Контрольная работа Юриспруденция Профсоюзное движение

Контрольная работа на тему Формы регулирования социального партнерства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, принципы и формы социального партнерства 6
Заключение 17
Список использованной литературы 20

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одним из условий обеспечения долгосрочного устойчивого социально-экономического развития страны в целом, регионов и предприятий является обеспечение баланса экономиче-ских интересов между органами государственной власти и органами мест-ного самоуправления с одной стороны, и бизнесом и обществом, с другой. Обеспечение указанного баланса возможно при выполнении ряда условий, в том числе реализации партнерских отношений между властью, обще-ством и бизнесом.
По своей сущности партнерские отношения предполагают наличие взаимной выгоды между сторонами сотрудничества. С указанной точки зрения социальное партнерство создает необходимые условия повышения эффективности используемых представителями сообщества предпринима-телей экономических ресурсов, повышает результативность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также благоприятствует развитию комфортных условий проживания для населения.
Актуальность и значимость развития социально-трудовых отноше-ний на основе механизмов социального партнерства подчеркивается поло-жениями программных документов, определяющих стратегические ориен-тиры развития России. Так в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года содержится положе-ние о необходимости формирования условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качества рабочей силы, созданию эффективных механизмов регу-лирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рын-ке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и госу-дарства.
Степень изученности проблемы. Вопросы формирования и разви-тия социально-трудовых отношений – предмет исследований многих уче-ных. Теория трудовых отношений берет начало в трудах представителей первых научных школ: меркантилизма (Томас Мен, Антуан де Монкретьен, И.Т. Посошков), физиократии (Ф. Кенэ).
Значима в эволюции учения теория трудовой стоимости, ряд науч-ных трудов Дж. М. Кейнса.
Основы учения о социально-трудовых отношений разработаны представителями многих зарубежных экономических школ. В настоящее время исследованием социально-экономических проблем занимается ряд российских ученых, среди которых необходимо выделить В.В. Адамчука, М. Байгереева, Л.В. Бондаренко, Н.А. Волгина, Ю.П. Кокина, Б.П. Панко-ва, В.И. Плакся, Л. И. Ржаницыну, Г.Е. Слезингера.
Методологической базой исследования выступает совокупность научных принципов, методов и приемов познания социальных процессов и отношений. В частности, использовались структурно-функциональный, ин-ституциональный и диалектический методы исследования функционирова-ния социально-правовых систем. Анализ законодательства, изучение пра-воприменительной практики, обобщение организационного опыта, выра-ботка предложений и выводов осуществлялись на основе системного, ло-гического, сравнительно-правового, историко-правового, юридического, социологического методов познания.
Объектом исследования в контрольной работе являются социально-трудовые отношения.
Предмет исследования — технологи развития социально-трудовых отношений на основе механизмов социального партнерства.
Цель данного исследования состоит в определении направлений со-вершенствования социально-трудовых отношений на основе повышения эффективности системы социального партнерства.
Для решения указанной цели в ходе написания контрольной работы были решены следующие задачи:
— исследовать теоретические основы трудовых отношений и социально-го партнерства;
— провести анализ параметров системы социально-трудовых отношений на федеральном, региональном и локальном уровнях;
Теоретической базой контрольной работы стали научные труды и публикации ведущих ученых в данной отрасли знаний, официальные до-кументы правительства и других директивных органов по исследуемой проблеме.
В качестве информационной базы написания контрольной работы послужили федеральные и региональные нормативно-правовые докумен-ты, определяющие условия реализации социального партнерства на уровне региона, учебники и учебные пособия, научные статьи в специали-зированных научных журналах, а также официальные Интернет-ресурсы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разра-ботанные направления развития социально-трудовых отношений могут применяться на различных уровнях экономической организации общества.
Объем и структура работы. Контрольная работа состоит из введе-ния, основной части, заключения, библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По своей сущности партнерство предполагает наличие взаимовыгод-ных отношений между участниками социально-экономических отношений. Субъектами социально-экономической системы в данном случае являются:
— работники предприятий и организаций, а также профессио-нальные объединения;
— работодатели (представители бизнеса);
— органы государственной власти и органы местного самоуправ-ления.
