Контрольная работа на тему Государство и церковь принципы взаимодействия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1. Религия и ее роль в общественном регулировании 6
2. Соотношение религии и права как форм регуляции общественных отношений 8
3. Концептуальные подходы анализа взаимодействия государства и церкви 13
4. Европейские модели государственно-церковных отношений 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложения 32
Введение:
Демократизация общества, происходит в России с начала 90-х годов ХХ в., обусловила рост духовной свободы человека, следствием естественное повышение уровня религиозности населения, увеличение количества действующих в стране религиозных организаций, усиление влияния религиозных структур на державноправови процессы. Указанные общественные реалии требуют от юридической науки широкого разработки религиозно-правовой проблематики, выступает необходимой предпосылкой формирования взвешенной правовой политики в этой сфере, совершенствования законодательства и внедрение оптимальной модели отношений государства и церкви.
Рассмотрение этих проблем представляет и чисто научный интерес, поскольку в условиях методологической плюрализация современной юриспруденции, преодоление идеологического монизма и привлечения опыта зарубежных правоведов стоит задача пересмотреть основные вопросы места права в системе социального регулирования. Особенно это касается соотношения права и религии, поскольку последняя советская наука, которая базировалась на марксистской философии и социологии религии, отводила преимущественно консервативную, негативную роль в комплексе нормативной регламентации социума.
Следует также отметить, что несмотря на определенный «ренессанс» религиозной тематики, который наблюдается в современной юридической литературе, в научных трудах почти отсутствуют попытки теоретически разработать соотношения права и религии. Существующие же исследования в этой области достаточно часто характеризуются фрагментарностью. На монографическом уровне они преимущественно или обращены к проблемам свободы совести и правового статуса религиозных организаций, или же в них рассматривается влияние на право положений отдельного вероучения. Почти без внимания ученых-юристов остаются формы влияния религии на правообразования, недостаточно полно изучено природу религиозного права, а религиозный фактор в научных поисках компаративистов освещается обычно в рамках традиционных или религиозных правовых систем. К этому надо добавить, что религиозную окраску некоторых работ, а иногда – спорность их отправных принципов (например, тезисы о правильности или ошибочность догматов той или иной конфессии в контексте державноправового развития) тоже не способствуют решению вопросов взаимодействия права и религии именно в юридической плоскости.
Таким образом, в настоящее время существует потребность в концептуальном, основанном на современной методологии исследовании соотношения права и религии в процессе правогенеза и функционирования правовой системы.
Заключение:
Итак, проанализировав модели взаимоотношений государства и церкви в рамках конфессиональной и светской систем стоит заметить, что каждая из них имеет собственные преимущества и недостатки. Кроме того, существование указанных выше моделей в чистом виде невозможно. Современные европейские государства пытаются синтезировать опыт, как собственного государства, так и лучшие образцы других стран, реализуя на практике смешанные модели, выделяя каждой только те элементы, которые соответствуют принципам развития государства на современном этапе.
Что касается России, то наше государство в течение последних десятилетий не смогла четко определиться относительно принципов построения отношений с религиозными организациями. В сложившейся ситуации следует учитывать как исторический опыт, так и современное состояние. Наиболее оптимальной моделью могла бы быть кооперационная при равноценной поддержке национальных церквей и лояльном отношении к других вероисповеданий. В то же время, необходим системный контроль за распространением нерелигиозных и нетрадиционных вероисповеданий чтобы избежать их деструктивного влияния на общество. Следовало бы также внести изменения в действующее законодательство с целью четкого определения понятий церковь, религия, секта, конфессия и их правового статуса, позволит избежать многих недоразумений, как между религиозными организациями, так и в их отношениях с государством.
Все основные ценности современной цивилизации как: демократия, права человека, концепция социального государства, верховенство права, гражданское общество – все они генетически связанные с христианством. Несмотря на конфликты между конкретно-историческими формами христианских церквей и адептами упомянутых выше ценностей, неоднократно имели место в истории и иногда принимали форму откровенных гонений и преследований как с одной стороны, так и с другой, принципиального конфликта между евангельским учением и credo современного мира нет.
