Контрольная работа на тему Гуманистический и деятельностный подходы в возрастной и педагогической психологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Специфика предмета и методов исследования, основные категории возрастной и педагогической психологии 4
2. Сравнительный анализ гуманистического и деятельностного подходов в возрастной и педагогической психологии 10
3. Причины трудностей в развитии, обучении и воспитании с позиций гуманистического и деятельностного подходов 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Введение:
Актуальность проблемы исследования гуманистического и деятельностного подходов в возрастной и педагогической психологии обусловлена противоречиями, касающимися разницы мнений в вопросе необходимости гуманизации воспитания. Одни научные деятели придерживаются точки зрения, что традиционная школа, где ребёнок выступает объектом педагогического воздействия не имеет место в современном мире, другие же учёные выступают за сохранение традиционного воспитания.
Объектом исследования в нашем случае выступают деятельностный и гуманистический подходы как направления психологической мысли.
Предметом исследования являются сущность, задачи и методы гуманистического и деятельностного подходов.
Цель – исследование особенностей гуманистического и деятельностного подходов в возрастной и педагогической психологии.
Задачами исследования:
1. Раскрыть сущность гуманистического подхода;
2. Проанализировать особенности деятельностного подхода;
3. Сравнить гуманистический и деятельностный подходы в рамках возрастной и педагогической психологии.
Многие годы учёные занимаются исследованиями гуманистического и деятельностного подходов в сфере возрастной и педагогической психологии. В своей литературе научные деятели рассматривают вопрос с различных сторон. Так О. В. Черкасова в учебном пособии рассмотрела проблему гуманистических школ 20 века [8]. Г. А. Суворова уделила большее внимание изучению психологии деятельности [7]. А подробное описание деятельностного подхода можно найти в книге А. Н. Леонтьева [5].
Заключение:
В данной контрольной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся исследование особенностей гуманистического и деятельностного подходов в возрастной и педагогической психологии. Для подробного изучения данной темы, были рассмотрены гуманистические школы 20 века с позиции Черкасовой О. В., деятельностный подход Леонтьева А. Н. и др. научных деятелей.
Вследствие этого было выявлено, деятельностный подход ставит своей основной целью развитие личности. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности.
Согласно деятельностному подходу, учебные действия не формируются не сами по себе, а проходят ряд этапов, при которых из внешнего плана перемещаются во внутренний.
Гуманистические направления учения основываются на приоритетном положении личности и признании ее главной ценностью, наделенной правами на свободное и полноценное развитие и раскрытие своих природных задатков. Опираясь при воспитании на гуманистические принципы, можно сформировать у ребёнка веру в себя, свои возможности. Это будет являться важным толчком к созданию благоприятных условий для дальнейшей социализации в обществе. У ребёнка образуется потребность в самоактуализации и самосовершенствовании.
Таким образом, гуманистический подход к мотивации подчеркивает важность внутренней мотивации личности, ее свободы, выбора, самоопределения, стремление к личностному росту, самоактуализации. А деятельностный подход подчёркивает важность самоактуализации ребёнка в процессе деятельности с помощью применения принципов гуманизма со стороны педагога. Это будет является оптимальным вариантом для воспитания здоровой разносторонней личности.
В ходе исследования все поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
1. Специфика предмета и методов исследования, основные категории возрастной и педагогической психологии
Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающий особенности развития личности на разных возрастных этапах. Изучает возрастные изменения психики человека. Особенности функционирования познавательной, эмоционально-волевой, потребностно-двигательной сфер психики человека, особенности формирования психологического характера человека в разные возрастные периоды жизни.
Областями психологии развития являются детская психология, психология молодых студентов, психология подростков, психология ранней молодежи, психология зрелого возраста и гериатрическая психология.
Предметом возрастной психологии является наука об основных особенностях психического развития человека при переходе от одного возраста к другому, включающая в себя подробные, разносторонние и содержательные психологические характеристики людей, принадлежащих к разным возрастным группам. исследование и представление в виде научных фактов и связанных с ними теорий. .
Педагогическая психология изучает психологические механизмы, которые управляют обучением, всем учебным процессом, регулирует процесс приобретения обобщенных моделей поведения, учебных мотиваций, нахождение надежных норм психического развития, является отраслью психологической науки, позволяющей определять условия. При условии, что в процессе обучения достигается эффективное психическое развитие, рассматривается проблема взаимоотношений учителя и ученика, изучаются личностные особенности учителей.
Направлениями педагогической психологии являются:
— Психология учебной деятельности (как единство учебной деятельности и учебной деятельности).
— Психология учебной деятельности и ее субъектов — студентов (студентов, студентов);
— Психология учебной деятельности (в единстве воспитания и воздействия воспитания) и ее субъектов (педагоги, педагоги);
— Психология учебно-воспитательного сотрудничества и общения.
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности приобретения человеком социокультурного опыта, этот процесс приобретения изменений уровня интеллектуально-личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности представляет собой изменение, вызванное организуемыми и управляемыми педагогами в различных условиях образовательного процесса.
В частности, педагогическая психология «изучает закономерности приобретения знаний, навыков и умений, исследует индивидуальные различия этих процессов, закономерности формирования творческого и деятельностного мышления у школьников, изменения психики».
В настоящее время существуют различные подходы к классификации методов исследования в возрастной и педагогической психологии. Рассмотрим одну из классификации, предложенную Б. Г. Ананьевым, который выделил четыре их группы:
1. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный);
2. Эмпирические, куда входят:
а) Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
б) Экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или, по Б. Г. Ананьеву, психолого-педагогический);
в) Психодиагностические методы (тесты, стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа);
г) Праксиметрические методы, по Б. Г. Ананьеву, приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ);
д) Метод моделирования (математическое, кибернетическое и др.);
е) Биографические методы (анализ фактов, дач, событий, свидетельств жизни человека);
3. Обработка данных, куда входят методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа;
4. Интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод.
В настоящее время в педагогической практике различных образовательных учреждений активно используются методы психологической диагностики.
Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.
Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
Классификация психодиагностических методик:
1. Строго формализованные методики:
А) Тесты:
— По форме: индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные; вербальные и невербальные.
— По содержанию: тесты интеллекта (групповые и индивидуальные, устные и письменные, бланковые, предметные и компьютерные); тесты способностей (общих умственных и специальных); тесты личности (мотивации, интересов, эмоций, отношений, поведения) и тесты достижений.
Б) Опросники:
— Личностные опросники: групповые и индивидуальные, закрытые и открытые.