Контрольная работа на тему Гарантии деятельности конституционного суда
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Конституционный Суд РФ в системе судебной власти как орган конституционного правосудия: понятие, сущность, полномочия и компетенция 5
2.Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ 11
3.Дуальность правового статуса судей Конституционного Суда РФ 15
Заключение 22
Список использованных источников 24
Введение:
Актуальность темы исследования. Актуальность данной темы заключается в том, что на протяжении всего времени с момента становления института государства и права на определенной территории возникла необходимость охранять устои общества, интересы самого государства и отдельного индивида. Решение данной проблемы нашлось в создании специального органа, на который законом возлагалась обязанность защищать права и интересы государства, общества и человека. Суд стал неотъемлемой частью органов государственной власти.
Уже в древних источниках римского права можно встретить различные формы судебного производства и принципы осуществления правосудия, закреплялись лица, которые наделялись правом от имени государства решать проблемы, которые связаны с нарушением прав и свобод, закрепленных в нормах права.
Со временем суд стал одним из основных органов государственной власти и в нашей стране у него есть отдельная ветвь. Как известно, все органы власти делятся на три ветви: законодательная, исполнительная и судебная. Это деление условное, так как все три ветви власти взаимодействуют между собой и дополняют друг друга, но они лишены возможности вмешиваться в дела друг друга, так как за каждой ветвью власти закреплены определенные полномочиями, которыми они наделяются. Разделение властей характеризует правовое государство, как самое развитое общественное объединение граждан, где основной целью является защита прав и интересов человека и гражданина.
Помимо того, что основная цель судебной власти является защита прав и законных интересов человека и гражданина, данная ветвь власти также оказывает сдерживающее воздействие на исполнительную и законодательную ветвь власти. Если исполнительная или законодательная ветвь власти посягнут на нормы, закрепленные в законодательстве, то им придется отвечать перед судебной ветвью власти за все нарушения.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, которые основаны на системе судебной власти, ее структуре и деятельности.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, теоретическая литература, в которой подробно рассмотрено место, которое занимает судебная система в настоящее время среди многочисленных органов государственной власти.
Цель исследования – рассмотреть систему судебной власти, которая в настоящее время действует на территории российского государства.
Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть, что представляет собой судебная власть и проанализировать ее место в системе других органов государственной власти;
2. Изучить компетенцию и юрисдикцую конституционных судов и уставных судов субъектов РФ;
Степень научной разработанности данного исследования. Данная тема на протяжении продолжительного времени интересовала широкий круг ученых, к которым можно отнести Г.К. Алексеева, В.Ю. Баранову, В.В. Коткова, И.В. Кротова, М.Н. Ложкина, Б.В. Монакова, Ф.С. Новикова, К.К. Платонова, М.С. Стешина, И.В. Тарасову, М.В. Федорову и ряд других исследователей.
Нормативной правовой базой при написании данной работы послужили законодательные акты, принятые в установленном порядке и действующее на всей территории нашей страны, направленные на установление системы судов РФ. Теоретической базой послужили труды ученых, которые свою деятельность посвятили изучению судебной системы РФ.
В связи с поставленной целью и обозначенными задачами структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, судебная власть в РФ существует на основе разделения властей, принцип, который закреплен в ст. 10 Конституции РФ. Осуществлять правосудие имеют возможность исключительно органы судебной власти. Одним из принципов существования судебной власти является ее самостоятельность, то есть ни одна из ветвей власти не имеет права и возможности вмешиваться в деятельность судебных органов.
Конституция РФ и другие нормативные правовые акты, принятые на ее основе устанавливают судебную систему РФ. Одним из основных правовых актов, направленных на регулирование деятельности судебной системы РФ, является ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Данный нормативный правовой акт закрепляет принцип единства судебной системы, что приводит к выводу о том, что суды могут создаваться только на основе Конституции и путем издания федерального закона. Это исключает возможность создания судов государственными органами субъектов Российской Федерации.
Свою деятельность суды судебной системы РФ выполняют на основе законов Российской Федерации и принципов, которые определяют порядок организации суда, а также функционирования судебной системы в целом.
