Контрольная работа Педагогика/Психология Психология социальной работы

Контрольная работа на тему «Функции психологии в социальной работе»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Понятие и виды функций психологии в социальной работе 5

2. Особенности функций психологии в социальной работе 9

Заключение 14

Список литературы 15

  

Введение:

 

Актуальность темы. Современное общество с характерными для него активными трансформациями и вызовами выводит психолога в ряд наиболее востребованных специалистов. Практические психологи востребованы в сферах консультации, обучения, экспертизы, профилактики, коррекции и др. Прикладные психологические исследования способствует выявлению проблемных точек и механизмов возникновения негативных социально-психологических явлений, построению прогнозов и рекомендаций по оптимизации психологической реальности. Благодаря фундаментальным исследованиям психологов наука приближается к пониманию основных закономерностей психической активности животных, людей и их объединений.

Осмысление места и роли отдельных областей психологии в системе научного знания и практической помощи, а также в системе самой психологии позволяет эффективно использовать их возможности на современном этапе развития и трансформации общества. Одной из таких областей является история психологии. Ее актуальность не самоочевидна. Для студента-психолога, как и значительной части психологов-практиков и даже исследователей, история собственной науки представляется неким набором не всегда актуальных и эвристичных теорий, знание которых вряд ли пригодится в их работе. Вместе с тем, знакомство с методологическим аппаратом современных историко-психологических исследований раскрывает возможности и перспективы этой области психологии для решения задач современного общества.

Перечень функций психологии высвечивает значение истории психологии для развития психологического знания и практики, определения места психологии в жизни современного человека и общества. История психологии помогает в систематизации накопленных психологических идей и методов, в определении перспективных линий и прогноза развития психологии. Для субъекта психологического познания разных уровней социально-психологической организации – от личности ученого до научного сообщества и общества в целом – историко-психологическое знание является «подушкой безопасности». Владение им ограждает субъекта от неверных, тупиковых и небезопасных путей психологического познания и воздействия. Позволяет не только осознанно и компетентно выбирать путь психологического исследования и помощи, но и подготавливает к неизбежным трудностям на этом пути.

Научная действительность в каждой сфере человеческого знания выполняет ряд функций, следовательно, и психология в социальной сфере осуществляет следующие функции. В общем случае можно выделить теоретическую и методологическую функции психологии в социальной работе.

Теоретическая функция психологии в социальной работе заключается в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, коллективно-психологическими явлениями, процессами, закономерностями, с другой стороны. Методологическая функция психологии социальной работы выражается в ее использовании для исследования социально-педагогических процессов, конструирования методов социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности. В частности, психология в социальной работе выполняет такие функции, как объяснительная, диагностическая, проектирования, прогностическая.

Цель работы: рассмотреть понятие и особенности функций психологии в социальной работе.

Задачи работы:

– рассмотреть понятие и виды функций психологии в социальной работе;

– охарактеризовать особенности функций психологии в социальной работе.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, психология социальной работы и практическая социальная работа являются взаимосвязанными феноменами современного общества, а также научными понятиями, посредством которых характеризуются конкретные виды профессиональной деятельности, имеющие много общего при существующем различии их содержания. В целом социальная работа чаще всего связана с удовлетворением различных социально-бытовых потребностей человека и реализуется через оказание ему социальной помощи, социальной поддержки или социального обеспечения.

Кроме того, практическая социальная работа в значительной мере носит преобразующий характер, поскольку непосредственно направлена на развитие и совершенствование личности клиента. Социальный работник и психолог помогают клиентам социальных служб органично интегрироваться в различные структуры общественной жизни, устанавливать нормальные отношения с самим собой и с окружающими людьми.

Значимость психологического знания в социальной работе обуславливается и необходимость проведения профилактической работы: с подростками и молодежью, отличающимся асоциальным поведением; лицами, склонными к суициду; лицами, склонными к частым «кризисным психическим состояниям» и др. Во всех этих случаях социальная поддержка имеет в основном характер индивидуальной психосоциальной работы.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие и виды функций психологии в социальной работе

К основным функциям психологического обеспечения социальной работы следует отнести: теоретическую, методологическую, прикладную (конкретно-практическую), объяснительную, диагностическую, проектирования и прогнозирования.

