Контрольная работа на тему Характеристика диагностики развития изобразительных навыков дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1.Особенности развития изобразительного творчества ребенка – дошкольника 3
2. Диагностика развития изобразительных навыков дошкольников 9
Заключение 17
Список литературы 18
Введение:
Актуальность темы. Современное дошкольное образование в свете изменения федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В связи с этим особое внимание попечителя уделяется выбору такого контента, методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста, который бы обеспечил сохранение внутренней ценности этого периода развития и отказ от дублирования содержания обучения в первый класс. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей, предпосылок, учебной деятельности и, как следствие, формированию полностью развитой личности [4].
В личностном развитии ребенка значительную роль играет искусство, которое организует духовный мир, определяет систему нравственно-эстетических ценностей. Характерной чертой искусства является отражение действительности в художественных образах, которые воздействуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают у него определенное отношение к событиям и явлениям жизни, обеспечивают более глубокое и лучшее познание реальности [3]. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) наряду с игровой деятельностью одним из важнейших факторов интеграции в реалии мира становится изобразительная деятельность. По результатам исследований Т. С. Комаровой, в этом возрасте дети способны создавать до двух тысяч рисунков в год [5].
Благодаря изобразительной деятельности происходит консолидация и утончение идей и знаний об окружающем мире, отражение впечатлений от опыта, выражение эмоций. Прекрасная работа оказала положительное влияние на различные области развития ребенка, такие как эстетическое, нравственное, патриотическое, сенсорное, интеллектуальное, творческое, является критическим фактором при подготовке ребенка к школе [9].
Заключение:
Итак, изобразительная деятельность — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для творческой активности. Дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т.д. Им доступно использование различных выразительных средств (цвет, форма, размер и т.д.). Дети дошкольного возраста в состоянии выражать с помощью цвета своё отношение к предметам. Занятия рисованием способствуют эмоциональному развитию. Дети осваивают способы смешения красок, приёмы осветления и затемнения цвета; знакомятся с различными нетрадиционными техниками рисования, способствующими развитию воображения, фантазии. Использование творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста в отечественной педагогике ещё не достаточно разработано. На основе исследований ученых и методистов, разработавших методику обучения младших школьников выполнению коллективных и индивидуальных творческих проектов, делаются попытки разработать и апробировать творческие проекты для детей старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность старших дошкольников осуществляется на базе изобразительной деятельности и ручного труда. Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи: формирование у детей алгоритма деятельности (на примере ручного труда и изобразительной деятельности); развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности; формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта; развитие эмоциональной сферы.
Фрагмент текста работы:
1.Особенности развития изобразительного творчества ребенка – дошкольника
С уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Многое зависит от того, кто окажется рядом с детьми, когда они будут делать первые шаги в сложный и многогранный мир искусства.
Мир искусства безграничен. Познавать его мы будем не день, не год, а всю жизнь. Поэтому, начиная с дошкольного учебного заведения, педагог призван развивать у детей художественный вкус, воспитывать важное для человека качество – любовь к искусству, к прекрасному. Зрительные образы, созданные искусством, легко запоминаются и остаются в памяти надолго. Они обогащают эмоциональный мир, учат ярче воспринимать окружающую жизнь.
Истоки творческих сил человека идут из детства, из того времени, когда творческие проявления часто непроизвольны и жизненно необходимы. Детское художественное творчество имеет свои особенности, поэтому необходимо научиться управлять особенностями ее проявления, разрабатывать методы, которые пробуждают и развивают детское творчество [1,c.90]. Под понятием развития творческой активности ребенка мы понимаем качественные изменения в познавательной деятельности детей, происходящих вследствие развития умений и навыков художественной деятельности. Ученые отводят значительную роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них умения воспринимать красоту в окружающем мире и в произведениях искусства, которые играют большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а возрастает еще больше.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности. В процессе изображения у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная деятельность предоставляет возможность доступными средствами выразить эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, умение самостоятельно создавать прекрасное, а также видеть его в произведениях искусства [5,c.122].
Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых. Большое значение в организации изобразительной деятельности детей приобретает умение воспитателя связать особенности создания художественного образа в искусстве с собственно художественной деятельностью детей; адаптировать выразительные средства искусства живописи, графики в такой вид изобразительной деятельности, как рисование; выразительные средства скульптуры – в лепке; учить детей создавать декоративные работы по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, использовать элементы конструкторских решений архитектуры в конструктивной творчества детей.
Важнейшим условием раскрытия творческой активности детей является создание общей атмосферы доброжелательности, свободы, возможности достичь успеха для каждого ребенка. Такая задача требует особого внимания. Во время выполнения детьми заданий им необходимо оказывать помощь. Следует стараться организовать общение таким образом, чтобы каждый ребенок мог открыто радоваться результатам как собственного, так и совместного творчества.
В процессе изобразительной деятельности обеспечивается всестороннее воспитание дошкольников: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляют линию сенсорного воспитания.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним ознакомиться. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качестве, форму, цвет, величину, положение в пространстве. Дети находят эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть выполняют умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления [7].
Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходным признакам [3,c.90].
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.
При проведении занятий возникают благоприятные условия для формирования таких качеств, как инициативность, любознательность, умственная активность и самостоятельность, интерес.
Большое значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус [8,c.211].