Если говорить о судебной системе Российской Федерации, то она включает в себя Конституционный суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, система судов общей юрисдикции и система арбитражных судов округов. Во главе судов общей юрисдикции стоит Верховный Суд Российской Федерации, который занимает обособленное положение и наделен определенным кругом полномочий, которые значительно отличают его от других судов общей юрисдикции.
Конституционный суд РФ направлен на осуществление конституционного контроля, то есть установление соответствия принятых законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, нормам Конституции РФ. Осуществляет свою власть Конституционный Суд РФ посредством конституционного судопроизводства.
Если говорить о Верховном Суде Российской Федерации, то он представляет собой высший судебный орган по рассмотрению гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудным судам общей юрисдикции. На плечи данного судебного органа ложится осуществление надзора за деятельностью судов общей юрисдикции низшего звена, а также дача разъяснений по вопросам судебной практики. К системе судов общей юрисдикции также относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, районные суды, военные суды округов и военные суды гарнизонов, которые подчиняются Военной коллегии Верховного Суда РФ и мировые судьи. Мировые судьи самый маленький судебный орган, но считается самым многочисленным. Именно мировые судьи рассматривают значительный круг дел, которые определяются действующим процессуальным законодательством, характеризующиеся повседневными обыденными вопросами.
Итак, судебная система РФ состоит из большого круга судей различного уровня, которые рассматривают вопросы разного значения. Их полномочия определяются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Каждый судебный орган должен выполнять только те полномочия, которые на него возложены, не выходя из должностных инструкций.
Фрагмент текста работы:
Конституционный Суд РФ в системе судебной власти как орган конституционного правосудия: понятие, сущность, полномочия и компетенция
Есть особо учреждаемые государством органы, которые призваны гарантировать конституционную законность (правовую защиту Конституции).
В мировой конституционной практике широкое распространение получили две модели конституционных систем – европейская и американская. Американская модель базируется на прерогативе высочайшего судебного учреждения общей юрисдикции – верховного суда принимать решения о неконституционности законов. Здесь суд вправе объявить неконституционный всякий закон, который подлежит применению в определенном деле. Данная система конституционного контроля существует в Канаде, Японии, США, Индии, Австралии, Скандинавских странах, Швейцарии и пр.
Европейская модель базируется на том, что особо учрежденные конституционные суды рассматривают дела о конституционности закона вне связи с определенным делом, которое рассматривается судом. Данная модель конституционной юстиции свойственна России.
Вместе с тем в России учреждения конституционного контроля, как и в иных государствах – Турции, Украине, Германии и пр., — включаются в систему судебной власти. В других государствах – Италии, Франции, Польше, Испании и др., — данные органы не входят в судебную систему.
В конституционную систему России не включаются Конституционный Суд РФ, а также уставные и конституционные суды субъектов Российской Федерации. Одновременно с этим учреждения конституционного контроля субъектов Российской Федерации не формируют с федеральным Конституционным Судом общей системы. Объединение данных учреждений в рамках конституционной юстиции государства объясняется характером решаемых ими задач.
Важнейшим признаком в рассмотрении сущности Конституционного Суда в качестве учреждения государственной власти выступает реализация им конституционного контроля в виде конституционного правосудия.
Важнейшим в деятельности Конституционного Суда считается обеспечение главенства Конституции в системе права и ее непосредственного действия на территории России. Решения Конституционного Суда по своей юридической силе общеобязательны и не могут отменяться либо преодолеваться как то по-другому, кроме как принятием нового закона. Конституционный Суд реализует конституционный контроль для охраны основ конституционного устройства, свобод и прав гражданина и человека, обеспечения главенства и непосредственного действия Конституции России на всей территории РФ.
Специфика деятельности Конституционного Суда (как и каждого судебного учреждения) состоит в том, что он должен решать исключительно вопросы права и никоим образом не склоняться к политической целесообразности.
При отправлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд обязан воздерживаться от исследования и определения фактических обстоятельств, если это включено в компетенцию иных учреждений или судов. Одновременно с этим Конституционный Суд в некотором смысле ищет, создает право, воздействует на волю правоприменителя и законодателя, формирует прецеденты трактовки федеральных законов и Конституции. Конституционный Суд не ограничен трактовкой Конституции, он формирует конституционно-правовую доктрину мотивацией утвержденных им решений, уточняя содержание и смысл норм Конституции, гарантирует «живучесть», реализуемость Основного Закона. Высочайший статус Конституционного Суда устанавливается и тем, что он является общенациональным арбитром, решая споры и утрясая юридические противоречия между разнообразными учреждениями государственной власти.
