Контрольная работа на тему Государство Спарты в классический период
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение. 3
1. Государство Спарта как полис Древней Греции. 5
2. Особенности государственного устройства Спарты
в классический период 10
Заключение. 15
Источники и литература. 17
Введение:
История цивилизации
связана с развитием античного (греко-римского) общества, которое появилось на
юге Европы. Апогей динамизма античная цивилизация достигла в I тысячелетии до
н. э. – в начале I тысячелетия н. э. Именно тогда произошли успехи греков и
римлян в различных сферах человеческой деятельности, особенно в
политико-правовой. Именно античность дала человечеству множество шедевров
мировой литературы и искусства, достижения науки и философии, а также примеры демократической
государственности. Политические контакты греков с восточными странами дали
возможность использовать и переосмысливать государственно-правовой опыт этих
стран, искать рационалистические подходы к праву и политике, государственности.
Своеобразное сочетание внутреннего
и внешнего факторов можно проследить в Спарте. Особенности процесса становления
государственности в античном мире также были связаны с природно-географическими
факторами. Полисная система в этих странах исчерпала себя, что привело к новой
форме государственности – империи. Чтобы понять спартанскую политику,
необходимо осознавать, что образ жизни спартанца уникален не только по своей форме,
но еще более примечателен он тем, что веками сохранялся благодаря свободной
воле всего народа. Он не мог быть навязан спартанцам каким-либо человеком или
группой людей. Если бы это произошло, это все равно не продлилось бы долго. Но
люди не соглашаются жертвовать личной свободой и комфортом, кроме как под
давлением неких неотвратимых обстоятельств.
Спартанец согласился на
тяжелую жизнь, потому что был убежден, что от этого зависит его личная
безопасность. Таково свидетельство Аристотеля; то же самое подразумевалось и в
работах Фукидида; более того, все это проистекает из природы самого человека.
Современные писатели, которые отвергают подобные истины – какими бы
образованными они ни были – не могут даже надеяться, что им удастся убедить
тех, кто хоть сколько-нибудь уважает свидетельства прошлого.
Цель работы состоит в
том, чтобы проанализировать государственное устройство Спарты в классический
период.
Задачи работы:
– рассмотреть государство
Спарту как полис Древней Греции;
– охарактеризовать особенности
государственного устройства Спарты в классический период.
В работе были
использованы следующие источники: Аристотель «Афинская полития. Государственное
устройство афинян», представляет собой один из важнейших документов из истории
античного рабовладельческого общества, содержит в себе богатый фактический
материал, характеризующий общественное устройство афинского государства до
периода его разложения, Аристотель не только дает описание истории афинской
демократии, но одновременно развивает своп взгляды по вопросам теории
государства; Платон «Государство. Законы. Политик», включает сочинения Платона
зрелого и позднего периода его творчества: знаменитый диалог «Государство»,
обширные по объему «Законы», в которых продолжается начатая в предыдущем
диалоге тема социальной утопии, и диалог «Политик», где рисуется образ
идеального правителя; Платон «Политика: Наука об управлении государством», в
которой анализируются античные теории государственного устройства; Плутарх
«Ликург. Сравнительные жизнеописания», Плутарх нашел оригинальный и до него
никем не применявшийся прием попарной группировки персонажей греческой и
римской истории, и, как это естественно для Плутарха, формальная находка была
поставлена на службу важной идее прославления греко-римского прошлого и сближения
двух величайших народов в составе Римской империи; Фукидид «История»,
выдающийся труд Фукидида заложил основы исторической науки античного мира,
Ренессанса и Нового времени, став для многих столетий образцом трезвой и
рациональной исторической мысли.
Заключение:
Политика Спарты следовала
четырем принципам, в чем и проявлялись особенности государства:
– поддержание на должном
уровне боеспособности спартиатов, что было необходимо для подавления илотов в
пределах самой Спарты, и сведение к минимуму любых рисков, которые могли бы
стать причиной для эмиграции больших групп спартиатов;
– поддержание своего
влияния на Пелопоннесе в формате Союза, что позволял спартиатам контролировать
другие полисы и уменьшало риск тайного взаимодействия этих полисов с илотами;
– поддержание баланса сил
в остальной части Греции, особенно между Афинами и Беотией, что позволяло не
допускать вмешательства других греческих полисов в дела Пелопоннеса;
– безразличие к делам и
проблемам за пределами материковой Греции.
Государственный строй
Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в
государственную организацию, в которой сохранялись некоторые черты
родоплеменной организации власти. Во главе государства находились вожди, но они
не обладали полной властью.
Спарта являлась
аристократической республикой. Древней историей права на территории Древней
Греции был обычай, на смену обычаю позднее пришел закон, который имел светский
характер и был выражен в письменной форме. Именно такой закон и стал
впоследствии основным источником права. С помощью законов регулировались
судебное устройство, судопроизводство, гражданские правоотношения и т. д.
Особенности процесса
становления государственности в Спарте во многом предопределялись также природно-географическими
факторами. Географическая и политическая замкнутость полиса делала его
зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов,
соответственно, от общегреческой и международной морской торговли. Море сыграло
огромную роль в жизни античного полиса, так как именно оно обеспечивало его
связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями и т. д. Данные
обстоятельства связывали в единую полисную систему все города-государства,
создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру,
цивилизацию.
Фрагмент текста работы:
1.
Государство Спарта как полис Древней Греции Греция – это государство
в Юго-Восточной Европе, которое расположено в южной части Балканского
полуострова и на прилегающих островах Ионического, Средиземного и Эгейского
морей. История Древней Греции начинается с 1 тысячелетия до н.э., так как
именно тогда произошло разложение первобытного строя и возникновение классового
общества.
Политическая идеология
Древней Греции формировалась под влиянием произведений греческих мыслителей, которые
разработали целую классификацию форм государства. Развитие производительных
сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к
тому, что в Древней Греции (VIII – VI вв. до н.э.) были образованы античные
города-государства или полисы, которые включали в себя сам город и прилегающий сельский
округ[1].
Платон является одним из
первых античных мыслителей, который сформулировал представление о государстве в
определенной форме. Более того, он преподносит на первый план не столько
положения о природе, сколько проблематику самого человека. Он понимает
государство, как совершенный субъект, произведенный осуществлением добра в
человеческих взаимосвязях. С данной точки зрения, верно сказать, что Платон
видит политику как определенный «венец философии».
«Государство возникает,
как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но
нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то
другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом,
многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу
помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства»[2]. Исходя из этого
рассуждения, мы можем сказать, что государство, по мнению Платона, представляет
собой образование массы людей для удовлетворения их собственных нужд. [1] Фукидид. История /
Фукидид; Пер. Ф. Мищенка в перераб., с примеч. и вступ. очерком С. Жебелева. Т.
1-2. – М.: М. и С. Сабашниковы, 1915. – 2 т.; Т. 1. – LXX, 407 с. С. 59. [2] Платон. Политика: Наука об упр. государством / Платон,
Аристотель. – М.: ЭКСМО; СПб.: Terra Fantastica, 2003 (АООТ Твер. полигр.
комб.). – 859 с. С. 54.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Возникновение Спартанского государства……………………………………………. 5
Основные формы правления в античном обществе в Классический
период 6
Государственное
устройство Спарты…………………………………………………… 7
Эфорат как важнейший орган управления в Спарте……………………………… 8
Реформы Ликруга…………………………………………………………………………….. 10
Воспитание детей в Спарте Классического периода…………………………….. 11
Воспитание девочек в Спарте…………………………………………………………….. 14
Взгляды Платона на военное воспитание……………………………………………. 15
Взгляды Аристотеля на воспитание……………………………………………………. 16
Отношение к собственности и быт………………………………………………………. 17
Заключение………………………………………………………………………………………. 18
Список использованной литературы………………………………………………….. 19
Введение:
Целью данной контрольной работы является изучение
истории Спартанского государства в Классический период. Предмет исследования –
государственное устройство, законодательные и совещательные органы, социальное
устройство, классовая структура общества, система власти двух царей. Особое
внимание уделено вопросу военного воспитания молодых спартанцев и то как эта
система решала государственные задачи. Спартанская система воспитания является
интересным историческим примером правительства соседних полисов придерживались
различных направлений в воспитании, ориентируясь на различные цели, а,
следовательно, и вырабатывая различные методы [8]. Наиболее ярким примером
являются Афинский полис, с его четкой тенденцией к эстетическому воспитанию, и
Спартанский, полностью его отрицавший, и ставящий в качестве первоочередной
задачи воспитание военнообученного и физически подготовленного народа [7].
Чтобы охарактеризовать систему, содержание и методы
спартанского воспитания в период существования государства, прежде всего необходимо
рассмотреть исторические особенности зарождения и развития самого полиса с тем,
чтобы попытаться выявить специфику его воспитательных целей и задач [9].
Также в работе предпринимается попытка ознакомиться с
системой и методами воспитания отдельно мальчиков и девочек на разных
возрастных этапах.
В начале своей завоевательной политики государство
Спарта мало чем отличалась от современных ей других греческих общин, однако в
новых условиях жизни эта разница становится крайне существенной [3]. В силу
разделения общества на два небольшую привилегированную общину спартиатов и
большинство лаконского населения (первые осуществляли доминирование над
вторыми) формировалась постоянная военная готовность граждан. Это
обстоятельство наложило свой отпечаток на весь быт спартанской общины,
особенностью которого был его ярко выраженный военный характер, который являлся
определяющей чертой общественно-политической и социальной сфер жизни общества.
Военно-политическое воспитание граждан было основной частью организации
спартанской системы государственного управления.
В процессе написания работы были изучены труды таких
философов и историков как Плутарх, Фукидид и Геродот. Кроме того, в основу
работы легли монографии отдельных историков, занимающихся изучением
государственного строя Спарты.
Заключение:
Спартанское государство возникло в результате
захватнических действий и это наложило сильный отпечаток на последующий
политический и социальный строй. Так как коренное население оказывало жестокое
сопротивление захватчиком, его было необходимо контролировать с помощью сильной
и мощной армии. Спартанское правительство все свои силы направляло на то, чтобы
удержать полученную власть. Одним из ключевых решений этой задачи, стала идея о
создании военно-обученной нации, где не место слабым.
Подчиняясь этой цели, в Спарте создается особая
система государственного воспитания, которая действовала на граждан в возрасте
от 7 до 30 лет. Во главу угла ставилось воспитание выносливости и развитие
физической силы. Самыми ценными качествами человека считались смелость и стойкость.
Интерес представляло и государственное устройство
Спарты. Обязанности военоначальников возлагались на двух царей, которых
контролировали эфоры. Чтобы исключить коррупционный сговор между царями, эфоры
разжигали между ними рознь и вражду.
Стоит отметить оригинальное отношение спартанцев к
частной собственности. Стремление к роскоши и избыточности в быту жестко
порицалось.
Так жизнь граждан Спарты была полностью направлена на
удовлетворение интересов государства, исключала понятия личного счастья и
индивидуальных целей. А спартанские социальные законы стали понятием
нарицательным, означающим жесткие ограничения во всем, крайне аскетичное
отношение к своим нуждам.
Фрагмент текста работы:
Возникновение
Спартанского государства
Спартанское государство возникло как результат крупных
передвижений племен дорийцев на Балканском полуострове в конце XIII века до
н.э. Племена дорийцев постепенно захватывали долину Еврота – Лаконику, а также
смежные с ней земли. Поначалу дорийцы не стремились полностью поработить
местное население, однако острая внешняя и внутренняя борьба привела к тому,
что к IX веку до н.э. дорийские племена контролировали всю территорию Лаконики.
Для управления землями был сформирован государственный аппарат, или Спартанское
государство.
После образования Спартанского государства порабощение
местного населения (илотов) пошло быстрыми темпами. На социальном уровне это
означало жестокую классовую борьбу, которая продолжалась пять поколений. О
жителях Лаконики говорили, что «уже непосредственно с момента рождения
некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них предназначены к
подчинению, другие — к властвованию.»
Первоначально (в начале своей завоевательной
политики) Спарта мало чем отличалась от современных ей других греческих общин.
Но необходимость доминировать над местным населением привела к тому, что
организация спартанской общины стала носить ярко выраженный военный характер.
Это наложило свой отпечаток на все сферы жизни общества сфер жизни общества. Военно-политическому
воспитанию граждан в спартанском обществе отводилась очень большая роль