Контрольная работа на тему Генезис домашнего воспитания в России как историко-педагогическая проблема.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Основные этапы становления и развития домашнего
воспитания в России. 5
2. А.С. Макаренко о роли состава семьи. 17
3. Домашнее воспитание как педагогическая проблема. 19
Заключение. 21
Список
использованной источники 23
Введение:
Семейное
воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и обучении каждого
человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь. От того, насколько
хорош и прочен этот фундамент, во многом зависит судьба человека. Мы изучали
статьи и труды известных педагогов, историков, философов. В статье Каптерева
«История русской педагогики» автор показывает основные проблемы русской
педагогики в период Древней Руси до 17 века и характерные особенности развития
педагогики в этот период [3]. В работах М.А. Давыдовой «Воспитание детей в
семье», П.Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», Н.И.
Монахова «Методы воспитания в семье», Сермяжко «Воспитание детей в семье»
основное внимание уделяется семейному воспитанию, его проблемам и особенностям.
Нельзя не отметить работы таких известных педагогов, как А.С. Макаренко, П.А.
Пестольция [13], П.Ф. Лесгафта [11], Л.Н. Толстого, ставших классиками
педагогической науки.
О
появлении в семье воспитательной функции следует говорить, начиная с VIII-IX
вв., когда дети стали жить с родителями. Став многодетной, семья перестала
нуждаться в воспитателях со стороны — дядьках и кумовьях. Старшие дети в семье
заботились о младших, беря на себя все хлопоты по уходу и воспитанию.
Повзрослев, дети рано привлекались к посильному труду по дому, отвечали за
хозяйство и быт.
Цель
— выявить основные проблемы домашнего воспитания в контексте исторических
событий.
Для
достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1.
Изучить основные этапы становления и развития домашнего воспитания в России;
2.
Рассмотреть А.С. Макаренко о роли состава семьи;
3.
Изучить домашнее воспитание как педагогическую проблему.
Заключение:
Таким
образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1.
воспитательный идеал старой России был ветхозаветным, суровым, исключал
независимость и свободу личности ребенка, полностью подчинял детей воле
родителей, даже не хотел знать и учитывать вполне естественные потребности
детей в игре, смехе и веселье. Страх перед детским непослушанием и упрямством
пронизывал педагогические заповеди.
Образование
было церковно-религиозным и заключалось в изучении богослужебных книг, которые
каждый, по мере своей любознательности и средств, пополнял начетничеством того
же рода. Они учились специально у мастеров грамоты, и учились долго, с большим
старанием и избиением. Обучение было равным и бесплатным для всех, вопрос
свободного соглашения между родителями учеников и учителем [20]. Не было школ
для подготовки учителей, не было профессиональных курсов. Учитель учился там
же, где и его ученики, и часто знал не намного больше, чем его ученики. Была
серьезная воспитательная цель образования: искать душу, стремиться сделать
людей лучше, научить их мудрости и благочестию.
2.
Не хватало литературы по специальному образованию. Если кто-то хочет узнать,
какими идеалами руководствовались в жизни и воспитании наши далекие предки, мы
не можем обратиться к педагогическим сочинениям, потому что их фактически еще
не существовало, а должны искать ответы на этот вопрос в различных
произведениях, посвященных различным сторонам жизни, которые были более или
менее изолированы от общего потока жизни. Например, «Поучение князя Владимира
Мономаха своим детям». В своем «Назидании» автор, как правитель страны, имеет в
виду прежде всего управление страной, устройство государства, деятельность
князя; но кроме советов по формированию страны, автор затрагивает более общие
качества достойного человека и доброго христианина, затрагивает в нескольких
словах и фактически воспитывает. Он рекомендует гуманность, постоянное усердие,
уважение к Церкви и духовенству, призывает ложиться спать в полдень, потому что
этот сон назначен Богом, а в полдень и зверь, и птица, и человек спят, а
Мономах замечает, что если ты узнал что-нибудь хорошее, то должен это помнить,
а чему не знаешь, тому должен учиться; Он ссылается на пример своего отца,
который выучил дома, пять языков; произносит известный афоризм о том, что лень
— мать пороков, что человек всегда должен учиться, и тому подобные наставления
чисто практического характера, которые доступны каждому взрослому
здравомыслящему человеку без всякой педагогики.
3.Для
духовенства педагогическая профессия была второй, в дополнение к основной,
духовной профессии. Если педагогическая карьера не удавалась, человек
возвращался к своему первоначальному призванию — священнослужителю [4].
Предполагалось, что учителя должны обладать определенными знаниями и
подготовкой, но не умением преподавать, то есть педагогической подготовкой. Не
было необходимости создавать особую, хорошо обученную касту учителей; любой,
кто овладел какой-либо наукой, мог преподавать ее, руководствуясь личной
практикой обучения и вдохновением. А поскольку все образование преследовало
религиозно-церковные цели, духовенство было учителем по своей природе.
Фрагмент текста работы:
Основные этапы становления и развития домашнего воспитания в
России Развитие
и становление системы воспитания в любом государстве тесно связано с его
историей. Анализ историко-архивных и законодательных документов в области
образования, а также публицистических и художественных источников позволяет
говорить о семейном и домашнем воспитании как сложном образовательном процессе,
обусловленном изменениями общественного, социально-культурного и экономического
положения России [10].
Трактовка
понятия «домашнее воспитание» неоднозначна. Ряд исследователей считает понятия
«семейное» и «домашнее» воспитание синонимичными. В дореволюционной литературе
под домашним воспитанием подразумевалось обучение детей, особенно девочек,
домашним делам, рукоделию.
Под
домашним воспитанием подразумевается воспитание и обучение ребенка наемным
педагогом, т.е. гувернером. Понятие «гувернер» в различных энциклопедических
источниках трактуется неоднозначно. Впервые этот термин появился в конце XVII
в., когда князь Голицын указывал на необходимость учить своих детей, приглашая
для этого учителей-иностранцев. Слова «гувернер», «гувернантка» образовались от
французского gouvemanter— «управлять». От них произошло производное
существительное — «губернатор». Позже, когда гувернерство стало видом
профессиональной деятельности в основном женской, на первый план выдвинулось
воспитательное значение (иногда в XVIII в. это понятие подразумевало еще и
экономку).
Этот
период (X— середина XIII вв.) относится к периоду становления древнерусского
феодального государства.
Первыми
русскими людьми, получившими церковное образование, стали члены княжеской
семьи. Так, 12 сыновей князя Владимира, его внуки и правнуки были грамотными и
высокообразованными людьми своего времени. Обычай русских князей искать невест
и женихов для своих дочерей в иноземных краях оказывал значительное влияние на
воспитание и образование княжичей. Сын князя Владимира Всеволод знал не только
грамоту, но и пять иностранных языков [15]. При дворе Владимира и Ярослава
образование получали как мужчины, так и женщины, что было связано с расширением
межгосударственных связей.
Княжеские
дети обучались при дворе — в «школе книжного учения», вместе с детьми бояр и
дружинников. Первая дворцовая школа была открыта в 988 г. в Киеве. В 1030 г.
подобная школа открылась в Новгороде, с 1093 —1097 гг. в Муроме, Владимире,
Волынске, Переславле, Суздале, Чернигове и других городах.
Определенного
срока обучения не существовало, группы были разновозрастные, по 10—12 человек.
Занятия часто сопровождались физическими наказаниями. Содержание обучения детей
в этот исторический период всецело зависело от личности наставника. После
обучения чтению христианских текстов именно он определял дальнейшее направление
образования.