В данном смысле Конституционный Суд – гарант ценностей Конституции, средство защиты основ конституционного устройства.
Конституционный Суд не зависит от воздействия иных учреждений государственной власти, также и в материально-техническом и финансовом отношении. Финансирование Конституционного Суда осуществляется путем средств федерального бюджета.
На заседаниях палат Конституционный Суд рассматривает дела, которые относятся к его ведению и не подлежат рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. Такими вопросами являются разрешение дел о соответствии всех актов Конституции РФ, помимо уставов субъектов РФ и конституций республик; рассмотрение споров о компетенции между учреждениями государственной власти регионального (субъективного) и федерального уровней, производство по жалобам на ущемление конституционных свобод и прав граждан, и другие, которые предусмотрены ст. 22 Закона о Конституционном Суде. Закон о Конституционном Суде (ст. 73) определяет, что при склонении большей части принимающих участие в заседании палаты судей к необходимости принятия решения, не соответствующего правовой позиции, отраженной в принятых ранее решениях Конституционного Суда, дело будет передано на рассмотрение в пленарном заседании.
Пленарное заседание Конституционного Суда – организационно-правовая форма конституционного судопроизводства, которая связана с разрешением всякого вопроса, который входит в компетенцию Суда. Организационными формами судопроизводства Конституционного Суда выступают пленарные заседания его палат. Вопросы, которые рассматриваются на заседаниях палат и пленарных заседаниях, различаются. В соответствии со ст. 2 Закона о Конституционном Суде, на пленарных заседаниях Конституционный Суд рассматривает дела о соответствии уставов субъектов РФ и конституций республик Конституции России, трактует Конституцию РФ, дает заключения о выполнении определенного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ, принимает послания Конституционного Суда, разрешает вопрос и выступлении с законодательной инициативой.
Полномочия (компетенция) Конституционного Суда – это комплекс определенных Конституцией и федеральным законом функций Конституционного Суда в качестве федерального учреждения конституционного контроля России.
Конституционный Суд имеет связанную компетенцию – уполномочен реализовывать собственные полномочия только по жалобам или запросам органов (лиц), указанных в Конституции РФ: Президента России, палат Правительства РФ, Федерального Собрания. В полномочия Конституционного Суда включаются:
— рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ: нормативных актов Президента, федеральных законов, нормативных актов Совета Федерации, Правительства РФ, Государственной Думы; конституций республик, законов и уставов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации, договоров между учреждениями государственной власти РФ, а также международных договоров РФ, которые не вступили в силу;
— рассмотрение споров о полномочиях: между федеральными учреждениями государственной власти, между учреждениями государственной власти РФ и субъектов РФ; между высочайшими государственными учреждениями субъектов РФ;
— проверка конституционности закона, который применяется либо подлежит применению в определенном деле по жалобам на ущемление конституционных свобод и прав граждан и по запросам судов;
— трактовка Конституции РФ;
— выдача заключений о выполнении определенного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене либо осуществлении другого тяжкого преступления;
— реализация других полномочий, которые предоставлены ему законодательством.
Как закреплено в ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон, ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»), Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Н.С. Бондарь констатирует, что «будучи органом судебной власти, Конституционный Суд РФ одновременно (в силу своих функциональных и институционных характеристик) — это больше, чем суд» .
Как отмечает Н.В. Витрук, в Российской Федерации действует европейская модель судебного конституционного контроля в виде функционирования самостоятельного Конституционного Суда РФ . Российский Конституционный Суд создан как орган конституционного контроля, деятельность которого должна служить гарантией надлежащего применения положений Конституции РФ как основополагающего нормативного правового акта страны. Г.А. Трофимова обоснованно полагает, что «Конституционный Суд Российской Федерации должен иметь право констатировать пробелы в имеющемся законодательстве и устанавливать Федеральному Собранию Российской Федерации сроки для их устранения».