Основной целевой установкой социального партнерства является по-иск баланса экономических интересов перечисленных выше субъектов.
Практика хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что взаимоотношения работодателей и профсоюзов не всегда происходят кон-структивно. К сожалению, не на всех предприятиях и не во всех организа-циях профсоюзы существуют в принципе. Подводя итог вышесказанному, система социального партнерства в России находится в стадии своего формирования и развития. Вместе с тем необходимая нормативно-правовая база для развития социального партнерства в нашей стране сформирована.
Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим процесс реализации социального партнерства в регионах Российской Фе-дерации, является Трудовой кодекс Российской Федерации. Раздел II части второй Трудового кодекса Российской Федерации раскрывает ключевые положения социального партнерства в сфере труда. Учитывая федератив-ный характер государственного устройства Российской Федерации, возни-кает необходимость многоуровности в регулировании процессов социаль-ного партнерства. С точки зрения регионального уровня социального партнерства, наибольшее применение имеют коллективные переговоры и взаимные консультации.
В России в целом следует отметить достаточную развитость норма-тивно-
правовой базы социального партнерства, вместе с тем следует ука-зать на то важное обстоятельство, что сам феномен социального партнер-ства для нашей страны с точки зрения его реализации в условиях рыноч-ной экономики является достаточно новым и не до конца устоявшимся. Поэтому необходимо рассмотрение зарубежного опыта и зарубежных мо-делей для возможных адаптаций последних к специфике экономики совре-менной России.
Формирование моделей бипартизма и трипартизма в развитых за-падных странах происходило в соответствии с национальной спецификой, однако современные исследователи выделяют три основных модели исхо-дя из уровня переговорных процессов.
Решающую роль в развитии системы социального партнерства за рубежом сыграли трагические события российской революции 1917 г. и последующее формирование социалистической экономики в нашей стране. Именно данный фактор заставил рыночную экономику Запада переориен-тироваться в сторону социальной ориентации и поиску консенсуса в обще-стве.
Перспективными направлениями развития социального партнерства -развитых странах являются инновационные подходы к снижению уровня безработицы, повышению занятости людей с ограниченной дееспособно-стью,
подготовке и переподготовке кадров, а также повышению социаль-ной ответственности предприятий и компаний. В основном зарубежный опыт в сфере социального партнерства следует признать положительным и эффективным. Данное обстоятельство может быть объяснено тем фактом, что наиболее развитые страны отказались от модели классического рынка в пользу смешанной экономики с ориентацией на социальную составляю-щую. В России ключевые направления развития социального партнерства в целом ориентированы на лучшие мировые практики. Безусловно, наша страна обладает собственной уникальной спецификой, и любые зарубеж-ные практики требуют своей адаптации к реалиям современной российской экономики.
На федеральном уровне ключевым механизмом реализации социаль-ного партнерства является Российская трёхсторонняя комиссия по регули-рованию социально-трудовых отношений.
Комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений и согласова-ния социально-экономических интересов общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.
Ключевым нормативным правовым документом, регламентирующим деятельность Российской трёхсторонней комиссии по регулированию со-циально-трудовых отношений является Федеральный закон от 1 мая 1999 г. 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию соци-ально-трудовых отношений».
Кроме того, предусматривается обязательное приглашение коорди-наторов сторон, представляющих в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений общероссийские объ-единения профессиональных союзов и общероссийские объединения рабо-тодателей, на заседания Правительства при рассмотрении вопросов регу-лирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отно-шений.
