Экология для детей Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Характеристика (анализ) комплексных программ для детей дошкольного возраста экологического содержания.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Характеристика
(анализ) комплексных программ для детей дошкольного возраста экологического
содержания В нашей стране
сформировалась общая концепция непрерывного экологического образования,
исходным звеном которого (и это общепринято) является сфера дошкольного
образования. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления от природы, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у
него формируются фундаментальные принципы экологического мышления, сознания,
закладываются исходные элементы экологической культуры. Но это происходит
только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и переживают за
них, показывают маленькому человеку чудесный мир природы, помогают наладить с
ним отношения [2].

Основным свидетельством,
регулирующим содержание педагогического процесса в дошкольном образовательном
учреждении, является программа обучения и частичная, предусматривающая одно или
несколько направлений обучения и развития; среди последних много экологических.

Многие программы прошли
экспертизу Министерства образования и получили его одобрение. К таким
комплексным программам относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки»,
«Детский сад — дом радости», «Кроха».

Министерство также
утвердило ряд частичных экологических программ: «Семицветок», «Природа и
художник», «Наш дом — природа», «Окружающий мир», «Паутина», «Юный эколог».

Все программы
ориентированы на новую концепцию воспитания дошкольников, в основе которой
лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к
развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

 «Кроха» – это программа воспитания детей
раннего возраста в семье и детском саду. Программа предусматривает и их
экологическое воспитание. Е.Ф. Терентьева (автор раздела) выделяет ряд
обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобретения детей к
природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные,
взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них
эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир
открывается детям из окна помещения – взрослый многое может показать малышу.
Для экологического воспитания также можно наблюдать с детьми в разные сезоны,
как проводить с ними игры на природе и с природным материалом [3].

Подраздел «Мир природы»
программы «Радуга» является составляющей познавательного раздела детей, в
рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы,
формируют отношением к окружающему миру – все вместе, по замыслу Т.И. Гризик,
создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В
методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных
растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают
много географических занятий и экзотических сведений (природа Африки, динозавры
и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца,
детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают
много интересных знаний, но не достаточно – экологических. Они учатся созерцать
природу, эмоционально откликаться не ее состояние, но важно и осмыслить
увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении
факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям вырабатывать ценностное
отношение к ней. Не может способствовать этому и частное использование
словесного метода – рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В программе «Детство»,
созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета,
раздел, «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное
знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их
сообществ. Программа  включает четыре
содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как
представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных
функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы
приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания (свойства
различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной
среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и
животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности
процесса»; знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и
животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью) [1].

На основе данной
программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о
системе потребностей растений и животных, о типичных  системах, об основных фазах жизненного цикла
растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления.

Программа «Детство»
предлагает формирование не только экологических представлений, но и разных
личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки,
отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к
самостоятельности детей.

Можно утверждать:
«Детство» предлагает формирование не только экологических, но и разных
проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к
природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности
детей.

Можно утверждать: «Детство»
– программа не только многогранного развития личности дошкольника, это
комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку
одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии
экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем
(при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного
экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого
человека в быту, на отдыхе и на производстве.

Одним из авторов «Детства»
– Н.И. Кондратьева – вышла на разработку своей парциальной «Программы
экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». Принципиальная
экологическая позиция в программе – та самая: в 
основу содержания положено расширяющее представление о живом организме.
Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей
экологического сознания.

Программа «Мы»
предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдение,
моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. С ними
автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры.
Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может
осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года (внимательное
отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкорма
птиц зимой, но и бережное отношение к ним зимой, но и бережное отношение к ним
весной – в очень ответственное время, когда они выводят птенцов; экономия
ресурсов планеты – воды и электроэнергии; бережное отношение к своему здоровью
и забота о среде, в которой живут дети в детском саду) [4].

«Истоки» – это еще одна
комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом
исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Авторы рассматривают
ее как базисную нецелую на разностороннее, полноценное развитие ребенка,
формирование у него уникальных (в том числе творческих) способностей и развитие
их до уровня возрастных возможностей и требований современного общества. В
основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в
развитии человеческой личности характеризующегося особыми отношениями ребенка с
взрослым; определенной иерархией видов деятельности, среди которых имеются
ведущие; психологическими достижениями ребенка, свидетельствующими о развитии
его психики, состояния и личности. Авторы выделяют два психологических возраста
в дошкольном периоде: 3-5 лет – младший и 5-7 – старший. В каждом возрасте
имеется главная задача развития, которая предполагает тип ведущей деятельности.

Началом работы по
экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация
природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на
которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Таким образом, на
современном этапе существует большое разнообразие программ экологического
воспитания дошкольников. Каждая из них называет различные формы организации
экологического воспитания. Но общим является то, что ведущей формой организации
является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы