Контрольная работа на тему Формы библиотечного обслуживания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общее понятие, ресурсы и технология библиотечного обслуживания 5
Глава 2. Основные формы библиотечного обслуживания 10
Заключение 17
Список литературы и источников 18
Введение:
Актуальность темы рассматриваемой проблемы заключается в том, что в последние годы деятельность российских библиотек основана на определенной технологии, формирование которой осуществляется под влиянием ряда внешних факторов; внутренняя среда. Решающая роль принадлежит технологической среде, окружающей библиотеку. Современные технологические инновации активно влияют, прежде всего, на процессы, связанные с формированием информационных ресурсов и организацией обслуживания пользователей. Вся история развития библиотек – это история использования в своей деятельности тех технологических решений, которые получили широкое распространение в общественной жизни.
Являясь открытой системой, библиотека получает из внешней среды различного рода ресурсы, прежде всего информационные. Технология создания отдельных видов документов и их общественное признание послужили основой для формирования библиотечных фондов. Вот почему печатная книга постепенно вытеснила из библиотечных фондов своего предшественника, рукописную книгу. В 20 веке на полках библиотечных запасников рядом с разного рода печатными произведениями появились грампластинки, аудио- и видеокассеты, а теперь и компакт-диски, которые все активнее вытесняют книги. Перьевую ручку заменила в библиотеке пишущая машинка, которую сейчас заменяет компьютер, а книжные носители заменила электронная доставка документов.
Технические средства и технологические решения, используемые в библиотеках, сегодня соответствуют современному уровню развития общества и, несомненно, претерпят изменения в будущем. Это связано с тем, что современное общество характеризуется высокими темпами изменений в сфере технологий. По мнению исследователей, эта тенденция сохранится и в будущем. Компьютеризация, лазерные, микроволновые, полупроводниковые технологии, интегрированные линии связи, робототехника, производство синтетических материалов и генная инженерия относятся к числу крупнейших технологических новшеств последнего времени, глубоко затронувших все социальные процессы.
Наибольшее влияние на развитие библиотечной работы оказали технологические решения в области компьютерной техники и средств связи. Появление полупроводников и микропроцессоров сделало доступными маленькие компьютеры. Стали использоваться компакт-диски, позволяющие хранить такой объем информации, для которого ранее потребовались бы целые здания. Достижения в области вычислительной техники и средств связи позволили обеспечить хранение, обработку и практически мгновенную передачу больших объемов информации. Использование технологий позволило библиотекам перейти на комплектование электронных документов, продолжить работу по миниатюризации документов и созданию их электронных копий, что значительно повысило сохранность фондов и уменьшило потребность в складских площадях. Чем выше технологический уровень развития общества, тем больше у библиотек форм библиотечного обслуживания и возможностей использовать свою инфраструктуру и технический потенциал для достижения поставленных целей, что в конечном итоге приводит к расширению спектра библиотечно-информационных услуг и повышению их качества. Низкий уровень технологического развития не позволяет библиотекам в полной мере реализовать свои функции.
Цель работы – изучить формы библиотечного обслуживания.
Задачи:
1) рассмотреть общее понятие, ресурсы и технология библиотечного обслуживания;
2) показать основные формы библиотечного обслуживания.
Заключение:
Как выяснилось в данной работе, деятельность библиотеки как социального института по предоставлению библиотечно-библиографической и информационной продукции и услуг в различных видах и формах в целях удовлетворения и развития различных потребностей социальных субъектов средствами библиотечно-библиографической деятельности и информационная деятельность на основе использования мировых документальных и электронных информационных ресурсов – все это библиотечное обслуживание.
Современное библиотечное обслуживание основано не только на использовании документального фонда конкретной библиотеки, но и предполагает использование принципиально новых возможностей доступа к информации вне зависимости от времени и местонахождения как документа, так и пользователя. Таким образом, целью библиотеки является сохранение баланса традиционных, базовых ценностей с трансформацией, препятствующей поглощению книг, чтения и существующей культуры.
В дальнейшем, в условиях стремительного проникновения цифровых технологий во все сферы жизни современного общества, изменятся способы производства и потребления информации, модели информационного и библиотечного обслуживания пользователей. С одной стороны, библиотеки останутся хранителями накопленных знаний в традиционном бумажном формате, с другой стороны, стремительно развивающиеся процессы цифровизации потребуют от них разработки и внедрения принципиально новых форматов хранения и методов работы с ними.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общее понятие, ресурсы и технология библиотечного обслуживания
Деятельность современной библиотеки, в основном обеспечивающая потребности читателей, их стремление развивать свои знания, является библиотечным обслуживанием. Поэтому целью сервиса является наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей читателей. Эта цель указывается при выполнении определенной услуги.
Теоретически для обоснования единства всех видов обслуживания в библиотеке можно рассматривать ее, в первую очередь, как систему. С этих позиций в библиотечном обслуживании, как и в любой другой деятельности, направленной на общение с людьми, в связи с чем можно выделить следующие компоненты данной деятельности:
1) цели деятельности,
2) предмет деятельности,
3) объект, на который направлена эта деятельность,
4) ресурсы деятельности (средства возможности),
5) процессы (технология) деятельности,
6) условия деятельности,
7) результаты деятельности.
Цель библиотечного обслуживания – это наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей библиотеки. Библиотекарь и читатель являются субъектами обслуживания.
В качестве объекта библиотечного обслуживания можно рассматривать потребности читателей, на удовлетворение которых оно, в первую очередь, направлено, предметом обслуживания являются запросы, выражающие эти потребности, трансформирующиеся в процессе обслуживания .