Теоретическая функция психологии в социальной работе – это деятельность специалистов по установлению устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения социальных проблем, с одной стороны, и индивидуальными, а также коллективно-групповыми явлениями и состояниями, с другой.

Методологическая функция психологии социальной работы представляет собой деятельность по использованию в исследованиях социально-педагогических процессов и конструировании процесса социализации личности всего арсенала методических приемов психологического знания. Социализация личности – это усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества.

Диагностическая функция психологии обеспечивает социальной работе полноценное и надежное изучение личности и группы в их многообразии и развитии. Диагностика обеспечивает высокую точность и своевременность процесса прогнозирования и регулирования социально-психологических феноменов.

Объяснительная функция психологии в социальной работе заключается в том, что на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности. Эти знания позволяют понять смысл происходящего и выбрать оптимальный вариант социального действия.

Психологическое проектирование в социальной работе – это конструирование и описание социально-психологических обстоятельств, а также выявление на этой основе возможных проблем при реализации социальных мероприятий.

Психотерапевтическая функция – психологическое консультирование и психореабилитационная деятельность.

Функция регулировки социального взаимодействия (регулировочная функция) имеет своей направленностью в первую очередь коррекцию девиантного поведения.

Наконец, прогностическая функция психологии состоит в определении перспективных личностных и групповых образований, опираясь на которые можно и должно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной самопомощи.

Психологическое обеспечение должно отвечать следующим требованиям:

– строгое соответствие всего комплекса психологических мероприятий всесторонней оценке социальной обстановки и степени ее напряженности;

– носить упреждающий характер и быть активным;

– отличаться системностью, планомерностью и постоянным характером;

– основываться на надежном социально-психологическом прогнозе.

Наиболее очевидной функцией является познавательная: психология выступает источником знания всех известных научных психологических фактов и объясняющих их концепций, т.е. фундаментом любого научного исследования. Выполняя рефлексивную функцию, психология к тому же помогает адекватно оценить познавательные возможности и преобразовательный потенциал психологического знания. Эта роль особенно актуальна в условиях возрастания проблем этики психологического исследования и воздействия, социальной ответственности науки.

С рефлексивной функцией связаны социальная и аксиологическая функции психологического знания. Социальная функция ответственна за понимание роли и места психологии в системе общественного устройства. Опыт применения психологических знаний для решения просветительских, образовательных, производственных, оборонных, пропагандистских, терапевтических и др. задач в истории разных стран свидетельствует о возможностях привлечения психологов для решения актуальных задач современного общества.

Однако психология является источником знания не только о возможностях, но и ограничениях вмешательства психолога-исследователя и практика в социальную активность личности и группы. В этом состоит ее аксиологическая функция. Историко-психологическое знание участвует в определении критериев оценки психологических теорий, психологической безопасности методов и систем практической помощи.

Философия профессии «Социальная работа» ориентирована на ценность государства, эффективность социальной поддержки, общественных отношений и связей, помощь клиенту в условиях, которые социально неодобряемы, где правильность выбора поведения клиента определяется социальной службой. При этом клиент, скорее, воспринимается как объект взаимодействия, а не как субъект. В этом случае для эффективности оказания помощи у социальных работников появляется задача наделить клиента субъектностью [3, с. 370].

Подготовка будущих социальных работников требует не только получения практического профессионального опыта, т.к. данная деятельность относится к сфере государственных услуг и социально направленна. Как отмечает Т.С. Базарова, гуманизация процесса обучения проявляется через личностно ориентированный характер, в результате которого происходят приобретение знаний и умений для решения жизненных задач, пересмотр своего ценностно-мотивационного мира, приобретение самоценности и индивидуальности, связанных с внутренними изменениями личности.

Мы считаем, готовность к деятельности, в том числе и профессиональной, должна рассматриваться как качество личности, как определенный уровень личностного развития, в том числе и при практико-ориентированной направленности образовательного процесса.

Существенные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений. В социальной работе широко применяется психологическая консультация. К ней прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, семейные люди и т. д. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему, свое поведение.

Психологическое консультирование можно представить как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки: реципиент осознает недостатки в структуре собственной личности, вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психических образований в новые условия своей жизнедеятельности.


Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы