Контрольная работа на тему Гераклит — предтеча диалектики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 2
1. Жизнь и работа. 4
2. Мето д. 6
3. Философские принципы.. 10
3.1 Поток. 11
3.2 Единство противоположностей. 14
3.3 Онтология. 15
4. Космология. 17
5. Знание. 20
6. Ценность и влияние. 22
Заключение. 25
Список используемой литературы.. 27
Введение:
Начало развития
европейской философии было положено в Древней Греции в 5 — 4 вв. до н. э. Она
возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе.
Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они
делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных,
растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и
форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т.
д.
Одним из наиболее крупных
философских учений ранне-греческой философии является учение Гераклита
Эфесского. Гераклит (540 — 480 до н.э.) происходил из малоазийского греческого
города-государства Эфеса и принадлежал к царскому роду, но отказался от сана в
пользу брата. По своим политическим взглядам он враждебно относился к
демократической власти. В некоторых отрывках из его произведений мы читаем о
демократических руководителях Эфеса:
"Ибо, каков у них ум
или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их — толпа. Ибо не знают они,
что много дурных, мало хороших".
Гераклит жил в
напряжённый и критический для греческой истории период. Острая борьба демоса
против родовой аристократии привела к падению власти последней, шла
освободительная борьба малоазийских греческих полисов и всей Эллады против
Персидского царства за свою независимость. Неудивительно, что Гераклит объявил
войну (борьбу вообще) "отцом" всего, "царём" всего.
Философия Гераклита
являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого
способа производства в древней Греции. История философии древней Греции есть
история возникновения и развития первой формы домарксистского материализма и
стихийной диалектики, история борьбы материализма против идеализма, науки
против религии. Вместе с первоначальным материализмом древних греков возникла
и развивалась их стихийная диалектика, некоторые зачатки её обнаруживаются у
материалистов милетской школы, особенно ярко она представлена в учении
Гераклита. Философское учение Гераклита явилось одним из лучших достижений
древнегреческой культуры. Он выступил в защиту ионийского материализма и
стихийной диалектики против идеалистических и антидиалектических течений. Своё
передовое философское учение Гераклит развивал в борьбе против мифологического
мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических философских
учений Пифагора, Ксенофана, Гекатея.
Гераклитова философия
является вершиной стихийного диалектического понимания мира. Здесь речь идёт
не о цельной теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об
интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт
диалектики. И хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит,
разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого
из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.
Заключение:
Учение Гераклита
Эфесского было обусловлено тремя факторами: историческими событиями,
происходившими в греческом мире на рубеже 6 — 7вв.; критическим осмыслением
мифопоэтических и философских воззрений предшественников Гераклита (Гомера,
Гесиода, милетцев, Ксенофана и др.);
Личностью философа, его
талантом и поэтическим складом ума, его темпераментом и необычайно чуткой
реакцией на происходящие события.
Гераклит открыл новую
картину мира и явился родоначальником диалектической идеи о
противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе
противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления,
движения и изменения. Хотя никто из мыслителей до и после Гераклита не выразил
идею движения и изменения столь рельефно и впечатляюще, как это сделал
Гераклит в смыслеобразе вечно текущей реки, тем не менее, он не был просто
философом становления, как это нередко принято считать на основе платоновско —
аристотелевской традиции.
В истории философии
нового времени Гераклит, естественно, привлекал к себе внимание тех философов
и историков философии, которые высоко ценили диалектику. Ленин, указывая на
замечательные диалектические догадки Гераклита, писал: "Раздвоение единого
и познание противоречивых частей его есть суть, одна из "сущностей",
одна из основных, если не основная, особенностей или черт диалектики".
Гераклитовские идеи, о которых говорит Ленин, — это догадка Гераклита о борьбе
и гармонии противоположностей.
Гераклит привлёк к себе
внимание и Гегеля, который заявлял, что в философии Гераклита нет ни одного
положения, которое он, Гегель, не мог бы включить в собственную философию. Но
Гегель был неточен, так как Гераклит в основных принципах своей философии —
материалист, выводит всё из огня, а Гегель — идеалист и выводит всё сущее из
абсолютной идеи. Но как бы ни было преувеличено утверждение Гегеля, оно говорит
о том, что Гегель высоко ценил диалектику Гераклита.