Детское изобразительное искусство имеет общественное направление. Значение занятий изобразительный деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. Изобразительная деятельность должна использоваться для воспитания доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые у них возникают.
Формирование трудолюбия связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, настойчивость, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или иные действия, овладеть определенными умениями.
Итак, произведения изобразительного искусства формируют интеллектуальную, эмоционально-чувственную и волевую сферы, нравственное здоровье.
Основным средством выражения себя уже на ранних стадиях жизни является рисование. Занятия рисованием развивают ребенка в целом, приобщают ее к самому главному – процессу творчества. Только в рисовании дети с самого начала свободны от ограничений (знание нотной грамоты в музыке, умение выразить свою мысль в литературе), и поэтому рисование из всех видов художественного творчества им ближе. Предельно ограничены в художественных средствах, чтобы развить свою мысль, дети, опираясь на свой творческий инстинкт, находят удивительные решения, самостоятельно открывают изобразительные законы. Активизируя умственную деятельность, рисование ускоряет процессы развития пространственного мышления, образного видения, развивает умственные способности, наблюдательность детей, чувство гармонии [4].
Овладение техниками рисования, сам процесс художественного изображения является школой подготовки руки ребенка к письму, познание окружающей среды, формирование основ математики, развития психических процессов, является лечебной терапией психики ребенка, основой для диагностирования интеллекта и психического здоровья ребенка, развития речи. Поэтому рисования для ребенка дошкольного возраста — школа интеллектуального развития. Рисование — естественная и приятная деятельность для ребенка.
На занятиях по лепке эмоциональные переживания вызывает скульптура, хотя она в основном лишена красочности, зато больше действует формой, линией, фактурой. Скульптура имеет большое значение для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Скульптура, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного.
В семье изобразительных искусств лепка играет такую же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. В рисовании предмет изображается относительно. Через перспективу часто уменьшается, а иногда и вовсе теряется подлинность свойств предмета, главный его смысл. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно передается при изображении предмета посредством лепки. Скульптура дает трехмерное изображение предмета. Чаще всего предметом скульптурного изображения оказывается человек, реже – животные, неодушевленные предметы. Скульптуру можно наблюдать с разных сторон, поэтому очень важно поставить ее так, чтобы хорошо воспринимался силуэт фигуры, ее жест, движение [8,c.319].
Большое эстетическое воздействие имеют произведения декоративного искусства. Красота вышитых узоров, узоры резьбы, красочность народной росписи, филигранная техника расписных орнаментов – неистощимые источники наслаждения.
Важное средство в формировании творческой активности детей – использование произведений изобразительного искусства в оформлении быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности. С этой целью подбираются произведения всех жанров бытового и сказочного живописи (портреты, натюрморты, пейзажи), графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации), малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева), произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные изделия и др.).
Относительно определения уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста мы исходили из того, что детям с высоким уровнем развития характерно – ребенок самостоятельно справляется с предложенными заданиями, выполняет их умеренно и умеет объяснить ход собственного мышления, работает с удовольствием; со средним – ребенок основную часть задания выполняет самостоятельно, но несколько неуверенно и постоянно нуждается в поддержке и советы взрослого, на задание реагирует по-разному: как с интересом, так и безразлично; с низким – у ребенка возникают трудности по выполнению задач, работает без заинтересованности.
Успешное протекание изобразительной деятельности и формирования интереса к ней предполагает создание материальных условий, а именно:
— обеспечить занятия разнообразными художественными материалами для изобразительной деятельности;
— подобрать наглядный материал (произведения изобразительного искусства, иллюстрации из книг и др.);
— оборудовать уголок (центр) для самостоятельной изобразительной деятельности.
Это подготовит почву для формирования интереса и будет способствовать созданию у детей положительного отношения к деятельности. В обучении следует выделить те стороны, которые бы смогли привлечь внимание детей, активизировать мышление. Важное значение имеет создание положительного эмоционального фона, связанного с деятельностью. В значительной степени этому способствует разнообразие форм предварительной работы [2]:
— наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей действительности;
— чтение художественной литературы;
— рассматривание произведений изобразительного искусства;
— целенаправленный просмотр кукольных спектаклей, прослушивание музыкальных произведений;
— проведение анализа детских работ, выполненных на предыдущих занятиях;
— создание перед занятием и на занятии проблемных ситуаций;
— подготовка материала к занятию, предварительное обсуждение темы, распределение обязанностей для выполнения коллективных работ на др.
Необходимым условием при этом является активность воспитателя как на занятии, так и во время подготовки к нему, а также активность самих детей. Воспитатель должен сам хорошо понимать «художественный язык» произведений искусства и доступно, с учетом возрастных и психологических особенностей, донести ее до детей. Взрослый подает пример использования выразительной, образной речи, сенсорно-эмоциональных, нравственных и художественно-эстетических оценок и суждений.
К эффективным педагогическим условиям развития творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности относятся:
— моделирование педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей малышей;
— интеграция различных видов деятельности детей;
— развитие у детей наблюдательности, обогащение словаря, обучение различных техник и способов изображения;
— ознакомление детей с этапами творческого поиска;
— обеспечение всеми необходимыми материалами для самостоятельной изобразительной деятельности детей;
— использование продуктов детской изобразительной деятельности для подарков малышам и родным, для украшения интерьера помещения ДОУ, для выставок, игр и тому подобное.