Контрольная работа на тему Характер авторского обобщения малого реального факта в рассказе Ив. Бунина «В августе»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4
а) Характер художественного обобщения в литературе. 4
б) Характер художественного обобщения
в рассказе «В августе». 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 14
Введение:
Иван Алексеевич Бунин – выдающийся писатель
русской литературы двадцатого века, первый русский Нобелевский лауреат… Его
произведения называли «матовым серебром», его язык – «парчовым», а
психологический анализ – «ледяной бритвой» [1]. Несмотря на то, что талант
нашего гениального писателя современники оценили не сразу, он тем не менее даже
современниками воспринимался как живой классик.
Творчество Бунина – это великое достояние
нашей национальной культуры. Удивительно точно и образно сказал об этом Максим Горький:
«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого
радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души» [2].
Бунин – один из самых «звездных» русских
поэтов, причем звезды в его лирике – это прежде всего таинственные небесные
письмена, предрешающие земные судьбы. У Бунина свой стиль среди других
классических традиций. Войдя в литературу как поэт, он достиг высочайшего
мастерства и в прозе, которая воспринимается нами как опоэтизированная, так же
лирично.
Всей душой и сердцем любя свою родной
Орловский край, Бунин, по словам А. Твардовского [3], буквально «впитал» в себя
на всю жизнь сам запах родной природы, «запах впечатлений детства и юности»,
запах «антоновских яблок», и этой любовью к родной земле, природе дышит каждое
его произведение. Именно поэтому с русской деревней, подчас с простым русским
мужиком ассоциируется у него родина, и именно эта тема становится одной из
центральных в его ранней прозе.
В прекрасных бунинских рассказах мы как будто
бы слышим голос самого писателя, вместе с ним ощущаем его боль, горечь и
грусть, видя угасание русского дворянства и разорение деревни и интуитивно
предчувствуя общественный кризис на рубеже веков.
Запах антоновских яблок в одноименном
рассказе писателя становится символическим образом родины, он, как и другие,
привычные признаки любимой Буниным деревни, означает торжество жизни, радость,
счастье.
Исчезновение этого запаха из дворянских
поместий, как и стук вырубающегося вишневого сада у другого классика нашей
литературы, А. П. Чехова, символизирует неизбежное их разорение, угасание. Так
проникновенно и лирично, с такой любовью к родине, всепоглощающим чувством
тревоги и ощущением безысходности на рубеже веков мог написать только Иван
Андреевич Бунин.
Основные темы, проблемы, мотивы, нашедшие отражение в его
творчестве, – вечные: Россия, ее природа, ее судьба, русский национальный
характер, загадка русской души, любовь, человек и мироздание, тайны бытия, жизни
и смерти, Бунин развивает в своих произведениях так, что, несмотря на реалистичность
образов, типов людей, его проза так же лирична, как и его поэзия, поэтому каждое
произведение Бунина можно назвать уникальным [4].
Одним из таких уникальных произведений, на наш
взгляд, является рассказ И. А. Бунина «В августе». В этом коротком рассказе,
практически не имеющем сюжета, писатель сумел придать малому реальному факту
характер широкого художественного обобщения, поэтому и цель нашей работы –
рассмотреть особенности такого изображения писателем.
Заключение:
Таким образом, мы можем сделать вывод, что весь рассказ И. А. Бунина наполнен тоской и грустью из-за
несостоявшейся любви. Написанный красивым художественным языком, восхищающий
нас описаниями природы и людей, чувств и эмоций, он больше походит на
эмоциональную зарисовку из жизни молодого человека. И в этой эмоциональной составляющей
уже и заключается характер обобщения как дух самой молодой жизни, ее радости
проживания каждого дня и явного преувеличения переживаний до вселенских
масштабов, свойственных восприятию этого юного возраста. Именно поэтому каждый
читатель понимает каждое слово, каждый троп, каждую деталь и штрих в его
произведении, потому что, скорее всего, проживал это сам в этой жизни. В этой
жизненности описания – глубина обобщения изображенного.
Важные темы в
произведениях Бунина, которые были и будут актуальны во все времена, в
частности тема любви, приобретают характер не единичного и исключительного, а
типического, обобщающего. И сама тема рассказа – горечь расставания с любимой
и, как следствие, одиночество – широко распространена как в жизни, так и в художественной
литературе, и принципы художественного описания, и художественные детали – все
невольно подчинено этой теме типизации, при которой исключительный, единичный
случай становится типичным и понимаемым каждым читателем.
Так, несмотря на
отсутствие явной сюжетной линии в рассказе, реальный малый факт в произведении
И. А. Бунина «В августе» становится обобщающим – содержательно значимым и ёмким.
Фрагмент текста работы:
а)
Характер художественного обобщения в литературе
Терминологический словарь-тезаурус по
литературоведению трактует художественное обобщение как способ отражения
действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные и характерные
стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной
форме [5].
В словаре по эстетике художественное обобщение
определяется, на наш взгляд, еще более точно и логично. Это основа мыслительной
деятельности в художественном творчестве, состоящая в отборе, выделении,
фиксации такого материала, который, по мнению художника, лучше всего выражает
его художественную идею [6]. Художественное обобщение подобно операции
абстрагирования в науке, но в искусстве оно осуществляется без потери
индивидуализации и чувственной конкретности. В одних случаях обобщение
происходит на основе тщательного отбора и изучения отдельных фактов. Образ
предстает здесь как суммарный, непосредственно выведенный из наблюдений,
зарисовок, эскизов и включающий их в себя. Такой путь обобщения принято
называть типизацией. Его достоинство в обеспечении наглядности, ясности,
конкретности.
Имеется и другой путь, когда художник начинает не с
осмысления фактов с целью их обобщения, а сразу дает обобщенный образ. Такие
произведения, построенные на основе идеализации или типологизации, менее
наглядны и чувственно-конкретны, чем типические, но их преимущество — в
концептуальности. Данный способ обобщения получил распространение в искусстве
XX в. (Т. Манн, Б. Брехт).
Художественное
обобщение зависит от многих обстоятельств и прежде всего от принятого
творческого метода, который, в свою очередь, складывается под влиянием как
художественных, так и внехудожественных факторов. На способ мышления художника
той или иной эпохи оказывают большое влияние господствующее мировоззрение,
уровень развития науки, характер культуры.