Поставленные в правильную перспективу христианские ценности и «святыни» современной цивилизации взаимодополняют друг друга. Принципиальная открытость, незавершенность, инвариантность современного общества предполагают существование трансцендентных ценностей, государство (и само общество) не способна продуцировать из себя.
Трансцендентные (или религиозные) ценности, в силу самой своей природы, не могут быть навязаны человеку извне, силой — их принятия происходит через недетерминированными гетерогенными факторами веру в акте сознательного выбора. В создании условий для такого выбора – религиозное оправдание свободы как «святая святых» современной цивилизации.
Религиозные ценности являются теми устоями, на которых стоит цивилизация. Их не видно, поэтому о них часто забывают. Однако «без ценностей духовных выхолащиваются и ценности общедемократические ».
Именно в силу того, что общество, заботится о своем будущем, оно не может быть религиозно индифферентным. Оно, соблюдая третьего из приведенных здесь принципов, не должно посягать на личную религиозную свободу и воздерживаться от вмешательства в сугубо церковную сферу, но при этом естественным для него активным сотрудничеством с церковью в сфере «общего юрисдикции», как то: социальное служение, образование, культура и тому подобное.
Фрагмент текста работы:
1. Религия и ее роль в общественном регулировании
Теологические определения религии исходят из убеждения в реальном существовании Бога и способности человека к общению с ним. Религия – это все то, что объединяет человека с божественным. Требование религиозности выдвигается и к ее исследователя, поскольку понять религию способна только религиозный человек, другим она просто недоступна. Это взгляд на сакральное изнутри, с позиции самой религии.
Так, протестантский мыслитель П. Тиллих использует понятие Бога как синоним Бытия как такового, не выводится из бытия вещам, не сводится к нему и составляет тайну для ума. Волнение, которое испытывает человек в процессе своей культурной деятельности, ее «забота» о смысле бытия свидетельствуют о том, что человек внутренне связана с Богом, но отчуждена от него в своем земном существовании. Да есть отчуждение вызывает у человека иррациональное чувство страха. Религия, по П. Тиллиху, выступает средством преодоления волнения, который «устанавливает предел этому страху и поддерживает человека в его жизни» .
Похожее мнение с позиции православного богословия выражал П. А. Флоренский, который характеризовал религию как художницу спасение спасает внутренний мир личности от скрытого в нем хаосе. В этом аспекте религия выступает как жизнь Бога в человеке и человека – в Бога. Постижения Бога, является путем к спасению, основывается не на суждениях или объяснениях, а прежде всего на силе Божией.
Все, что опирается не на силу Божью, а на опытное богопознания, является сферой человеческого и не дает знаний о религии. Бесспорным достижением теологического объяснения религии является привлечение внимания к природе человеческого существования, что вызывает необходимость поиска высшего смысла жизни человека, которое не сводится к реализации определенных биологических или социальных потребностей. В то же время теологические концепции исходят из реальности божественного начала, которое выступает не продуктом разума индивида, а отдельной, автономной реальностью, своего рода параллельным миром. Такая позиция научно не верифицируется, что приводит к схоластической потребности неаргументативно постулировать истинность определенного положения, на котором строится вся остальная система суждений. Подобный недостаток присущ и некоторым юристам, исследующим проблемы соотношения права и религии. Другой недостаток является ярко выраженная конфессиональность богословских подходов .
Социальная роль религии в обществе проявляется в осуществляемых ею функциях и выступает суммарным результатом выполнения последних. Любой концептуально зрелой религиозной системе присущи следующие функции: мировоззренческая, компенсационная, интеграционная, коммуникационная, регулятивная, легитимационная .
Мировоззренческая функция религии заключается в ее способности предоставлять верующему человеку понимание, ощущение, отношение к наиболее важному аспекту действительности. Религия формирует специфический способ познания, на определенных исторических этапах часто является альтернативным научному и основан на таких посылках, что умственно не доказываются.