Стихийная диалектика
эфесского материалиста была исторически ограничена. Всеобщее движение Гераклит
понимал как замкнутый круговорот природы; ему была совершенно чужда
историчность, идея бесконечного поступательного развития. Герцен говорил о
"беличьем колесе жизни" Гераклита, у которого намечалось учение о
"мировом годе", о циклическом развитии космоса и о возвращении его в
первоначальное состояние. Эту антидиалектическую идею Гераклита впоследствии
разработали стоики. Высказав стихийную догадку о борьбе, как об
"отце" и "управителе" всех изменений, Гераклит был
совершенно чужд понимания абсолютного значения борьбы и относительного значения
единства противоположностей.
При всей своей
примитивности наивный материализм и стихийная диалектика Гераклита Эфесского
сыграли свою роль – им было положено начало науке древних греков.
За тысячу с лишним лет
развития древнегреческой философии материализм и идеализм, диалектика и
метафизика, сложившиеся на почве Древней Греции, не оставались в неизменном
виде, но претерпели длительную и сложную эволюцию, отражавшую, в конечном
счёте, диалектику исторического развития античного рабовладельческого общества.
Фрагмент текста работы:
Мало что известно о жизни
Гераклита; большая часть того, что было передано, состоит из историй,
по-видимому, придуманных для иллюстрации его характера, выведенного из его
сочинений (Диоген Лаэртский 9.1–17). Его родной Эфес был известным городом
Ионии, населенного греками побережья Малой Азии, но при его жизни находился под
властью персов. Согласно одному сообщению, он унаследовал почетный титул и
должность «царя» ионийцев, которые он передал своему брату. Обычно считается,
что он предпочитал аристократическое правительство демократии, основываясь на
своих собственных политических наблюдениях.
Его город находится
недалеко от Милета, где жили первые мыслители, признанные в более поздних
традициях философами; но нет никаких свидетельств того, что он познакомился с
кем-либо из милетских мыслителей (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), обучался у
них или когда-либо путешествовал[1].
Говорят, что он написал
единственную книгу (свиток папируса) и положил ее в великий храм Артемиды в
Эфесе. История достаточно правдоподобна: храмы часто служили хранилищами денег
и других ценностей, а со времен Гераклита не известно ни одной библиотеки.
Структура книги Гераклита противоречива. Он мог состоять из относительно
последовательных и последовательных аргументов. С другой стороны,
многочисленные фрагменты (более сотни), которые дошли до нас, нелегко соединить
друг с другом, хотя они, вероятно, составляют значительную часть целого. Таким
образом, возможно и даже вероятно, что книга состояла больше из высказываний и
эпиграмм, чем из сплошного изложения. Таким образом, по формеон мог больше
походить на сборник пословиц, приписываемых семи мудрецам, чем на
космологический трактат милетцев. Теофраст, который знал его книгу, сказал, что
она выглядела только наполовину, что-то вроде мешанины, которую он приписал
меланхолии автора. Диоген Лаэртский сообщает, что работа была разделена (он не
говорит кем) на три раздела: один по космологии, один по политике (и этике), а
третий по теологии (9.5–6). Все эти темы рассматриваются в сохранившихся
фрагментах Гераклита, хотя часто трудно увидеть, какие границы эта работа могла
бы провести между ними, поскольку Гераклит, кажется, видит глубокую взаимосвязь
между наукой, человеческими делами и теологией. своего рода мешанину, которую
он приписал меланхолии автора[2].
В отличие от большинства
других ранних философов, Гераклит обычно рассматривается как независимый от
нескольких школ и движений, более поздних учеников (несколько анахронично)
отнесенных к древним, и он сам подразумевает, что он самоучка (B101). Древние и
современные комментаторы по-разному оценивали его как материального мониста или
философа-технолога; научный космолог, метафизик или в основном религиозный
мыслитель; эмпирик, рационалист или мистик; общепринятый мыслитель или
революционер; разработчик логики или отрицавший закон непротиворечивости;
первый настоящий философ или антиинтеллектуальный мракобес. Без сомнения,
Эфесский мудрец и дальше будет оставаться спорным и трудным для интерпретации,
но ученые добились значительного прогресса в понимании и оценке его работы. [1] Властос,
Г., 1955. «О Гераклите», Американский филологический журнал , 76: 337–378. [2] Ричард
Нилс, 2018 г., «Элементы и противоположности в Гераклите», Апейрон , 51:
427–452.