Однако на сегодняшний день существует ряд проблем, препятству-ющих развитию социального партнерства. Вместе с тем значительный по-тенциал развития социального партнерства заложен на уровне региона.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Сущность, принципы и формы социального партнерства

В современной специализированной научной экономической литера-туре социальное партнерство рассматривается обычно как элемент систе-мы трудовых отношений . В основу современных исследований в трудо-вом праве легли изыскания многих ученых, которые заложили фундамент науки трудового права и права социального обеспечения. Свой весомый вклад внесли не только представители науки трудового права, но и поли-тологи, социологи, экономисты и другие специалисты.
Отечественные исследователи связывают возникновение идей соци-ального партнерства в России с заключением первого коллективного дого-вора между Бакинскими рабочими-нефтяниками и нефтепромышленника-ми, названый «Мазутной конституцией». Этот коллективный договор вступил в силу с 1 января 1905 г. и стал распространяться на рабочих и мастеровых нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленно-сти.
Заключению этого коллективного договора предшествовала гранди-озная стачка рабочих-нефтяников. Нефтяная отрасль несла огромные по-тери. Поэтому в результате длительных переговоров в конце декабря представители рабочих, которые еще не были объединены в профсоюз, сумели добиться невиданных по тем временам финансовых уступок, кото-рые составляли 150 тыс. руб. в месяц или около 2 млн руб. в год.
Таким образом, по мнению доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета Т.А. Сошниковой, с 1 ян-варя 1905 г. были внесены изменения в условия труда рабочих нефтяной и газовой промышленности. Именно с того времени во главу угла были по-ставлены те главные составляющие социального диалога, о которых сего-дня говорит МОТ – это переговоры, консультации и информация. И непременно присутствовал взаимный интерес. Доведенные до отчаяния рабочие в ходе протестных действий сожгли 225 нефтяных вышек, добыча нефти упала на 30 пудов. В этой связи нефтепромышленники вынуждены были пойти на уступки рабочим и подписать коллективный договор, в ко-тором предусмотрели установление девятичасового рабочего дня, а нака-нуне праздников – восьмичасового, увеличения заработной платы и ее ре-гулярной выплаты .
Современное толкование природы партнерства предполагает нали-чие взаимовыгодных отношений между участниками социально-экономических отношений. Субъектами социально-экономической системы в данном случае являются:
— работники предприятий и организаций, а также профессиональ-ные объединения;
— работодатели (представители бизнеса);
— органы государственной власти и органы местного самоуправле-ния .
Основной целевой установкой социального партнерства является по-иск баланса экономических интересов перечисленных выше субъектов со-циального партнерства :
1. Рассмотрение социального партнерства в качестве особого типа общественных отношений между социальными группами, слоями, класса-ми, общностями и властными структурами.
2. Представление социального партнерства в качестве от-дельного механизма взаимоотношений между государственными органа-ми, представителями трудящихся и работодателями.
3. Рассмотрение социального партнерства в качестве особого типа социально-трудовых отношений, возникающего в рыночной экономике, обеспечивающего на основе равноправного сотрудничества наемных ра-ботников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.
Практическая реализация социального партнерства на практике определяется большим количеством ограничений, так называемыми «пра-вилами игры», которые определяют параметры поведения субъектов соци-ального партнерства, а именно – власти, бизнеса и местного сообщества. Однако следует иметь в виду то важное обстоятельство, что социальное партнерство не следует ограничивать только сферой трудовых отношений. Положения социального партнерства применимы и в других сферах соци-ально-экономических отношений, когда необходим поиск консенсуса меж-ду властью, бизнесом и местным сообществом .
Российская действительность свидетельствует о том, что, как прави-ло, инициатива социального партнерства исходит от органов государ-ственной власти или органов местного самоуправления (конвергенция), хотя гипотетически возможен вариант и дивергентных взаимоотношений (когда инициатива исходит от трудовых коллективов или местного сооб-щества).
Важным аспектом развития социального партнерства в современной России является необходимость согласования единых подходов к реализа-ции политики в сфере социально-трудовых отношений в частности и соци-ально-экономических отношений в целом на уровне федерации в целом, отдельно взятых регионов и муниципальных образований, а также отдель-ных отраслей и видов экономической деятельности .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы