Контрольная работа на тему Игровые методы в социально-психологической практике. Сензитивный тренинг
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1
Психологические игровые методы.. 5
1.1 Понятие
игры как психологический метод развития личности. 5
1.2 Виды
психологических игр. 8
1.3
Подготовка и проведение игры.. 11
2 Сензитивный
тренинг. 12
2.1 Понятие и
виды тренинга. 12
2.2 Задачи,
цели и упражнения тренинга. 15
Заключение. 21
Список
использованных источников. 22
Введение:
Игровая терапия — метод
психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В
основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что
игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции
взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом
тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации,
разыгрывании различных ситуаций и др.
Игра способствует
созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность,
тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя
в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Характерная особенность
игры — ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы
которого сохраняются в любой коллективной игре:
1. Играющий выполняет
реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с
решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,
2. Ряд моментов этой
деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной
ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
Двуплановость игры
обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий
у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального
контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные
эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению,
увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
Игровая терапия
представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях
последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с
одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера
применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения
краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в
малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений.
Общие показания к
проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность,
фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и
вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.
Игровая терапия оказалась
эффективной при работе с детьми разной диагностической категории.
Цель работы — изучить теоретические основы игровых
методов в социально-психологической
практике, а также разобрать более подробно сензитивный тренинг.
Задачи работы:
— рассмотреть понятие игры,
их виды, а также подготовку и проведение;
— проанализировать
понятие, виды, задачи и цели сензитивного тренинга, также привести в пример ряд
упражнений;
— заключить общие выводы.
Заключение:
Игровые методы в
психокоррекции детей занимают очень важную роль, так как, игра это основной вид
деятельности ребенка начиная с первого года жизни. Через игру ребенок исследует
и осваивает мир, познает себя и учится общаться.
Отсутствие у детей
вербальных или понятийных навыков в необходимой мере не позволяет эффективно
использовать по отношению к ним психокоррекционные методы, почти полностью
основанные на проговаривании, как это имеет место в психокоррекции взрослых.
Дети не могут свободно описывать свои чувства, они способны иначе выражать свои
переживания, трудности, потребности и мечты.
Игра является той
универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д. Б.
Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности
ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми,
готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
Подведем некоторые итоги.
Игра – это метод обучения, вовлекающий обучаемых в непосредственное
взаимодействие друг с другом и с учебным материалом. Как правило, игре
предшествует теоретическая подготовка слушателей и практические занятия по
решению задач. В игре задается сложная модельная реальность и тем самым
создаются условия для:
а) проверки качества
«внеаудиторного» усвоения учебного материала;
б) погружения слушателей в
нормы деятельности и общения.
Игра особенно эффективна
в тех случаях, когда, во-первых, участники впоследствии будут иметь дело с процессами,
которые необходимо заранее «проиграть», во-вторых, у участников имеются
необходимые знания для индивидуального решения проблем, в-третьих, необходимо
соединить индивидуальные (фрагментарные) решения задач в комплексное и совместное
решение проблемы.
Фрагмент текста работы:
1 Психологические
игровые методы
1.1 Понятие
игры как психологический метод развития личности
Игра — одно из
замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с
тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра
оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Различные исследователи и
мыслители нагромождают одну теорию игры на другую — К. Гросс, Ф. Шиллер, Г.
Спенсер, К. Бюлер, Фрейд и другие. Каждая из них как будто отражает одно из
проявлений многогранного, переливчатого явления игры, и ни одна, по-видимому,
не охватывает подлинной ее сущности.
Прежде всего, игра — это
осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных
единством мотива. Игра — это деятельность; это значит, что игра является
выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. [1]
Сущность игры, состоит в
том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте, который обычно дает
данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности
безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для
играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая
деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Мотивы
игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к
окружающему.
С этой исходной
особенностью игры в отношении ее мотивации связана основная ее особенность в
способах игрового действования, или оперирования. [2]
Игра — способ реализации
потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.