Контрольная работа Педагогика/Психология Библиотековедение

Контрольная работа на тему Игра как форма работы библиотеки с детьми

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание 2
Введение 3
1. Теоретические основы игры 4
1.1. Игра: понятие, функции, классификации 4
1.2. Соотнесённость возрастной категории читателей и игровой деятельности 9
2. Использование игр в библиотеке 14
2.1. Типология игр, проводимых в библиотеке, особенности использования игровых форм в библиотеке 14
2.2. Описание опыта использования игры в детской библиотеке 18
Заключение 22
Литература 24
Приложение 26

  

Введение:

 

Тема данной работы «Игра как форма работы библиотеки с детьми». Ее актуальность обусловлена тем, что в работе с детьми игровые элементы всегда вызывают интерес и душевный отклик у юных читатель, что соответствует ведущей деятельности данной возрастной группы – игровой. Но традиционные игры в «дочки-матери» или «классики» не интересны современным детям, они хотят иного. Сегодня активно в работе с читателями используются разного рода квесты, деловые игры, такие игровые формы как викторины, КВНы и пр. Но, безусловно, адресация в использовании игровых технологий ориентирована на детей и подростков.
Современные методические издания по библиотечному делу изобилуют разного рода сценариями, но часто в них недостает материала по использованию действительно интересного для детей игрового материала, сопряженного именно с задачами библиотеки и привязанных к книге и чтению. В этой связи актуальность темы «Игра как форма работы библиотеки с детьми» на настоящий момент чрезвычайна.
Цель данной работы – изучить особенности игры как формы активизации интереса детей и подростков к книге и чтению.
Задачи работы:
1) раскрыть сущность понятия «игра»,
2) рассмотреть классификации игр,
3) проанализировать соотнесённость возрастной категории читателей и игровой деятельности,
4) изучить типологию игр, проводимых в библиотеке, особенности использования игровых форм в библиотеке,
5) описать современный опыт библиотек по использованию в работе с детьми и подростками игр.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в ходе работы были изучены особенности игры как формы активизации интереса детей и подростков к книге и чтению. Следовательно, цель работы достигнута. В ходе достижения цели раскрыта сущность понятия «игра», рассмотрена классификации игр, проанализирована соотнесённость возрастной категории читателей и игровой деятельности, изучена типологию игр, проводимых в библиотеке, особенности использования игровых форм в библиотеке, описан современный опыт библиотек по использованию в работе с детьми и подростками игр. Таким образом, все намеченные задачи решены.
В числе основных выводов следующие заключения.
В современной науке нет единого определения игры, каждый из исследователей исходит в понимании игры с позиции какой-либо научной дисциплины или же какого-то конкретного научного или прикладного подхода. В итоге сегодня существует несколько определений игры. Рассмотрим некоторые из них.
С классификацией игры так же в научном знании нет единого мнения. В современной литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Чаще всего выделяют игры с правилами и игры без правил.
Игра — вид непродуктивной деятельности, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности.
В каждой возрастной группе игра осуществляется по-разному. При организации разнообразных игр с детьми младшего школьного возраста следует учитывать ряд возрастных особенностей учащихся по годам обучения. К сожалению, возрастные особенности при организации игры особенно важно учитывать в работе библиотеки с детьми и подростками.
Игровые технологии наиболее активно применяются в би¬блиотечном обслуживании детей и подростков. Сегодня почти повсеместно для активного отдыха внедряются игровые принци¬пы (кроссворды, головоломки), заимствуются готовые сценарии телевизионных игр типа «Угадай мелодию», «О, счастливчик!», «Умники и умницы», «Золотая лихорадка» («Книжная лихо¬радка»). Эти и подобные им игры предполагают проверку зна¬ний фактического материала, но не предусматривают активного воздействия на процесс самостоятельного изучения, получения новой информации.
Существуют и обучающие игры, которые основаны на реализации личностно-деятельностного подхода в обучении при активном воздействии на интеллектуальный труд учащихся, включении их в ситуацию самостоятельного добыва¬ния знаний. В процессе работы используются методы развиваю¬щего обучения: алгоритмический, эвристический, программиро¬ванного обучения и игрового имитационного моделирования.
Особое внимание обращено на проведение библиотечных уроков для детей и юношества. Практика показала, что такие мероприятия лучше готовить, используя игровые и занимательные формы. В последние годы эти формы обогатились за счет введения элементов занимательности: проводят библиографические КВН, викторины и конкурсы среди различных групп читателей.

   

Фрагмент текста работы:

 

В современной науке нет единого определения игры, каждый из исследователей исходит в понимании игры с позиции какой-либо научной дисциплины или же какого-то конкретного научного или прикладного подхода. В итоге сегодня существует несколько определений игры. Рассмотрим некоторые из них.
Г.П. Щедровицкий полагал, что «игра — это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей: в этом плане она есть особое педагогическое творение»[2].
В. А. Сухомлинский предлагал считать игру «огромным светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3,c.28]
К.Д. Ушинский считал, что игра- это свободная деятельность дитяти, в которой формируются все стороны человеческой души, его ум, сердце и его воля [4,с.157].
С.Т. Шацкий полагал, что «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни» [5,с.93].
С классификацией игры так же в научном знании нет единого мнения. В современной литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Чаще всего выделяют игры с правилами и игры без правил. Нас в большей степени интересуют именно игры с правилами, так как именно они в большей степени и превалируют в различных рабо¬тах, а так же в нашей классификации.
Интересный подход к классификации игр найден Пидкасистым П.И. и Хайдаровым Ж.С. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры. Естественные игры они делят на три рода: игры теплокровных животных и детенышей; игры первобытных людей и их детей; игры современных детей на разных стадиях развития. Искусственные игры в свою очередь подразделяются на два больших рода: детских игр и результативных (класс энергетических и интел-лектуальных игр).
Известный западный игролог Кайюа Р. предложил классифицировать игры по стратегическому принципу. Он выделяет:
— игры, основанные на состязательности (стратегия соревно-вательности);
— игры, имеющие в своей основе исполнение роли, подражание (стратегия театрализации или драматизации);
— игры шанса, случая (стратегия шанса).
Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А. игры с правилами делят на три подгруппы: подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.); сюжетные игры, которые в свою очередь делятся на ролевые, режиссерские и игры-драматизации.
Добринской Е.И. и Соколовым Э.В. предложено различать игры по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют у человека:
— физические,
— интеллектуальные,
— состязательные,
— творческие [14].
При реализации аналитико-диагностической функции вполне вероятно применение любого ком¬плекса игр: процессуальных, подражательных, подвижных, дидактических. Каждый из этих видов игр в естественной ситуации может много рассказать об играющем. Наблюдение и беседа после или в процессе игры могут использоваться как средства диагностики отношения человека с его социальным окружением (родители, сверстники, учителя) и т.д. Но конкретный диагноз в этом случае специалист ставить не должен, так как игра в этом случае будет вспомогательной техникой, но не менее необхо¬димой.
При реализации организационно-коммуникативной функции хорошо применять ролевые, ком¬муникативные и дискуссионные игры. Налаживая межличностные контакты через совместный труд и отдых, использование данного вида игр подойдет как нельзя лучше.
Ролевые игры служат для: предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе; преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденно¬сти; формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного общения; реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельности: более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер; развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях.
Открытие в ролевой игре механизмов моделирования социальных и личностных отношений по¬зволяет открывать новое и подвергать переосмыслению некоторые принципиальные закономерности взаимодействий, с которыми, быть может, мало знакомы молодые люди из более интеллектуальной, благополучной прослойки населения крупных городов, не знающие и не имеющие опыта тех про¬блем, с которыми им, быть может, придется столкнуться в дальнейшей жизни.
Одним из самых важных и эффективных моментов ролевой игры является постановка играю¬щего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят дальнейшие события и действия как его самого, так и, возможно, развитие всего дальнейшего сюжета игры, движения всего игрового миропорядка. Насыщенность же игровой реальности, задающая более интенсивный поток времени, ставит перед участниками ролевой игры все более сложные по мере развития самих игр за¬дачи этического и морального плана, от решения которых в целом все мироздание конкретной игры зависит не менее, чем от воли и действий ее организаторов — мастеров.
Коммуникативные игры делятся на три группы: направленные на формирование у клиента уме¬ния увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечить другого вербальными или невербаль¬ными поглаживаниями; игры и задания, способствующие углублению сознания сферы общения; иг¬ры, обучающие умению сотрудничать.
Дискуссионные игры позволяют реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
В реализации коррекционной функции на практике, социальному педагогу может помочь ком¬плекс коррекционно-развивающих игр. Среди этих игр выделяют игры на развитие внимания, при¬учающие ценить время, помогающие познать свои способности, развивающие глазомер, быстроту реакции, игры с творческим ролевым сюжетом и игры-шутки, игры, вырабатывающие умение дейст¬вовать по правилам, помогающие овладеть речью, приобретать и развивать познавательные способ¬ности.
Использование любого рода активных игр — двигательных (спортивные, подвижные, моторные); экспромтных игр и развлечений; освобождающих игр и забав, сюжетных игр — с непосредственным участием педагога является самым эффективным способом реализации координационно¬организационной функции.
Через комплекс различных психологических (коррекционные, тренинговые), интеллектуальных (дидактические) и социальных игр (деловые, творческие) субъект социально-педагогической дея¬тельности сможет свободно реализовать функцию социально-педагогической поддержки и помощи объектам.
Данная классификация отражает различные виды игр и акцентирует внимание на проблему недостаточного количества игровых техник, что ука¬зывает на необходимость дополнительного анализа игрового практикума по выявлению иных игро¬вых методик и техник.
Итак, игра — вид непродуктивной деятельности, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности [10].
К основным функциям игры относятся:
— коммуникативная — обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты;
— деятельностная — выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром;
— компенсаторная — восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
— воспитательная — организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
— педагогическая, дидактическая — развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
— прогнозирующая — предсказывающая, экспериментирующая;
— моделирующая — связывающая действительность с нереальным;
— развлекательная — создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;
— релаксационная — снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
— психотехническая — перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации;
— развивающая — корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций [11].
Классификация игр по отдельным направлениям развития достаточно условна, поскольку каждая игра активизирует разные виды игровой деятельности, а также психические процессы и способности ребенка. Однако возможно выделить преобладающее направление развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы