Контрольная работа на тему Характеристика социальной или личностной готовности к обучению в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Введение:
Актуальность вопросов готовности ребенка к школьному обучению определяется тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Поступление в школу — это переломный момент в жизни каждого ребенка и данному аспекту должно уделяться особое внимание.
В итоге многочисленных исследований специалистов установлены закономерности развития различных психологических процессов, особенности формирования эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка дошкольного возраста. Готовность ребенка к обучению в школе в равной мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. При этом необходимо понимать, что это не разные виды готовности к школе, а это целостное образование, которое отражает индивидуальный уровень развития ребенка к началу обучения в школе.
Указанными выше положениями определяется актуальность и практическая направленность данной работы.
Цель работы – анализ социальной или личностной готовности детей к обучению в школе.
Несмотря на довольно большое количество работ, которые посвящены изучению психического и социального развития ребенка в дошкольном возрасте и его готовности к обучению в школе, остаются не до конца решенными еще некоторые практические проблемы.
Значимость темы данной работы состоит в конкретизации основных компонентов готовности ребенка к школьному обучению, а также раскрывается необходимость комплексного подхода к развитию готовности как важной составляющей начала обучения ребенка в школе.
Текст работы:
В последние годы проблематика готовности старших дошкольников к обучению в школе представляется одной из важнейших в психолого-педагогических исследованиях. В условиях современной реальности и само школьное образование переживает радикальные изменения. При этом одним из важнейших составляющих педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход. А поэтому эффективность и результативность образовательного процесса в значительной степени детерминируется тем, на сколько готов ребенок к обучению в школе.
Социально-личностная готовность к обучению в школе старшего дошкольника предполагает, что у ребенка должен быть сформирован определенный уровень самосознания и самооценки, сформирована внутренняя позиция школьника как база для дальнейшего эффективного обучения. Будущий первоклассник должен знать необходимые правила и нормы поведения в школе, уметь адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности.
В последнее время увеличивается количество неподготовленных к школе детей, которые не способны справиться со школьной нагрузкой, все это может привести к школьной дезадаптации в дальнейшем.
В диагностике школьной готовности необходимо использовать методику, позволяющую оценить устойчивость школьной готовности детей. Другой важный практический вывод касается развивающей работы, направленной на формирование школьной готовности. Эта работа должна содействовать развитию готовности к школе.
Заключение:
Актуальность вопросов готовности ребенка к школьному обучению определяется тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Поступление в школу — это переломный момент в жизни каждого ребенка и данному аспекту должно уделяться особое внимание.
В итоге многочисленных исследований специалистов установлены закономерности развития различных психологических процессов, особенности формирования эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка дошкольного возраста. Готовность ребенка к обучению в школе в равной мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. При этом необходимо понимать, что это не разные виды готовности к школе, а это целостное образование, которое отражает индивидуальный уровень развития ребенка к началу обучения в школе.
Указанными выше положениями определяется актуальность и практическая направленность данной работы.
Цель работы – анализ социальной или личностной готовности детей к обучению в школе.
Несмотря на довольно большое количество работ, которые посвящены изучению психического и социального развития ребенка в дошкольном возрасте и его готовности к обучению в школе, остаются не до конца решенными еще некоторые практические проблемы.
Значимость темы данной работы состоит в конкретизации основных компонентов готовности ребенка к школьному обучению, а также раскрывается необходимость комплексного подхода к развитию готовности как важной составляющей начала обучения ребенка в школе.
Список литературы:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В современной науке серьезная проработка проблематики готовности к школьному обучению, своими истоками идущей из работ Л.С. Выготского, содержится в исследованиях Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой, Н.В. Нижегородцевой [10, 21]. Данные исследователи вслед за Л.С. Выготским полагают, что процесс обучения ведет за собой развитие, и поэтому процесс обучения можно начинать тогда, когда задействованные в нем психологические функции еще не начали созревать. По этой причине функциональная зрелость психики ребенка не трактуется как предпосылка к обучению.
Кроме того, авторы данных исследований считают, что для успешного обучения в школе имеет существенное значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а некоторый уровень его личностного и интеллектуального развития, который и определяется как психологические предпосылки к школьному обучению.
Обсуждая вопросы готовности к школе, Л. И. Божович определяет два ее основных аспекта – личностную и интеллектуальную готовность. При этом вычленяется следующие несколько параметров психического развития ребенка, которые наиболее существенно влияют на успешность обучения в школе [8, 115]:
1) уровень развития мотивации ребенка, который включает в себя познавательные и социальные мотивы учения;
2) развитие произвольного поведения;
3) уровень развития интеллектуальной сферы.
Ведущим критерием личностной готовности ребенка к школе в работах Л.И. Божович является новообразование под названием «внутренняя позиция школьника», которая в общем плане представляет собой качественно новое отношение ребенка к внешней среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в коммуникациях со взрослым на новом уровне.
Отечественный исследователь Д.Б. Эльконин, говоря о проблематике готовности ребенка к школе, на первое место выдвигает уровень сформированности социально-психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Таким образом, к подобным важным предпосылкам он относит [12, 38]:
1) умение ребенка сознательно подчинять собственные действия правилу, которое обобщенно определяет некоторый способ действия;
2) умение ребенка опираться на общую систему правил в работе;
3) умение слушать и выполнять основные инструкции от взрослого;
4) умение работать по подобию или образцу.
Стоит отметить, что все данные предпосылки вытекают из характерных особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно – утрата непосредственности в общественных взаимодействиях; обобщение психоэмоциональных переживаний, которые напрямую связаны с оценкой; некоторые особенности самоконтроля.
Д.Б. Эльконин обращает внимание также на тот факт, что при переходе от дошкольного возраста к школьному диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода [11, 73].
В работах другого исследователя школьной готовности – Е.Е. Кравцовой –при анализе готовности детей к школе значительный акцент уделяется роли коммуникаций в социально-психологическом развитии ребенка. При этом ею определяются следующие три сферы [2, 18]:
1) отношение к взрослому;
2) отношение к своему ровеснику;
3) отношение к себе самому.
Уровень развития данных сфер у ребенка старшего дошкольного возраста детерминирует степень его готовности к школе и некоторым образом соотносится с главными структурными компонентами учебной деятельности. Ведущим компонентом в данной концепции представляется уровень развития коммуникаций ребенка со взрослым и своими ровесниками с позиций сотрудничества и кооперации. Было выявлено, что дети с высокими критериями по шкале сотрудничества и кооперации одновременно при этом имеют высокие показатели интеллектуального развития.
Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков трактуют социально-личностную готовность к обучению в школе как многоаспектную систему или структуру, которая состоит из так называемых учебно-важных качеств (УВК). Исследователи в этой связи отмечают, что различные учебно-важные качества имеют неодинаковое влияние на степень или выраженность успешности обучения ребенка в школе. По этой причине они определяют базовые УВК и ведущие УВК, которые значительно влияют на степень успешность усвоения ребенком программного материала. При этом базовые и ведущие учебно-важные качества в самом начале обучения в первом классе фактически совпадают; к ним относятся [6, 38]:
1) мотивы учения;
2) зрительный анализ (т.е. образное мышление);
3) способность понимать учебную задачу;
4) вводные навыки;
5) графический навык;
6) произвольность регуляции собственной деятельности;
7) обучаемость.
Различаются эти компоненты по двум параметрам. К базовым учебно-важным качествам относится также уровень обобщений как определенная предпосылка формирования и развития логического мышления, а к ведущим учебно-важным качествам добавляется также и вербальная механическая память. Подобная структура учебно-важных качеств, которая имеется у ребенка к началу школьного обучения, определяется исследователями как так называемая «стартовая готовность».