принципах.
Для определения их роли и особенностей внедрения в педагогическую практику важно понимать психологические предпосылки индивидуализации и дифференциации обучения, что актуализирует тему данного исследования.
Целью исследования в данной работе является изучение психолого-педагогической сущности индивидуализации и дифференциации обучения.
Для достижения указанной темы в работе поставлены следующие задачи исследования: определить понятие и значение индивидуализации и дифференциации обучения; описать психологические основы индивидуализации и дифференциации обучения; выделить формы индивидуализации и дифференциации обучения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование показало, что индивидуализация обучения являет собой такой подход в организации педагогической деятельности, который учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и помогает максимально способствовать его развитию с учетом этих особенностей.
В рамках современной системы образования индивидуализации обучения способствует система дифференциации, в основе которой лежит создание определенных педагогических условий для отдельных групп обучающихся.
Для эффективной индивидуализации и дифференциации обучения особенно важно учитывать индивидуальные психологические особенности учеников. В педагогической психологии такие особенности принято называть когнитивными стилями. Индивидуальные психологические особенности связаны с возрастом, половой принадлежностью, уровнем подготовки, особенностями темперамента, самооценки обучающихся и т.д.
Индивидуализация и дифференциация – важные подходы в организации процесса обучения, которые связаны с разработкой и реализацией индивидуальных программ и планов развития, а также с созданием отличающихся по разным критериям программ обучения. Так, дифференциация зачастую проявляется в организации самостоятельной работы учащихся, в создании элективных курсов и программ, а также во внеурочной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие и значение индивидуализации и дифференциации обучения

Термины «индивидуализация» и «дифференциация» по отношению к процессу обучения обычно используются в единстве. При этом зачастую их содержание не разграничивается, а отражает синонимические связи. Зачастую под дифференциацией обучения понимают такую организации учебной деятельности, в ходе которой учитываются индивидуальные наклонности, интересы и способности обучающихся. Такой подход практически не отличает дифференциацию от индивидуализации обучения.
Вместе с тем, ряд исследователей различают термины «индивидуализация» и «дифференциация» обучения, исходя из объектов обучения. Так, при индивидуализации таким объектом выступает отдельный ученик, а при дифференциации – группа учеников. Соответственно, дифференциация предполагает создание определенных условий обучения для целых групп обучающихся, тогда как индивидуализация обучения учитывает особенности определенной личности.
Примером такого подхода трактовки исследуемых терминов может быть позиция Л.А. Регуш и А.В. Орловой. Исследователи считают, что дифференциация обучения предусматривает создание для обучающегося возможности выбирать собственный образовательный маршрут в пределах существующей системы образования. Отдельными аспектами индивидуализации выступают возможности выбора школы (например, частной или же государственной, российской или же зарубежной и т.д.), возможности выбора профиля обучения (создание специализированных классов и целых школ – например, гуманитарные, математические, англоязычные и т.д.), возможности сдавать экзамены экстерном, выбирать факультативные курсы и предметы и т.д.[7, с. 289].
Н.А. Филиппова также трактует индивидуализацию обучения как организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а под дифференциацией обучения понимает «учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения обучения в выделенных группах». При этом автор подчеркивает, что «дифференциация рассматривается как средство индивидуализации обучения», тогда как «индивидуализация обучения определяет сущность, целевую направленность дифференциации» [10].
А.Ж. Овчинникова и С. Б. Барашкина отмечают, что индивидуализация (от англ. individualization – обособление, выделение) обучения определяется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, позволяющая создать оптимальные условия для развития личности. Она реализуется на основе положений личностно ориентированного подхода, основывающегося на знании и учете личностного потенциала обучающихся.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы